Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет        Курсовая работа

 

 

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

 

Волжский Государственный Инженерно Педагогический Институт

 

Профессионально Ц педагогический факультет

 

 

 

КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Мордовченков Н. В.

Выполнил:

Студент  гр. ОП 95 Ц 1

Слепенькин А.Е.

 

 

 

 

Нижний Новгород

1998г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

 

   2.1. Основы организации финансов предприятий 

   2.2. Планирование финансов.

                   2.2.1. Понятие планирования

                   2.2.2. Цели планирования

                   2.2.3. Организация планирования

                   2.2.4. Процесс планирования

 

   2.3. Управление финансами.

                   2.3.1. Управление активами

                   2.3.2. Управление текущими активами

                   2.3.3. Управление основными активами

        

   2.4. Анализ финансового состояния предприятия.

                   2.4.1. Задачи анализа и данные, используемые при                                        анализе

                   2.4.2. Анализ состояния собственных

                            оборотных средств

                   2.4.3. Анализ нормируемых оборотных

                            средств

                   2.4.4. Анализ ненормируемых оборотных

                            средств

                   2.4.5. Анализ оборачиваемости оборотных

                            средств

                   2.4.6. Анализ кредитных взаимоотношений

                            предприятий с банком

 

2.5. Эффект финансового рычага

 

2.6. Ответственность предприятий

 

 

 

 

 

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

3.1 Учетная политика предприятия

 

3.2 Начальный баланс, журнал хозяйственных операций

 

3.3 Открытие корреспонденции счетов

 

3.4 Шахматная ведомость

 

3.5 Оборотная ведомость

 

3.6 Аналитический учет

 

3.7 Конечный баланс

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[ИИБ1] 1. Введение.

 

 

Рыночная экономика предполагает становление и развитие преднприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельнности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать танкую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить тонвары, получать прибыль, снижать издержки.

Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. [1] см. список литературы

 

 

2. Финансовый менеджмент.

 

2.1. Основы организации финансов предприятий.

 

В соответствии с Законом УО предприятиях и предпринимательской деянтельности в РСФСРФ от 25 декабря 1990г. предприятие - это самостоянтельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения  хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удонвлетворения общенственных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что опренденляется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответнственнностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выранжается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котонром числится имущество предприятия.

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на деннежнной основе происходит формирование собственных средств предприянтия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хонзяйнственной деятельности, распределение доходов, образующихся в рензультате этой деянтельности, их использование на цели развития предприянтия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финнансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который обнразунется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму  уставнного канпитала. Это важнейший источник формирования имущества люнбого преднприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организанционно - правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставной капитал направляется  на принобнрентение основных фондов и формирование оборотных средств в разменрах, необнходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственнной деятельнности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использованние которых является важным доходообразующим фактонром. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производнство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реалинзованной продукции. После реализации продукции она принимает денежнную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, котонрая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финнаннсовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее вынделяются качественно разные составные части созданной стоинмости.

Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как изннос основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизанционного фонда является продажа произведенных товаров понтребителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сынрье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников сонставляют изндержки предприятия по производству продукции, прининмающие форму сенбенстоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не раснходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотнные средства восстанавливаются, а понесеннные предприятием издержки по произнводству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сонпонстанвить полученную от реализации продукции выручку и произведеннные зантраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции сонстоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себенстоинмость, то предприятие получает его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом крунгоноборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственнным финнансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самонстоянтельно. Оптимальное использование амортизационных отчисленний и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить произнводство  продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизнводнство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отлинчие  от амортизационных отчислений прибыль не остается полноснтью в раснпоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношенний, которые вознникают между предприятием и государством по поводу распределения сознданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоценленвой источник финансирования его потребностей, но основные направнленния ее иснпользования можно определить как накопление и потребление. Пронпорции распределения прибыли на накопление и потребление опреденляют перспекнтивы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на нанкопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финаннсонвых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной канпитал друнгих предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопнление, нанправляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли испольнзуется на потребление, в результате чего возникают финнансовые отнношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на преднприятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использонвание амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопронвождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизанцинонный фонд  как таковой не формируется, а решение вопроса о распренденленнии принбыли в фонды специального назначения оставлено в компентеннции предприянтия, но это не меняет сущности распределительных пронцеснсов, отнражающих использование финансовых ресурсов предприянтия.

Поскольку  финансы предприятия как отношения являются частью эконномических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деянтельности, принципы их организации определяются основами хозяйнственнной деятельнности предприятий. Исходя их этого, принципы органинзации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельнность в области финансонвой деятельности, самофинансирование, занинтенресованнность в итогах финаннсово - хозяйственной деятельности, отнветнственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деянтельностью преднприятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственнной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству прондукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капинтальные затраты за счет собственных источников. При временной недонстаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о тенкущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладынвая их в производство продукции в целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

 

-амортизационных отчислений;

-прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансонвой            деятельности;

-дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

-средств, получаемых от выпуска облигаций;

-средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акнций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

-долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме

обнлигационных займов);

-других законных источников (например, добровольных безнвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

 

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с вынсокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним отнонсятся предприятия жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие аснсигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий обороннного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться преднпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реалинзации продукции. [1]

 

Основными задачами финансового менеджмента являются:

 

-Планирование финансовой деятельности предприятия

-Управление финансами

-Анализ финансового состояния предприятия

 

 

2.2. Планирование финансов.

 

2.2.1. Понятие планирования.

 

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. [1]

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий. [3]

 

 

2.2.2. Цели планирования.

 

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как  экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельнсоти предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)   подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. [3]

 

 

2.2.3. Организация планирования.

 

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Как показано п.2.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается УсверхуФ, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [3]

 

 

2.2.4. Процесс планирования.

 

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования. [3]

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. [4]

 

2.3. Управление финансами.

 

2.3.1. Управление активами.

 

Существуют следующие основные направлен расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.[4]

 

 

  2.3.2. Управление текущими активами.

 

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.

Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок необходимых материалов;

- введения жестких производственных систем;

- использования современных складов;

- совершенствования прогнозирования спроса;

- быстрой доставки.

 Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.[4]

 

 

2.3.3. Управление основными активами.

 

К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку УплюсыФ добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью. [4]

 

 

2.4. Анализ финансового состояния предприятия.

 

2.4.1. Задачи анализа и данные, используемые при анализе.

                  

Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций  и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны,  состояние финансов предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализ финансового состоянния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финаннсовую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность, состояние норнмируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и динанмика дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость обонротных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, платенжеспособность.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как - производинтельность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также вынполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств преднприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению деннежного оборота. Поэтому анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим ананлиз финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деянтельности должны взаимно дополнять друг друга.

Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, пронверка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финнансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

В связи с различным функциональным назначением и особенностянми использования в планировании и учете средства предприятия подразнделяются на основные и оборотные.

К основным относятся средства стоимостью не менее 500 т.р. за единницу независимо от срока службы, а так же со сроком службы не менее одного года, независимо от их стоимости. Основные средства функционинруют в течение ряда лет, не меняя формы. Их стоимость относится на зантраты производства  в течение всего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия, обеспечивающие создание производнственных запасов и авансирование затрат в процессе производства и реанлизации продукции. Наряду с запасами сырья и материалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до ее реализации, деннежные средства и дебиторскую задолженность.

Главным фактором, определяющим финансовое положение преднприятия является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непренрывности процесса производства и реализации продукции. По методам планирования они делятся на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемыми называют оборотные средства, по которым устананвливается норматив минимальных запасов, необходимых для производнства и реализации продукции. Ненормируемыми называются оборотные средства, по которым нормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты с покупателями за отгруженную продукцию, различные расчеты с организациями и лицами, недостачи и т.п.).

Оборотные средства, обслуживающие производство, включая матенриалы, топливо, малоценные предметы, тару, запасные части называются средствами в сфере производства. В них сосредоточена основная часть оборотных средств предприятия. Оборотные средства в сфере обращения предназначены для бесперебойного процесса реализации продукции, своевременного совершения расчетов и состоят из готовой продукции, тонваров отгруженных, денежных средств и средств в расчетах. Источники формирования оборотных средств делятся на собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства выделяются на покрытие занпасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах и постояннно находятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и временных понтребностей в средствах, связанных, например, с перевыполнением произнводственных заданий.

Основной источник данных для анализа финансовой деятельности предприятия - отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу. Движение уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализинруют содержание его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие на финансовые показатели. Кроме того, привлеченные даннные финансового плана, показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и д.р.

Бухгалтерский баланс характеризует состав, размещение и назначенние средств предприятия на определенную дату. Баланс имеет форму табнлицы, состоит из двух частей - актива и пассива. В активе  показывают сонстав, размещение и использование средств, сгруппированных в зависинмости от их функциональной роли в хозяйстве.

Группировка экономически однородных статей баланса увязана с источниками их образования. Анализ баланса заключается в раскрытии внутренней связи и взаимозависимости отдельных разделов актива и паснсива баланса.

 Раздел I актива УОсновные средства (фонды) и внеоборотные актинвыФ отражает основные и отвлеченные средства предприятия. В активе баланса основные средства (фонды) отражаются по первоначальной стоинмости с одновременным отражением их износа в пассиве баланса. К отнвлеченным относятся средства, изъятые из хозяйственного оборота преднприятия (платежи из прибыли в бюджет, уплата банку процентов за крендит, перечисление средств вышестоящей организации), отчисления в фонды. В этом же разделе отражаются убытки.

Раздел II актива УНормируемые оборотные средстваФ отражает не только фактические остатки, но и установленные нормативы по всей группе средств. Поэтому данный раздел баланса содержит четыре графы показателей: нормативы и фактические остатки на начало и конец отчетнного периода.

Раздел I пассива УИсточники собственных  и приравненных к ним средствФ включает уставной фонд, износ основных средств, безвозвратное финансирование и прибыль. В заключительном балансе безвозвратное финансирование присоединяется к уставному фонду.

К источникам, приравненным к собственным, относятся устойчивые пассивы - привлеченные предприятием средства, имеющие постоянный (устойчивый) характер. Здесь же отражаются средства, изъятые у преднприятия в связи с кредитованием по обороту.

Раздел I пассива является источником покрытия I и II разделов актинва. При этом раздел I актива покрывается разделом I пассива полностью, а раздел II актива  разделом I пассива  только в размере установленного норматива.

В разделе II пассива УКредиты банка под нормируемые оборотные средстваФ отражается задолженность банку по ссудам. Этот раздел являетнся источником покрытия раздела II актива в части запасов  товарно-матенриальных ценностей.

За общим итогом  этого  раздела показывается регулирующая статья II-1 УИзнос малоценных и быстроизнашивающихся предметовФ, которые  в активе отражаются по первоначальной стоимости. Здесь же отражается статья II-2 УРезерв на покрытие предстоящих расходов или потерьФ.

В разделе III актива  показаны как ненормируемые оборотные среднства, так и другие вложения, связанные с основной деятельностью, а в разделе III пассива - их источники.

Раздел III актива УДенежные средства, расчеты и прочие активыФ отражает ненормируемые средства: кассу, расчетный счет и прочие счета в банке, прочие денежные средства , товары отгруженные, дебиторскую зандолженность. Денежные средства показываются в сумме действительного наличия, другие статьи - в размере фактической задолженности на день составления баланса. В этом же разделе показываются расходы, не перенкрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования, изнлишне внесенная в банк амортизация, недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм естественной прибыли. В отдельный подраздел по активу  и пассиву выделены средства на капитальный ремонт и все затранты, включая авансы поставщикам и подрядчикам. [2]   

 

 2.4.2. Анализ состояния собственных оборотных средств.

 

Анализ состояния собственных оборотных средств заключается  в определении их наличия на начало и конец отчетного периода и проверке их использования. Сумма источников собственных и приравненных к ним средств при правильном их использовании должна покрывать вложения предприятия в основные средства и внеоборотные активы, а также в норнмируемые оборотные средства в пределах установленного норматива.

Для определения наличия собственных оборотных и приравненных к ним средств необходимо из итога раздела I пассива баланса, в котором отражаются источники собственных и приравненных к ним средств (устойчивые пассивы принимаются только в части, направленной на покрытие норматива), исключить итог раздела I актива, в котором отражаются основные средства и внеоборотные активы. В результате сравнения полученной суммы с установленным для данного предприятия нормативом (итог раздела II актива) определяется излишек или недостаток собственных оборотных средств.

Главными факторами, определяющими наличие собственных обонротных средств, являются уставной фонд в части оборотных средств, принбыль и ее использование, изменение сумм устойчивых пассивов. В течение года на  увеличение (уменьшение) уставного фонда в части оборотных средств поступают (списываются) определенные суммы. На наличие обонротных средств влияет сальдовый результат этих операций, а также изменнение средств, находящихся в обороте предприятия и учтенных в покрынтие его норматива. На предприятиях, не переведенных на полный хозраснчет и самофинансирование, на наличие оборотных средств влияет также отклонение фактических расходов, произведенных за счет прибыли от плановых расчетов. На предприятиях, переведенных на полный хозрасчет и сомофинансирование, все расходы осуществляются за счет фондов, обнразованных от расчетной прибыли по установленным нормативам. Понэтому  этот фактор на изменение наличия оборотных средств не влияет.

Детализация факторов, воздействующих на состояние оборотных средств, связана с расшифровкой основных сумм, повлиявших на измененние устойчивых пассивов в покрытие норматива. На предприятии уменьншение устойчивых пассивов связано с изменением условий     кредитования

Определенный на конец года недостаток (излишек) собственных оборотных средств корректируется по результатам перерасчетов по факнтической прибыли, которые производятся по истечении отчетного пенриода. Путем сравнения причитающихся сумм и фактически внесенных платежей из прибыли определяется сумма, на которую корректируется размер недостатка собственных оборотных средств, исчисленный по банлансу. Если сумма причитающихся платежей больше фактически внесеннных, то размер собственных оборотных средств уменьшается, а если меньше - увеличивается.

На предприятии может иметь место также отвлечение части оборотнных средств на цели, не предусмотренные планом и не имеющие законных источников покрытия. Такое отвлечение называют иммобилизацией обонротных средств.

Анализ иммобилизации оборотных средств заключается в выявлении иммобилизированных сумм или неправильного использования средств целевого назначения. Для этого сопоставляют корреспондируюнщиеся статьи актива и пассива баланса.  К иммобилизации также относятся: превышение расчетов с рабочими и служащими ссудам на индивидуальное жилищное строительство и прочие нужды (раздел III актива) над ссудами, фактически выданными банком (раздел III пассива); расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования (раздел III актива) излишне внесенная в банк сумма амортизационных отчислений (раздел III актива); расчеты с лицами по возмещению материального ущерба и недостачи и потери от порчи товарно-материальных ценностей, не списанные с баланса в установленном порядке (раздел III актива).

Иммобилизация - свидетельство нарушения финансовой дисциплины, поскольку она представляет собой перерасход средств по сравнению с имеющимися источниками целевого назначения. Поэтому финансовые органы уделяют особое внимание вскрытию причин ее образования. Учреждения банка, выявляя иммобилизацию, применяют экономические санкции, добиваясь восстановления иммобилизированных сумм в обороте.

Иммобилизация может отрицательно повлиять на финансовое положение предприятия, поскольку отвлечение средств из оборота ухудшает платежеспособность. [2]

 

 

2.4.3. Анализ нормируемых оборотных средств.

 

Нормируемые оборотные средства включают запасы сырья и других товарно-материальных ценностей для обеспечения производственного процесса, незавершенное производство, расходы будущих периодов и готовую продукцию, прочие нормируемые средства. Минимальная потребность в указанных запасах покрывается нормативом собственных оборотных средств.

Превышение фактических запасов над нормативом называют сверхнормативными запасами.

Анализ нормируемых оборотных средств основан на сопоставлении фактических запасов с плановыми и исследование причин отклонений от плана.

Нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей предусматривают, как правило, снижение потребности в приросте запасов по сравнению с планируемыми темпами роста реализации продукции, работ и услуг, а также вовлечение в хозяйственный оборот сверхплановых излишних и неиспользуемых остатков материальных ценностей. В пределах объема запасов исходя из этого соотношения ему может быть предоставлен кредит банка сверх норматива собственных оборотных средств.

Хотя учреждения банка в настоящее время кредитуют общие остатки запасов и затрат и сверхнормативные непрокредитованные запасы по отдельным статьям нормируемых оборотных средств не могут быть определены, важно сопоставлять фактические запасы с нормативам. Это необходимо для определения обоснованности норматива при одновременной проверке состава фактических запасов.

Банком не принимается к кредитованию та часть производственных запасов, которая не соответствует потребностям производства или длительное время не вовлекается в производство. Излишние и ненужные материальные ценности требуют дополнительных расходов на хранение, а иногда приводят к потерям потребительских свойств.

По незавершенному производству должно быть проверено, нет ли в его составе бракованной продукции, затрат на аннулированные и приостановленные заказы, своевременно ли списываются затраты на незаконченные заказы, услуги и работы.

Особо надо обратить внимание на состояние запасов готовой продукции. При кредитовании совокупных запасов банк исключает их сверхнормативные остатки, если рост последних не вызван транспортными затруднениями или прекращением отгрузки неаккуратным плательщикам. Поэтому превышение плановых запасов по этой статье приводит к отвлечению средств из оборота.

Наличие сверхнормативных, не прокредитованных банком запасов товарно-материальных ценностей, влияющих на платежеспособность предприятий, определяется в целом по всей совокупности запасов в следующем порядке.

Из обшей фактической стоимости нормируемых оборотных средств исключается износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кредиты банка по совокупности запасов и затрат, задолженность поставщикам. Кредиты банка и задолженность поставщикам при этом исключается в фактических суммах, но не более чем превышение фактической стоимости нормируемых оборотных средств, оставшихся после их исключения, над суммой норматива оборотных средств. [2]

 

                2.4.4. Анализ ненормируемых оборотных средств.

 

Ненормируемые оборотные средства имеют форму денежных средств и незаконченных расчетов. В связи с действующим порядком и сроками проведения расчетов неизбежно наличие определенных переходящих остатков задолженности на отчетные даты. Наряду с этим из-за нарушений нормального хода финансово-хозяйственной деятельности возникает дополнительная непланируемая потребность в финансовых ресурсах. Плановые нормы и нормативы по этой группе оборотных средств не устанавливается.

Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств, за исключением кредитуемых банком, являются привлеченные вне плана ресурсы. Отвлечение средств предприятия на не предусмотренные планом цели зачастую приводит к задержке в обороте средств поставщиков.

Анализ ненормируемых оборотных средств основан на выявлении сумм дебиторской и кредиторской задолженности, причин, приведших к образованию этих сумм, их влияние на финансовое состояние предприятия.

Дебиторской задолженностью называется задолженность организаций и отдельных лиц предприятию, а кредиторской - задолженность предприятия организациям и отдельным лицам. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение из оборота средств предприятия. Кредиторская задолженность часто является результатом финансовых затруднений. Поэтому строгий контроль за платежной дисциплиной, выявление неоправданных сумм дебиторской и кредиторской задолженности имеют важное значение.

К дебиторской задолженности относятся незаконченные расчеты за товары отгруженные, отражаемые в III разделе актива баланса. Высвобождение оборотных средств, вложенных в эти статьи, в значительной мере способствует увеличению объема реализации, прибыли, улучшению финансового положения предприятия.

Часть незаконченных расчетов за товары отгруженные связана с нормальными сроками документообмена и отражается по статье УТовары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо расчетным документам, срок оплаты которых  не наступилФ. Задолженность по этой статье покрывается кредитом банка под расчетные документы в пути. Задолженность по статье УТовары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцептаФ, естественно, банком не кредитуется и является дополнительным отвлечением средств из оборота. Она может быть связана с ошибками в оформлении расчетных документов, а также с нарушением договорных условий поставки по комплектности и качеству продукции. Предприятие в этом случае несет непроизводительные затраты по отгрузке, транспортировке и хранению продукции. Наличие этих сумм на балансе предприятия свидетельствует о недостатках в работе предприятия, вызывает необходимость детального анализа соответствующих сторон его деятельности.

По статье УПрочие дебиторыФ отражаются другие виды задолженности. По данным аналитического учета выявляются те суммы, которые вызваны незаконным авансированием поставщиков в счет предстоящей отгрузки материальных ценностей, несвоевременным взысканием сумм по предъявленным предприятиям претензиям и т.п.

При анализе кредиторской задолженности, отраженной в разделе III пассива баланса, также следует выделить суммы, определяемые действующим порядком расчетов и связанные с нарушениями расчетно-платежной дисциплины.

Нормальной кредиторской задолженностью считаются задолженность поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, переплаты и недоплаты на отчетную дату по расчетам с бюджетом (кроме недоимки по платежам), превышение фактической задолженности по устойчивым пассивам над плановой.

Неоправданными считаются просроченная кредиторская задолженность, задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, отраженные по статье УПрочие кредиторыФ незаконченные авансы покупателей в счет предстоящей отгрузки продукции, превышающая нормальные сроки задолженность покупателям. [2]

 

 

2.4.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств.

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятия совершают кругооборот начиная с авансирования средств для создания производственных запасов через стадию незавершенного производства и кончая оплатой покупателем отгруженной готовой продукции.

Оборачиваемость оборотных средств - важнейший качественный показатель, характеризующий использование оборотных средств. Он отражает время, затрачиваемое на движение оборотных средств через все стадии кругооборота. Ускорение оборачиваемости оборотных средств играет важную роль, обеспечивая экономию ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. При ускорении оборачиваемости уменьшается потребность в оборотных средствах, и они высвобождаются из оборота, а при замедлении возникает потребность в вовлечении в оборот дополнительных средств.

Для оценки работы предприятия очень важен анализ изменения времени оборота ресурсов предприятия, вложенных в запасы и расчеты. Он дает возможность определить уменьшение потребности в оборотных средствах путем оптимизации запасов, их относительного снижения по сравнению с ростом производства, ускорения расчетов или, наоборот, привлечение средств в оборот при неблагоприятном положении дел на этих участках работы. Оборачиваемость оборотных средств определяется в днях в виде отношения среднего остатка оборотных средств к однодневному обороту по реализации за отчетный период по формуле

 

                              ,     

         

где:     CO - средний остаток оборотных средств за отчетный период;

            D - число дней в отчетном периоде;

            P - оборот по реализации за отчетный период.

 

Средний остаток оборотных средств исчисляется путем деления суммы половины остатка на начало и конец отчетного периода и остатков на первые числа остальных месяцев на количество месяцев отчетного периода. Плановые остатки оборотных средств определяются с учетом средней фактической задолженности банку после проверки обеспечения на 1-е число месяца (кроме кредита на временные нужды) и средней задолженности поставщикам, зачтенной банком при кредитовании.

Фактический оборот по реализации за отчетный год исчисляется исходя из стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия. Поскольку часть оборотных средств постоянно используется в непромышленных хозяйствах, к обороту следует добавить стоимость реализованной непромышленной продукции, материальных ценностей и услуг по разделу II УПрочая реализацияФ за вычетом стоимости реализованных сверхнормативных и излишних материальных ценностей, а также прибыли, полученной от реализации продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

При определении фактического оборота по реализации  за предыдущий период суммы дополнительной выручки от завышения установленных цен и тарифов, а также прибыли, полученной от реализации продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий, не исключаются. Соответственно исчисляется оборачиваемость в днях за этот период.

Плановый оборот по реализации должен быть исчислен исходя из показателей, которые учтены при определении фактического оборота.

При сравнении показателей оборачиваемости должна быть обеспечена их сопоставимость. При изменении оптовых цен на реализуемую предприятием продукцию оборот перерасчитывается по новым ценам. При изменении цен на материальные ценности, приобретаемые предприятием, средние остатки нормируемых оборотных средств перерасчитываются по новым ценам. В случаях изменений структуры предприятий в результате их объединения или разъединения данные о фактической реализации за предыдущий год корректируются в соответствии с составом предприятия на конец отчетного года.

На оборачиваемость оказывает влияние изменение структуры оборотных средств. При анализе исчисляют показатели оборачиваемости по группам оборотных средств путем деления среднегодовых остатков отдельных элементов оборотных средств на однодневный объем реализации продукции. Затем по элементам определяют относительное высвобождение или вложение оборотных средств. Их сумма должна быть равна результату, исчисленному в целом по оборотным средствам.

Для оценки эффективности использования оборотных средств может быть также исчислен коэффициент оборачиваемости путем деления суммы реализованной продукции на средний остаток оборотных средств за отчетный период . Коэффициент оборачиваемости характеризует количество оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период.

Оборачиваемость оборотных средств можно выразить через среднюю потребность в оборотных средствах на рубль реализованной продукции. Полученный показатель  отражает уровень загрузки оборотных средств. Нетрудно заметить, что этот показатель по величине обратный предыдущему.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств зависит от совершенствования организации производства, сокращения производственного цикла, экономии материальных ресурсов и применения более дешевых и эффективных их видов, улучшения материально-технического снабжения и сбыта, условий поставок сырья и готовой продукции, перехода на прямые связи между поставщиками и потребителями, соблюдения расчетно-платежной дисциплины. [2]

 

 

 

 

 

 

2.4.6. Анализ кредитных взаимоотношений предприятий с банком.

                  

Кредиты банка являются важнейшим источником обеспечения финансовыми ресурсами потребностей предприятий, связанных с производством и реализацией продукции. Временная потребность в денежных средствах особенно часто возникает у предприятий, где имеют место сезонные колебания объемов производства и реализации продукции. Но она может возникнуть в результате временного разрыва между поступлением источников определенных видов затрат и потребностью в средствах на эту цель, например, про осуществлении ремонтных работ. Объединения и предприятия промышленности, работающие в условиях самофинансирования, кредитуются по совокупности материальных запасов и производственных затрат.

В этом случае единым объектом кредитования в нормируемые активы являются сверхнормативные остатки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, расходов будущих периодов и других нормируемых запасов и затрат производств.

Наряду с этим кредитуются также товары отгруженные, не оплаченные покупателями.

Анализ связан с определением факторов, повлиявших на потребность в получении кредита и проверке его обеспеченности. К кредитованию не принимаются материальные ценности в пути свыше установленных для кредитования сроков, излишние и неиспользуемые материальные ценности и сверхнормативные остатки готовой продукции (кроме случаев задержки отгрузки продукции из-за транспортных затруднений или прекращения отгрузки неаккуратным плательщикам).

Общий принцип проверки обеспечения кредита заключается в следующем. Фактическая задолженность сравнивается с суммой сверхнормативного оплаченного остатка запасов ценностей и затрат производства в пределах плана и товаров отгруженных в размере их остатка по балансу.

Практически проверку обеспечения учреждения банка осуществляют одновременно по совокупности запасов и затрат и товарам отгруженным.

При превышении задолженности над плановым размером кредита учреждение банка совместно с предприятием рассматривает  причины, вызвавшие сверхплановую потребность в кредите.

Может быть принято решение о предоставлении кредита на временные нужды на полную или частичную сумму сверхплановых материальных запасов и производственных затрат, а также товаров отгруженных. Если эти меры позволяют довести задолженность до планового периода, то учреждение банка может предоставить кредит на временные нужды.

В случае невозможности доведения в установленные сроки  задолженности по ссуде до планового уровня , а также при возникновении просроченной задолженности по ссудам банка вводится ограничение кредитования в пределах планового размера кредита.

При превышении планового размера кредита из-за сверхпланового роста товаров отгруженных, сроки оплаты которых еще не наступили, они принимаются к кредитованию без ограничения суммой и сроком. Санкции в этом случае банк не применяет.

Дополнительная ссуда под излишек обеспечения предоставляется  при незаполнении планового размера кредита, а также  при превышении задолженности по ссуде над плановым размером кредита. Выявленный недостаток обеспечения по ссуде предъявляется банком ко взысканию.

При проверке остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных принимаются к кредитованию по фактической стоимости, но не выше плановой, а все другие запасы и затраты - по балансовой оценке. Стоимость запасов уменьшается на суммы износа ценностей, резерва на покрытие предстоящих расходов или потерь, а также торговых скидок, если товары учитываются на балансе по розничным или оптовым ценам.

Банк может предоставлять кредиты на затраты в основные фонды при недостатке у предприятия средств фондов стимулирования. Анализ взаимоотношений предприятия с банком по таким кредитам заключается в проверке целевого использования кредитов и эффективности проведенных за счет них мероприятий. [2]

Более глубокий анализ финансового состояния, необходимый для управления финансами предприятия, проводится в расчете на долгосрочную перспективу его деятельности. Наиболее распространенными показателями такого анализа являются следующие:

коэффициент концентрации собственного капитала (доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие);

коэффициент финансовой зависимости (обратный коэффициенту  концентрации собственного капитала, динамика этого показателя наглядно показывает изменение доли заемных средств в финансировании предприятия);

коэффициент маневренности собственного капитала (доля капитала, вложенная в оборотные средства, и капитализированная);

коэффициент структуры долгосрочных вложений (доля долгосрочных инвестиций, которая профинансирована за счет долгосрочных заемных средств);

коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств (доля долгосрочных займов, привлеченных наряду с собственными средствами);

коэффициент структуры привлеченного капитала (доля долгосрочных займов в общей сумме заемных средств);

коэффициент соотношения собственного и привлеченного капитала (общая оценка финансовой устойчивости предприятия).

Приведенные показатели всесторонне характеризуют структуру источников финансирования предприятия. Их значения не могут едиными для всех предприятий и зависит от многих факторов.[1]

 

 

2.4.7. Эффект финансового рычага[5]

 

Рациональная заемная политика

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ:

 

НРЭИ - Нетто-результат эксплуатации инвестиций - прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль.На практике, для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль.

 

ЭР - Экономическая рентабельность активов

  ЭР=(Эффект производства / Затраты и вложения)*100 = (НРЭИ / АКТИВ)*100

ЭР - жизненно важный показатель для предприятия, т.к. достаточный уровень экономической рентабельности Ц свидетельство нынешних и залог будущих успехов.          

                                                                                                                                                     

СРСП Ц средняя расчетная ставка процента

 

               Все фактические финансовые издержки по всем кредитам

                                    за анализируемый год

СРСП =                                                                                                             * 100

                Общая сумма заемных средств, используемых в анализиру-

                           емом периоде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возьмем два предприятия с одинаковым уровнем экономической рентабельности, например, 20%. Единственное различие между предприятиями состоит в том, что одно из них (А) не пользуется кредитами и не выпускает облигаций, а другое (Б) привлекает в той или иной форме заемные средства.

   У предприятия (А): актив Ц 1000 млн. руб.; пассив - 1000 млн.руб. собственных средств.

   У предприятия (Б): актив Ц 1000 млн. руб.; пассив Ц 500 млн. руб. собственных средств  и 500 млн. руб. заемных средств (кредитов и займов).

    Нетто-результат эксплуатации инвестиций у обоих предприятий одинаковый: 200 млн. руб.

     Если эти предприятия не платят налогов, находясь в своеобразном Уналоговом раюФ, то выходит, что предприятие (А) получает 200 млн. руб.

 Исключительно благодаря эксплуатации собственных средств, которые покрывают весь актив. Рентабельность (отдача) собственных средств такого предприятия составит:   200 млн. руб./ 1000 млн. руб. * 100% = 20%.

Предприятие (Б) из тех же самых 200 млн. Руб. должно сначала выплатить % по задолженности, а также, возможно, понести дополнительные расходы, связанные со страхованием залога и т.п. При условной средней процентной ставке 15%  эти финансовые издержки составят 75 млн. руб.(15% от 500 млн.руб.). Рентабельность собственных средств (РСС) предприятия (Б) будет, таким образом, равна:

 

125 млн. Руб. / 500 млн. Руб. * 100% = 25%.

 

Итак, при одинаковой экономической рентабельности в 20% налицо различная рентабельность собственных средств, получаемая в результате иной структуры финансовых источников. Эта разница в 5 процентных пунктов и есть уровень эффекта финансового рычага (ЭФР).

 

   Эффект финансового рычага (ЭФР) Ц это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

 

Действительно, у предприятия (Б) одна часть актива, приносящего в целом 20%, финансируется ресурсами, обходящимися в среднем в15%. Рентабельность собственных средств при этом возрастает и здесь речь идет  именно о собственных средствах, использование которых связано не с финансовыми издержками (банковский процент), а с риском, характерным для любого акционерного общества, общества с огранич. ответственностью ... словом, предприятия любой организационно-правовой формы, кроме индивидуального. Это так называемый акционерный риск: неудовлетворенные успехами предприятия и не дополучающие желаемых дивидендов акционеры могут потребовать смены администрации, не исключены и более жестокие последствияю. Нельзя ли как-нибудь компенсировать этот риск, чтобы сохранять ровные отношения с инвесторами?

   Введем в расчеты налогообложение прибыли по условной ставке 1/3:

 

Расчет чистой рентабельности собственных средств

 

 

Показатель

Предприятие

А

Б

Нетто-результат эксплуатации инвестиций

 млн. руб.

Финансовые издержки по заемным средствам, млн. руб.

Прибыль, подлежащая налогообложению,

Млн.руб.

Налог на прибыль, млн. руб. (ставка 1/3)

Чистая прибыль, млн. руб.

Чистая рентабельность собственных средств, %

200

 

-

 

200

 

67

133

 

133/1000*100= =13.3

200

 

75

 

125

 

42

83

 

83/500*100=

=16.6

 

 

Видим, что у предприятия (Б) чистая рентабельность собственных средств на 3.3 проц. Пункта выше, чем у предприятия (А), только лишь за счет иной финансовой структуры пассива. Налогообложение УсрезалоФ эффект финансового рычага на 1/3, т.е. на единицу минус ставка налогообложения прибыли.

Отсюда следуют выводы:

1.   Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно 2/3 экономической рентабельности: РСС= 2/3 ЭР.

2.   Предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага:

 

РСС= 2/3 ЭР + ЭФР.

 

Как бы рассчитать и реализовать эффект финансового рычага таким образом, чтобы добрать теряемую из-за налогообложения треть экономической рентабельности активов, или даже перекомпенсировать налоговые изъятия приростом собственных средств? Для решения этого, а также целого ряда других вопросов, надо рассмотреть механизм действия финансового рычага.

Нетрудно заметить, что эффект этот возникает из расхождения между экономической рентабельностью и УценойФ заемных средств- средней расчетной ставкой процента (СРСП). Иными словами, предприятие должно наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило по крайней мере для уплаты процентов за кредит.

   Теперь можно выделить первую составляющую эффекта финансового рычага: это так называемый ДИФФЕРЕНЦИАЛ Ц разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам. Из-за налогообложения от дифференциала  остаются, к сожалению, только 2/3, т.е.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛ=2/3(ЭР Ц СРСП).

 

 Вторая составляющая Ц ПЛЕЧО ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА - характеризует силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемными (ЗС) и собственными средствами (СС). Соединим обе составляющие финансового рычага и получим :

 

УРОВЕНЬ ЭФФЕКТА                                                    ПЛЕЧО ФИНАН-

ФИНАНСОВОГО     =  2/3ДИФФЕРЕНЦИАЛА *        СОВОГО

РЫЧАГА (ЭФР)                                                               РЫЧАГА

 

 
 
Или

 

УРОВЕНЬ ЭФР = 2/3(ЭР-СРСП)*ЗС/СС.

 

 

 

 

Проверим полученную формулу на цифрах предприятия (Б):

 

ЭФР=2/3(20% - 15%)*500 млн. руб./500 млн. руб. = 3.3%

 

Первый способ расчета уровня эффекта финансового рычага:

 

ЭФР= (1-ставка налогообложения)* (ЭР Ц СРСП) * ЗС/СС.

 

Этот способ открывает широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования, а в сочетании с формулой РСС= 2/3 ЭР + ЭФР Ц и по облегчению налогового бремени для предприятия.Эта формула выводит на мысли о целесообразности приобретения акций предприятия с теми или иными значениями дифференциала, плеча финансового рычага и уровня эффекта финансового рычага в целом.

    Но для реализации всех этих заманчивых возможностей необходимо уточнить ряд вопросов. Начнем с осознания глубокого противоречия и неразрывной связи между дифференциалом и плечом финансового рычага. При наращивании заемных средств финансовые издержки по Уобслуживанию долгаФ, как правило, утяжеляют среднюю расчетную ставку процента и это (при данном уровне экономической рентабельности активов) ведет к сокращению дифференциала. Если предприятию (Б) удастся довести плечо рычага до трех (1500 млн.руб. / 500 млн.руб.), то средняя расчетная ставка процента может возрасти, к примеру, до 18%.Тогда уровень эффекта финансового рычага составит 2/3(20% - 18%) * 3 = 4%. Это лучше для предприятия (Б), чем прежние 3.3% Уприбавки Ф к рентабельности собственных средств, и, таким образом, новый кредитный договор для предприятия может быть признан выгодным. Но за счет чего возрастет уровень ЭФР? Он возрастет  благодаря опоре на утроенное плечо финансового рычага, несмотря на снижение дифференциала. А снижение дифференциала указывает на то, что риск банкира увеличился.

  Увеличивая далее плечо фин. рычага, может наступить момент, когда дифференчиал станет меньше нуля. Эффект финансового рычага будет действовать тогда лишь во вред предприятию. Если, например, при девятикратном соотношении заемных и собственных средств приходится выплачивать среднюю ставку в 22% по кредиту, то эффект финансового рычага составит:

ЭФР = 2/3(20% - 22%) * 9 = -12%

 

Теперь это будет не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств предприятия, и у нас окончательно испариться желание брать акции предприятия с отрицательным дифференциалом:

 

РСС = 2/3(20% +(-12%)) = 1.3%

 

Против 13.3% у предприятия (А), совсем не использующего заемных средств и не имеющего никакого эффекта финансового рычага!

 

 

ВЫВОД: Разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.

 

 

Дифференциал не должен быть отрицательным! Это важно и для банкира: клиент с отрицательным дифференциалом Ц явно кандидат в Учерную картотекуФ.

   Многие западные экономисты считают, что золотая середина близка к 30% - 50%, т.е. что эффект финансового рычага должен быть равен 1/3 Ц половине уровня экономической рентабельности активов. Тогда эффект финансового рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу. Более того, при таком соотношении между эффектом финансового рычага и экономической рентабельностью значительно снижается акционерный риск

 

 

 

2.5.  Ответственность предприятий.

 

Принцип ответственности предприятий за результаты своей финаннсово - хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредитонров по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприянтия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях разнвитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточнность многих предприятий в России обусловлена объективными причиннами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезнным социальным потрясениям. В развитых странах уже выработана синстема контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо для национальной экономики).

Необходимость контроля за финансово - хозяйственной деятельнностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как деннежных отношений. Финансово - хозяйственная деятельность предприянтий связана с формированием и расходованием денежных средств, а слендовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деянтельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штрафнных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финнансовых ресурсов и т.д.).

Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции пронводят проверки отдельных сторон финансово - хозяйственной деятельнности предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.

Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятельнность всех экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их органинзационно - правовых форм и видов собственности, объединений преднприятий - союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, регионнальных и других объединений, а также остальных экономических субънектов, осунществляющих предпринимательскую деятельность, органов гонсударственнной власти и управления и органов местного самоуправления.

Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтернской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, друнгих финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтернской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодантельству.

Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтвержденние или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетнности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово - хозяйнственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отранжения финансовых результатов, полноты и своевременности уплаты нанлогов в бюджет, распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вкупе с анализом финансового состояния предприятия на основе специнальных показателей внутренний контроль является инструментом управнления финнансами предприятия. [1]

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельнсоти сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе сделана попытка составить бухгалтерский баланс предприятия УКОМПАКОММФ. В результате, баланс сошелся, т.е. сумма УИТОГОФ активной части (АКТИВ) равна сумме УИТОГОФ пассивной части (ПАССИВ) баланса, а это означает, что все хозяйственные средства имеют свои источники образования.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам показывает правильность составления шахматной ведомости.

Анализируя УЖурнал хозяйственных операцийФ мы видим, что предприятие

УКОМПАКОММФ приобрело компьютер; продало собственное оборудование.

Предприятием была произведена готовая продукция и продана потребителю с предъявлением счета (в т.ч. НДС) на сумму:      .Предприятие рассчиталось с работниками по заработной плате, перечислило задолженность поставщикам, органам социального страхования, в бюджет, банку по ссуде.

В результате работы предприятие УКОМПАКОММФ получило прибыль за счет продажи оборудования и готовой продукции.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.     Финансы предприятий.

Москва 1995г. [1] Е.И.Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина,                                                      З.М.Смирнова.

                  

 

3.   Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

      Москва 1988 г. [2] В.А.Раевский.

                  

 

4.   Экономика фирмы.

Москва 1994г. [3] Й.Ворст, П.Ревентлоу.

                  

 

5.   Введение в бизнес.

Ижевск 1991г. [4] Под общей редакцией Б.И.Домненко, В.Д.Камаева.

                  

 

6.   Финансовый менеджмент.

Москва 1996г. [5] Под редакцией Е. С. Стояновой

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz
Рейтинг@Mail.ru