ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним Ч Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества Ч идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная лсмиренность╗ перед пошлостью жизни других (лСкучная история╗, 1889; лДуэль╗, 1891; лДом с мезонином╗, 1896; лИоныч╗, 1898; лДама с собачкой╗, 1899). В рассказах лБабье царство╗ (1894), лМужики╗ (1897), лВ овраге╗ (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах лПалата №6╗ (1892), лЧеловек в футляре╗ (1898). В пьесах лЧайка╗ (1896), лДядя Ваня╗ (1897), лТри сестры╗ (1901), лВишневый сад╗ (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова Ч рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

* * *

Ч�ЕХОВ Антон Павлович [17 (29) января 1860, Таганрог Ч 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], русский писатель.

Семья. Учеба. Антоша Чехонте

Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова Ч водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его люмористические мелочи╗ регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает лмногописание╗: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ Ч сценка, этюд, набросок, Ч основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники лПестрые рассказы╗ (1886) и лНевинные речи╗ (1887).

Вхождение в лбольшую╗ литературу

Художественные открытия Чехова

Новый этап в творческой биографии Чехова Ч лвхождение в литературу╗ Ч связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина лНовое время╗ (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника лВ сумерках╗ (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой лИванов╗ (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.

Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести лСтепь╗, опубликованной в 1888 в журнале лСеверный вестник╗, обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через лслучайные╗ реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для лизучения быта каторжников и ссыльных╗. Творческим итогом путешествия становится книга лОстров Сахалин╗ (1895), написанная в жанре лпутевых записок╗; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России Ч его произведения регулярно появляются в журналах лСеверный вестник╗ и лРусская мысль╗ (с 1892), газетах лНовое время╗ (до 1893) и лРусские ведомости╗; выходят отдельные издания и сборники (лРассказы╗, 1888; лХмурые люди╗, 1890; Повести и рассказы╗, 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его лобъективной╗ (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет лс холодной кровью╗, в излишнем лфотографизме╗ и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него лобщей идеи╗ (повесть лСкучная история╗, 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть лПалата N 6╗ (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, Ч бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов

В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (лОгни╗, 1888), социального дарвинизма (лДуэль╗, 1891), радикального народничества (лРассказ неизвестного человека╗, 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (лТри года╗, лСупруга╗, лАриадна╗, все 1895), аномальных явлений психики (лЧерный монах╗, 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова Ч лхмурые╗, скучные, живущие лв сумерках╗ люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически Ч они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Новаторство драматургии

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, лшутки╗, водевили (лСвадьба╗, 1890), комедию лЛеший╗ (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы лобъективной╗ прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась лслучайными╗ репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, лпосторонними╗ звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы лЧайка╗ на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес (лДядя Ваня╗, 1899; лТри сестры╗, 1901, лВишневый сад╗, 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества

В конце 1890-х Ч начале 1900-х гг. Чехов Ч признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии Ч о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам лхудожественной объективности╗, Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (лМоя жизнь╗, 1896; лМужики╗, 1897; лВ овраге╗, 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе лДом с мезонином╗ (1896), лмаленькой трилогии╗ лЧеловек в футляре╗, лКрыжовник╗, лО любви╗ (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают лтоску по идеалу╗, переживают стремление к новой, лучшей жизни (лПо делам службы╗, 1898; лАрхиерей╗, 1902; лНевеста╗, 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Сочинения:

Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 1-18. Сочинения. Т. 1-12. Письма. М., 1974-1983.

Литература:

Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Чехов М. П. Вокруг Чехова. М., 1985.

Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М., 1986.

Громов М. П. Чехов. М., 1993.

А. А. Носов

 

 

Хостинг от uCoz