Образ  Чацкого  по  произведению  И.А. Гончарова

лМильон  терзаний╗.

 

    Главная  роль, конечно, - роль  Чацкого, без  которой  не  было  бы  комедии, а  была  бы,  пожалуй, картина  нравов. Чацкий  не  только умнее  всех  прочих  лиц, но  и  положительно  умен. Речь  его  кипит  умом, остроумием. У  него  есть  и  сердце, и  при  том  он  безукоризненно  честен. Словом- это  человек  не  только  умный, но  и  развитой, с  чувством, или  как  рекомендует  его  горничная  Лиза, он  лчувствителен, и  весел, и  остер╗. Он  искренний  и  горячий  деятель. Чацкий  рвется  к  лсвободной  жизни╗  и  требует  лслужбы  делу, а  не  лицам╗.

   Всякий  шаг, почти  всякое  слово  в  пьесе  тесно  связано  с  игрой  чувства  его  к  Софье, раздроженнго  какою-то  ложью  в  ее  поступках, которую  он  и  бьется  разгадать  до  самого  конца. Он  и  в  Москву, и к  Фамусову  приехал, очевидно, для  Софьи  и  к  одной  Софье. До  других  ему  дела  нет.

   Между  тем  Чацкому  досталось  выпить  до  дна  горькую  чашу,  не  найдя  ни  в  ком  лсочувствия  живого╗,  и  уехать,  увозя  с  собой  только  лмильон  терзаний╗.  

   лМильон  терзаний╗  и  лгоре╗!- вот  что  он  пожал  за  все,  что  успел  посеять. До  сих  пор  он  был  непобедим:  ум  его  беспощадно  поражал  больные  места  врагов. Он  чувствовал  свою  силу  и  говорил  уверено. Но  борьба  его  истомила. Чацкий,  как  раненый,  собирает  все  силы,  делает  вызов  толпе- и  наносит  удар  всем,  но  не  хватило  у  него  мощи  против  соединенного  врага. Он  впадает  в  преувеличения,  почти  в  нетрезвость  речи,  и  подтверждает  во  мнении  гостей  распущенный  Софьей  слух  о  его  сумасшествии.

     Он  перестал  владеть  собой  и  даже  не  замечает,  что  он  сам  составляет  спектакль  на  бале. Александр  Андреевич  точно  л сам  не  свой╗,  начиная  с  монолога  ло  французике  из  Бордо╗,- и  таким  остается  до  конца  пьесы. Впереди  пополняется  только  лмильон  терзаний╗.

      Если  бы  у  него  явилась  одна  здоровая  минута,  если  бы  не  жег  его  лмильон  терзаний╗,  он  бы,  конечно,  сам  сделал  себе  вопроc: лЗачем  и  за  что  наделал  я  всю  эту  кутерьму?╗  И,  конечно,  не  нашел  бы  ответа.

    Чацкий  больше  всего  обличитель  лжи  и  всего,  что  отжило,  что  заглушает  новую  жизнь,  лжизнь  свободную. Он  очень  положителен  в  своих  требованиях  и  заявляет  их  в  готовой  программе,  выработанной  не  им,  а  уже  начатым  веком. Чацкий  требует  места  и  свободы  своему  веку: просит  дела,  но  не  хочет  прислуживаться  и  клеймит  позором  низкопоклонство  и  шутовство. Его  идеал  лсвободной  жизни╗  определителен:  это  свобода  от  всех  цепей  рабства,  которыми  оковано  общество,  а  потом  свобода - лвперить  в  науки  ум,  алчущий  познаний╗Е

    Каждое  дело, требующее  обновления, вызывает  тень  Чацкого. И  кто  бы  ни  были  деятели, около  какого  бы  человеческого  дела- будет  ли  то  новая  идея, шаг  в  науке, в  политике- на  группировались     люди, им  никуда  не  уйти  от  двух  главных  мотивов  борьбы: от  совета лучиться, на  старших  глядя╗, с  одной  стороны, и  от  жажды  стремиться  от  рутины  к  лсвободной  жизни╗  вперед  и  вперед- с  другой.

     Вот  отчего  не  состарился  до  сих  пор  и едва  ли  состариться  когда-нибудь  грибоедовский  Чацкий, а  с  ним  и  вся  комедия.

 

Хостинг от uCoz