"Страшный мир" в лирике А.А.Блока

     Александр Блок был романтическим поэтом  не  только  по  системе отображения жизни,   но и по духу ее восприятия.  Он творил в порыве

вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.

     Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его     произведений   заблуждался,     радовался,     отрицал, приветствовал. Это  был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.

     Создав в   юношескую   пору   восхитительные  по  своей  идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме",   где  все  овеяно  атмосферой мистической тайны   и  совершающегося  чуда,   Блок покорит читателей глубиной, искренностью  чувства,  о которой  поведал  его  лирический герой. Мир  Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой,  к которой, по  его мнению,  должен  стремиться  человек.   Но  в  своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья,  красоты.   Он  окажется  в  мире  реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

     Рабочим кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит неожиданно   остро  даже  для самого поэта.  Перед нами мир социальной несправедливости,  мир социального зла. Оттуда, из "жолтых окон", "недвижный    кто-то,         черный кто-то людей считает в тишине",

идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного народа. Так  поэт четко разделяет людей на тех,  кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд.  Впервые в своем  творчестве  Блок  так резко, недвусмысленно  заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди.  Эти люди еще и унижены: "И в жолтых окнах засмеются, что  этих нищих провели". И от этого страдания лирического героя усугубляются.

     Тема униженного  обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "На железной дороге".  Железная дорога здесь - это   образ-символ.   Перед  нами  железная дорога жизни,  лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А  "под насыпью,  во рву некошенном", образ униженной женщины, раздавленной колесами   этой жизни,  образ униженной духовности.  Вот эволюция, которую  претерпевает женский образ  в  лирике  Блока,-  от возвышенной Прекрасной   Дамы  до  существа,  уничтоженного "страшным миром".

     Картины этого  бездуховного  мира  проходят  перед  читателем  в стихотворении "Незнакомка":  "пьяные окрики",  "испытанные остряки" в котелках, пыль  переулков,   "сонные  лакеи",   "пьяницы  с глазами

кроликов" - вот,  где приходится жить  лирическому  герою.   Все  это туманит сознание   человека и правит его судьбой.  И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,

                     Она садится у окна.

Вглядываясь в нее,  лирический герой хочет понять,  кто перед ним, он пытается разгадать его тайну.  Для него это  означает  познать  тайну жизни. Незнакомка   здесь - некий идеал красоты,  радости,  а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой  жизни.   И лирический герой   видит "берег очарованный и очарованную даль",  то, чего жаждет его душа.  Но стихотворение заканчивается трагично:  поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина в вине").

     Эта трагедия  получает  свое дальнейшее развитие в стихотворении "Я пригвожден   к  трактирной  стойке".   Его  "душа  глухая...пьяным пьяна...пьяным пьяна...".   Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной усталости:

                  Я пьян давно. Мне все-равно.


 

Вон счастие мое - на тройке В сребристый дым унесено...

"Страшный мир" не только вокруг,  он и в душе лирического героя.   Но

поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего

пути в жизни.  Об этом его поэма "Соловьиный сад".  Как  жить?   Куда идти? "Наказанье  ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы.  Образ соловьиного сада - это тот мир   красоты,          добра,   счастья,  который сохранил в своей душе

А.Блок. Но  лирический герой покидает этот мир безоблачного  счастья. Так тема   дома  переходит  в тему бегства из дома.  В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:

                   Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой  бежит  из  этого мира,  потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома,  навсегда утеряно то, чем он жил прежде.       Счастья нет там,  в соловьином саду, но его нет и

здесь. И  поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения:  раздвоены разум и   душа,        ум  и сердце.  А вместе с этим приходит и осознание

невозможности счастья в  этом  мире.   Но  за  этим  скрыта  глубокая авторская мысль:  выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу.  А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.

     Наверное, поэтому и финал жизни самого  Александра  Блока  будет трагичным, так  как он,  как и его лирический герой,  принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.

Хостинг от uCoz