Александр Николаевич Островский

                              ( 1823-1886)

 

 

       Александр Николаевич Островский  родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник , а затем - известный в московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат), нажил изрядный достаток; поднимаясь по служебной лестнице , получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части .

      Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками, хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он  старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.

Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий  драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.

     Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели , пили и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая православная вера не до конца объединяла их с образованными. В русской земле словно существовало два разных, мало связанных , мало понятных друг для друга мира. Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно разрушаться. Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв, восстановить не столько государственное - оно-то было ! - сколько духовного и культурное единство русского народа. А простые, верные старинному укладу люди с развитием деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с современным им государством. Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и наследственных споров , в разных учреждений получать разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Поэтому самые сметливые стали учить своих детей, начали приспосабливаться к левропеизированной╗ жизни. Но на первых порах часто принимали за образованность лишь различные внешние стороны высший сословий.

     Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких , где смешное переплетено с грустным: ведь причуды  имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных.

    Его всероссийская известность началась со второй комедии - лСвои люди сочтемся !╗ (или лБанкрот╗ 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации в журнале лМосковитянин╗. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.

      Уже в комедии лСвои люди - сочтемся!╗ проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит  сочная, живая народная речь. И у каждой из них - не простой, заставляющий задуматься конец.

       После того: как в комедии лСвои люди - сочтемся!╗ была создана столь безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности  и жестокости современных отношений. Он опасался поселить в своих  зрелищах чувство безнадежности. Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в комедии лНе  свои сани не садись╗ (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене ) и лБедность не порок╗ (1954).

        В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в лГрозе╗ (1959) одной из самых знаменитых его пьес. Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие  жителей. Главное в пьесе - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

    В 60 г.г. в творчестве островского появляется и герой дворянин. Но такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например в комедии лНа всякого мудреца довольно простоты╗ - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои лЛеса╗ - двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.

     В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, лделового человека╗, интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех. В конце своего творческого пути он написал драму лБогатые невесты╗ю Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, л девушки на выданье╗ - лБесприданница╗ (1878 г)

     В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал стихотворную комедию лКомик 17 столетия╗о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского  о современном ему театре - лТаланты и поклонники╗ (1981) и лБез вины виноватые╗ (1983). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актеров .

     Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар - около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его пьес.

     Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.

Хостинг от uCoz