Астрономия, авиация, космонавтика - В-2 - "Бомбардировщик 21 века"

 

В начале марта 1989 года в возрасте 54 лет от рака скон-

чался Джон Патьерно. До момента смерти его имя оставалось

неизвестным широкой публике, хотя, бесспорно, он был выдаю-

щимся инженером-конструктором. Но Патьерно работал над со-

вершенно секретным проектом. Именно под его руководством

создан В-2 - "Бомбардировщик 21 века", - "Невидимый" для

радиолокаторов, как утверждают в Пентагоне.

 

Впервые самолет продемонстрировали американским высоко-

поставленным лицам и избранным представителям прессы в но-

ябре 1988 года. Однако, Патьерно так и не увидел свое дети-

ще в воздухе. Сроки взлета "чуда" неоднократно переноси-

лись. Позднее было объявлено, что первый полет В-2 состоит-

ся в июле.

 

Джон Патьерно - продолжатель дела знаменитого американс-

кого авиаконструктора Джона Нордропа, сконструировавшего

несколько самолетов-рекордсменов. На его "Сириусе" Чальз

Линдберг совершил в 1931 году перелет из Нор-Хейвена (США)

через Канаду, Аляску, Комчатку, Курилы и Японию в Китай. В

1932 году Амелия Иерхард на "Веге" первая среди женщин в

одиночку пересекла Атлантику. Потом была скоростная "Альфа"

- самолет, оказавший влияние на все мировое авиастроение. В

1939 году в Калифорнии была зарегистрирована компания

"Нордроп эйркрафт".

 

В годы войны на "Нордроп" посыпались заказы. С конвейеров

стали сходить ночные истребители и фоторазветчики. "Норд-

роп" постоянно искал и внедрял новинки. Конструктора зани-

мала такая проблема, как увеличение дальности полета. Норд-

роп пришел к такому выводу, что наиболее подходящим вариан-

том для увеличения радиуса действия самолетов является схе-

ма типа "летающее крыло". Она позволяет уменьшить лобовое

сопротивление и снизить массу летательного аппарата, а

внутри крыла разместить двигатели и полезную нагрузку. В

1941 году экспериментальное "летающее крыло" NIM выкатили

на аэродром. Испытания NIM и более поздней модели N9M прив-

лекли внимание военного ведомства. Фирма получила заказ на

создание тяжелого бомбардировщика ХВ-35. К тому времени,

когда пилот М.Стэнли в июне 1946 года поднял в воздух 4х

моторный ХВ-35, война закончилась. Но на смену войне "горя-

чей" приходила война "холодная". "Доктрина Трумана" и стра-

тегия "ядерного устрашения" требовали наращивания ударной

мощи США. Ее основу составляла бомбардировочная авиация.

Вот почему три ХВ-35 спешно переоснастили реактивными дви-

гателями. Машины получили марку YB-49. В октябре один из

YB-49 перелетел с калифорнийской базы Мюрок Лейк в Вашинг-

тон, покрыв расстояние в 3630 киломметров со средней ско-

ростью 822 км/ч. Последующие испытания завершились траги-

чески. 5 июня 1948 года капитан Глэн Эдвардс, проверяя са-

молет на боковую устойчивость, не справился с управлением.

Бомбардировщик стал терять высоту и разбился. Экипаж погиб.

Второй YВ-49 потерпел катострофу при взлете.

 

Пентагон решил не испытывать судьбу и отказаться от заку-

пок YB-49.

 

Неудача ударила по престижу "Нордропа" но не обескуражила

его. Он увлекся очередной идеей - создал для ВВС первую

крылатую ракету большой дальности "СНАРК". Однако проект

опередил свое время: из за неполадок в системе наведения

ракета в серию не пошла. Среди новичков, оказавшихся во

главе "Нордроп Корпорейшен", был и Томас Виктор Джоунс, ус-

певший к тому времени поработать в "Дуглас эйркрафт" и Пен-

тагоне. Карьера Джоунса в "Нордроп" развивалась стремитель-

но. В 1959 году он уже президент фирмы, а позже заполучил и

пост председателя совета директоров.

 

Джоунс не стал гоняться за амбициозными проектами. Он

сделал ставку на сравнительно дешевый легкий истребитель

F-5, который в скоре вышел в рекордсмены по экспортным пос-

тавкам: свыше трех тысяч истребителей и его учебных вариан-

тов были закуплены 32мя странами. Недаром за Томасо Джоун-

сом закрепилась слава "гения маркетинга".

 

Правда, в начале 70х годов выяснились просто потрясающие

факты о методах воздейсвия на клиентов "калифорнийского ге-

ния". Он их подкупал. Только за 1971-73 годы корпорация

"Нордроп" пустила на взятки 30 миллионов долларов. Короли и

министры, генералы и руководители спец служб, известные по-

литические деятели и дипломаты оказались в петле долларово-

го лассо, ловко брошенного рукой мистера Джоунса.

 

Скандал разразился изрядный. Но "гений" выкрутился. Он,

во-первых, заложил своих коллег из других корпораций, кото-

рые тоже прибегали к подкупу. Во-вторых, обратился за по-

мощью к влиятельным покровителям (тогда хозяином Белого До-

ма был приятель министра Джоунса - Ричард Никсон).

 

В сою очередь Никсон обратил свой взгляд на главу "Норд-

роп корпорэйшн", когда сам попал в беду.

 

Долг платежом красен. И Джоунс с рыцарской щедростью пе-

редал помошнику президента 150 тысяч долларов на оплату ус-

луг адвокатов, защищавших в суде Уотергейтских взломщиков.

Деньги однако не спасли Никсона от позора и отставки.

 

А мистер Джоунс по-прежнему на коне, хотя в 1975 году его

не на долго отстраняли от руководства корпорацией. Вскоре

восстановили на посту председателя совета директоров. Расс-

тущие доходы спасли "гения".

 

После волны неурядиц свет в конце тоннеля для "Нордроп"

забрежил в тот момент, когда администрация Дж.Картера уда-

рила в милитаристские литавры. Тогда-то и появила программа

Stealth. Программа предусматривала создание бомбардировщи-

ка, который призван "изменить военный баланс" в пользу США,

а так же разработку других самолетов и крылатых ракет, не-

видимых для радиолакаторов противника. Этого намеревались

добится путем применения поглощающих радиоволны материалов

обшивки и "зализанных" конструкций планеров летательны ап-

паратов.

 

Собственно, "невидимки" к тому времени уже создавались.

Локхидовский конструктор Кларенс Джонсон работал над проек-

том истребителя F-117. Вскоре он пошел на конвейер. Однако

в Пентагоне новое оружие держали под строжайшим секретом.

Резонно опасались оглашать и стоимость машины. Она шокирует

- 119 миллионов долларов за штуку. А их построено 52.

 

Из за необычности конструкции аэроплан получился неизящ-

ным. Он чем то смахивает на "летающую лягушку". При пилоти-

ровании возникают трудности с управление. По меньшей мере

три машины разбились.

 

По сравнению с "замарашкой" F-117 "Нордроповский" В-2

выглядит элегантно. "Летающее крыло", напоминающее буме-

ранг, поражает чистотой линий. Золотом мерцает остекление

кабины. И это не просто оптический эффект - тончайший слой

позолоты нанесен на фонарь для того, чтобы уменьшить излу-

чение электронных приборов, находящихся в кабине.

 

Но что бы пробить новинку, Джоунсу пришлось немало потру-

дится. Правда, задача облегчилась, когда в Белом Доме воца-

рился еще один старый друг "гения маркетинга" - Рональд

Рейган. В августе 1982 года Пентагон объявил победителя в

конкурсе монополий, оспаривавших право выпускать бомбарди-

ровщики-невидимки. Генподряд достался "Нордроп корпорэйшн".

20 миллиардная программа сулила компании фантастическую

прибыль в размере 3.4 миллиарда долларов.

 

Дабы оградить В-2 от посторонних глаз (не столько от шпи-

онов, сколько от контроля со стороны общественности), Джо-

унсу удалось затянуть нордроповское детище в "невидимый",

или, как его называют в США, "черный бюджет". О суммах, ко-

торые в него включаются, в Соединенных Штатах информированы

лишь несколько членов правительства, конгресса и высокопос-

тавленных военных деятелей. Что это дает ? Позволяет скры-

вать подлинные размеры ассигнований на военные программы.

 

Пышный праздник, устроенный Томасом Джоунсом в честь пер-

вой демонстрации В-2 в ноябре 1988 года, обернулся горьким

похмельем. Американцы не только увидели изящный сулуэт не-

видимки, но и узнали во сколько это удовольствие им обой-

дется.

 

Тогдашний министр обороны США Ричард Чейни крайне обра-

довал противников "невидимки", когда огласил в апреле про-

ект военного бюджета на следующий финансовый год. Шеф Пен-

тагона сообщил, что на год отложен серийный выпуск бомбар-

дировщиков "Стелс". "Я не удовлетворен этой программой, -

сказал глава военного ведомства. - В ней много технических

проблем, и она чрезвычайно дорогостоящая". В его голосе

звучал металл, не сулящий ничего доброго "Нортроп корпо-

рейшн".

 

Тогда Джоунс пригласил Чейни на завод, где изготовляют-

ся бомбардировщики. 26 мая министр обороны посетил предп-

риятие в Палмдейле, дабы "лично увидеть самолет и проблемы

управления с руководителями корпорации". В результате мис-

тер Джоунс очаровал шефа Пентагона. Из уст последнего всо-

ре полились такие речи: " Я вернулся под огромным впечат-

лением ... Моя личная точка зрения состоит в том, что В-2

- очень важная система, что она представляет собой новое

поколение техники ... Я считаю, что нам следует идти даль-

ше и закупить самолет ".

 

Вот такой поворот на сто восемьдесят градусов. Коррес-

пондент телекомпании CNN, который пытал вопросами Ричарда

Чейни, спросил и о финансовых средствах, уже затраченных

на "невидимку". Министр помялся, а потом поведал : " Сог-

ласно докладам, которые я получаю, эта сумма, возможно,

составляет 20 миллиардов долларов ". А по последним дан-

ным, подтвержденным Пентагоном, "Стелс" к сегодняшнему дню

слопал 22,4 миллиарда. Другими словами, В-2 уже поглотил

те огромные деньги, которые первоначально планировалось

выделить на реализацию всей программы. Впрочем, это обсто-

ятельство не смущает Чейни : " Мы уже израсходовали боль-

шую сумму на разработки, и мы готовы теперь приступить к

производству".

 

Вслед за министром обороны к безудержному восхвалению

"невидимки" подключились другие высшие чины Пентагона. Ми-

нистр ВВС США Дональд Райс, например, считал, что нет ни-

каких оснований отказываться от программы. А генерал Бер-

нард Рэндольф, командующий разработками систем вооружений,

даже решился рассекретить некоторые тактико-технические

характеристики самолета. Оказывается его взлетный вес сос-

тавляет почти 159 тонн,а радиусействияез дозаправки достигает

111.112 километров, а с одной дозаправкой - более 118.500

километров. В-2 может нести 22,6 тонны ядерных боеприпасов

или 36,5 тонны обычных бомб.

 

В-2 пржде всего предназначен для ядерных ударов по мо-

бильным стратегическим ракетам и по командным пунктам. Мо-

жет использоваться и для карательных операций против стран

третьего мира. Не зря Б.Рэндольф вспомнил налеты амери-

канской авиации на Ливию в 1986 году. По мнению генерала,

если бы тогда ВВС США располагали "Стелсами", на эту акцию

вместо 100 истребителей-бомбардировщиков потребовалось бы

не более 3-4 "невидимок", которые действовали бы с большей

эффективностью и меньшим риском.

 

Но так ли "невидим" нортроповский бомбардировщик ? Да,

его корпус сделан из композитных материалов на основе

эпоксидного графита и керамики, которые, подобно губке,

поглощают значительную долю радиоволн. Да, обтекаемый си-

лует "Стелса", лишенный стабилизаторов и остых углов, так-

же затрудняет обнаружение, поскольку вкупе с обшивкой

уменьшает эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) (для

сравнения : бомбардировщик В-52 имеет ЭПР равную 40 квад-

ратным метрам, В-1В - 0,4 квадратного метра, а В-2 всего

10,01 квадратных метра, то есть такую же, как у птицы).

Двигатели самолета устроены так, что охлаждают и рассеива-

ют выхлопную струю, маскируя ее от наземных детекторов

инфракрасного излучения.

 

Но все это не гарантирует 100 процентной "невидимости".

Достаточно перевести на более высокий порядок диапазон

частот наземных радиолокационных станций, как они "прозре-

вают". Еще эффективнее РЛС, устанавливаемые на самолетах и

спутниках. С их помощью, утверждают специалисты, обнаруже-

ние "Стелсов" не будет представлять слишком большой проб-

лемы. И еще, навигация и наведение на цель у В-2 осущест-

вляется с использованием тех же радиолокаторов. Если они

включаются, их работу нетрудно засечь.

 

И не зря Чейни говорил о "технических проблемах", когда

еще выступал в роли критика В-2. Они есть, и их не мало.

Бывший заместитель министра обороны Роберт Костелло, ве-

давший в администрации Рейгана закупками военной техники и

хорошо знающий подожение дел в "Нортроп", считает, от бом-

бардировщика следует отказаться хотя бы потому, что техно-

логические процессыи контроль за качеством на заводах ком-

пании поставлены из рук вон плохо.

 

Несколько лет не утихают страсти и судебные тяжбы вок-

руг электронных систем, которые "Нортроп" изготовляет для

баллистических ракет MX, штурмовиков "Харриер" и крылатых

ракет. Блок наведения MX - небольшой агрегат, формой и

размерами напоминающий баскетбольный мяч. В ходе расследо-

вания выяснилось, что работники корпорации при сборки этих

важнейших узлов использовали "не прошедшие технический

контроль", то есть бракованные, детали, а так же "фальси-

фицировали результаты стендовых испытаний". При этом руко-

водители фирмы не стеснялись предъявлять Пентагону двойные

счета на оплату некачественных компонентов. На испытаниях

из 5 запусков из-за дефектов системы наведения боеголовки

2 ракет не попали в цель."60 процентов успеха - "двойка" в

обычных условиях", - зло заметил по этому поводу конгресс-

мен Л. Эспин.

 

Неоднократные переносы сроков летных испытаний "неви-

димки" тоже связаны с низкой готовностью самолета, недос-

таточной проверкой качества его узлов и деталей, хотя к

выполнению программы уже привлечено 34 тысячи инженеров и

рабочих по всей стране.

 

Покуда на заводе номер 42 в Палмдейле собирают первые

предсерийные образцы В-2, Пентагон поспешил запустить на

околоземную орбиту навигационный спутник "NavStar GPS",

призванный облегчить вывод "невидимок" на цели.

 

Корпорация "Нортроп" надеется, что В-2 откроет дорогу

новому классу вооружений. На очереди истребитель-"невидим-

ка" YF-23. На его разработку компания получила 691 милли-

он, а закупка 750 таких самолетов обойдется США в 40-50

миллиардов. Начались испытания созданного в конструкторс-

ких бюро фирмы в соответствии с новомодной пентагоновской

концепцией "конкурирующих стратегий" беспилотного ударного

комплекса "Tasit Rainbou".

 

Несмотря на полную готовность к производству В-2, Пен-

тагон решил на время заморозить этот проект (сказалось по-

тепление отношений между США и наиболее вероятным против-

ником - СССР), на данный момент этот вопрос так и не пояс-

нился.

 

В 1990 году Пентагон продемонстрировал другой самолет -

"невидимку". Этот самолет не отличается изяществом. Истре-

битель - бомбардировщик F-117A скорее напоминает какую-то

экзотическую летучую мышь, нежели современный боевой само-

лет. Конструкторы корпорации "Локхид" за красотой и не

гнались. Задача была у них совсем другая: сделать машиной

"невидимой" для радаров. Из-за этого и причудливость ее

формы (какой контраст с до предела "зализанным" В-2). "Из-

делие" оказалось дорогим. Каждый из 59 построенных самоле-

тов стоит 42,6 миллиона долларов.

 

До последнего времени F-117A оставался невидимым и для

общественности. С 1978 года, когда началось создание само-

лета по программе "Стелс", истребитель был строго засекре-

чен. И вот состоялась его демонстрация. С чего это вдруг

Пентагон решил снять чадру с "невидимки" ? "Военные, -

считает обозреватель американской телекомпании ABC Б.Зел-

ник, - стремятся заручиться поддержкой общественности для

дальнейшего выпуска самолетов по технологии "Стелс".

 

F-117A применялись во время войны в Персидском заливе.

Как отмечает генерал ВВС США, пожелавший остаться неиз-

вестным, самолет не оправдал возложенных на него надежд.

Действительно, "рентабельность" его применения оказалась

черезчур высокой - только 36 процентов ракет, установлен-

ных на самолете, поразили цели, кроме того, F-117A оказал-

ся не таким уж невидимым как для иракских ПВО, так и для

собственных американских самолетов воздушной разведки

E-2C, способных, как известно, управлять тремя эскадриль-

ями перехватчиков и сопровождать до 300 целей одновремен-

но. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее разме-

ров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.

 

С другой стороны, Пентагон, заинтересованный в продол-

жении программы "Стелс", официально заявил о полном успехе

новых самолетов и поставил вопрос о продолжении работ над

В-2 и закупок F-117A. Однако, до сих пор этот вопрос так и

не решен.

 

Кроме того, Пентагон планировал несколько бомбардиров-

щиков В-2 переоборудовать в самолеты-шпионы, взамен само-

лета SR-71.

 

В Пентагоне этот самолет назвали "Черной птицей". Но де-

тище конструктора Кларенса Джонсона скорее подобно черной

молнии. Сильно вытянутый фюзеляж придает машине стреми-

тельность, а специальная черная краска предохраняет корпус

от перегрева. Вдь стратегический разведчик ВВС США SR-71

"Блэк берд" способен мчать на высоте 25 тысяч метров со

скоростью 3220 километров в час. При этом его обшивка рас-

каляется до 594 градусов Цельсия, а фюзеляж из-за высоких

температур удлиняется на 7,5 сантиметра. Расстояние между

Лондоном и Лос-Анджелесом один из SR-71 с несколькими до-

заправками в воздухе продолел за 3 часа 47 минут.

 

Однако в историю "Черные птицы" вошли отнюдб не благода-

ря своим замечательным летным характеристикам, а как само-

леты-шпионы. И вот после 25 лет эксплуатации министерство

обороны США, сокращая военные расходы, решило исключить их

из боевого состава ВВС. Специалисты замечают, что сегодня

задачи, которые прежде возлагались на "Блэк берд", с боль-

шим успехом и меньшими затратами выполняют разведыватель-

ные спутники (по этой же причине был отклонен вопрос о за-

мене SR-71 на В-2).

 

Девять из трех десятков "Черных птиц" передаются в авиа-

ционные музеи США. Все они будут поддерживаться в хорошем

состоянии, чтобы, если потребуется, снова взмыть в небо.

 

 

Хостинг от uCoz
Рейтинг@Mail.ru