Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”

 

        Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,

какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.

        Со времени  создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,

им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что  это - энциклопедия предреволюционной России, история,

запечатленная мастерски и жизненно,  но нельзя забывать, что в них много  общечеловеческого, подходящего не

только к прошлой, но и к нынешней жизни.

        “Человек - это великолепно!  Это звучит... гордо!” Эти слова,  сказанные на заре ХХ века,  определяли твор-

ческую  линию писателя. Он любил людей, поэтому  его  воображение,  пронизанное  прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.

        Но он же выступал и со страстным,  горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех

“свинцовых мерзостей жизни”.

        В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным  художественным  мастерством показаны те ужасные

условия  жизни, которые  толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда  человек  перестает  быть человеком. Да разве ж

это люди  обитают в омерзительной ночлежке Костылева Они утратили все  человеческое, потеряли  даже  об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

        Конечно, во  многом они сами  виноваты в том, что с ними  случилось: у них  не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой,  желания трудиться,  преодолевать трудности. Но  виноваты и социальные условия. Это

была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В

каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

        Но даже и здесь, “на дне” жизни,  действуют  свои  неумолимые  волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-

властные,  эксплуататоры и  эксплуатируемые, хозяева и работники.  Законы общества  преследуют человека  от

рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних  все  гораздо обнаженнее, а

отношения  более  дикие. И в  этом  обвинение строю и обществу!  Жизнь  здесь для  нормального человека хуже

каторги. Она  толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-

ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.

        А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем

Наташа,  думает о светлых чувствах Настя, верит  в  свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и

осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени!  Даже собаки имеют клички, а мы нет!” -  с горьким чувством вос-

клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека,  выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у  этих забытых людей,  но  не  смогли отнять веры в лучшее. Этим  качеством с избытком обладал сам Горький,

наделял он им и своих героев.

        Странник Лука,  появляющийся в пьесе, сумел  заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но  после его  ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж  нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.

        Как  ореховая скорлупа,  раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим

крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.

        Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !

        Многие свои мысли вкладывает  автор в уста Сатина. Порой  странно слышать  такие  высокие слова от ка-
торжника и шулера.  Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-

ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

        Пьеса  “На дне”  проникнута  горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя  это

действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,

выбрасывающего  людей “на дно”. Нет и не может  быть счастья, пока  человек  несвободен,  пока  несправедли-

вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !

        Сейчас, в  эпоху,  когда  мы  вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-

шим”, пьеса  Горького обретает иное значение. Это не  только  исторический  документ,  не  просто выдающееся

творение человеческого ума,  это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным

проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.

Хостинг от uCoz