КОРОТЯ НИКОЛАЙ  НИКОЛАЕВИЧ[КНН1] 

  [КНН2] 

А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин о судьбе молодого поколения в двадцатых годах девятнадцатого века.

 

В произведении Александра Сергеевича Грибоедова лГоре от ума╗ и в романе лЕвгений Онегин╗ Александра Сергеевича Пушкина широко показана жизнь российского дворянского общества двадцатых годов девятнадцатого века, а главные герои этих гениальных произведений Ч в основном молодые люди. Это люди разного общественного положения, разных сословий и убеждений, разных умственных способностей и моральных принципов. Широта охвата российской действительности в этих двух произведениях такова, что мы смело можем утверждать, что в этих произведениях показаны почти все типы представителей молодого поколения двадцатых годов девятнадцатого века. К ним можно отнести Чацкого, Молчалина,      Софью, Онегина, Ленского, Татьяну и других молодых людей, которые присутствовали в этих произведениях.

Двадцатые годы девятнадцатого века Ч это бурное время, время столкновения лвека нынешнего╗ и века лминувшего╗, столкновения старых убеждений с современными идеями нового поколения молодых дворян, которое появилось после войны 1812 года. Именно в это время  начали выясняться позиции личностей. Так, часть представителей молодого поколения боролась за новые, прогрессивные, убеждения, а другая часть поддерживала старую, крепостническую точку зрения. Наиболее яркий представитель  консервативной части молодого поколения Ч Молчалин. Он служит секретарём в богатом доме Фамусовых. Алексей Степанович настолько беден, что вынужден жить в доме своего начальника. Он умён, угодлив, изворотлив. Он проводит всё свободное время за работой и старается быть заметным как в доме своего покровителя, так и в обществе гостей Фамусова.  Молчалин прикладывает все силы и использует все возможные способы для того, чтобы выбраться в люди и занять местечко повыше. Одним из таких способов можно назвать  ухаживание за Софьей Павловной, дочерью Фамусова. С большим искусством Молчалин ведёт любовную игру, притворяется нежным и влюблённым. В то же время этот малодушный подлец ухаживает за горничной Лизой и хочет лсорвать цветы её любви╗. Мне кажется, что такой человек, как Молчалин, пойдет на любое преступление и на разрушение чужого счастья ради своей карьеры. Таких людей, вышедших из низов и стремящихся во что бы то ни стало подняться по служебной и жизненной лестнице, множество. Они полностью присоединяются к фамусовым, у которых чаще всего берут лишь худшие черты подлости, лицемерия и приспособленчества. И, что удивительно, внутренней сути тихого и бессловесного Молчалина не видит не только покровительствующий ему высокопоставленный Фамусов, но и его достойная дочь. Классическое образование знатных барышень того времени составляли французский язык, танцы, пение, игра на фортепиано, чтение французских сентиментальных романов и посещение балов. Девушек учили чувствовать больше, чем мыслить. Всю житейскую мудрость они, к сожалению, черпали из французских сентиментальных любовных романов. Девушки были очень наивными, сентиментальными и мечтательными. Они часто принимали желаемое за действительное, придавали своим возлюбленным несвойственные им благородные черты, ореол лмужества╗ и романтики. Софья Фамусова Ч типичная представительница таких знатных девушек. Красивая, умная, искренняя Софья хочет покровительствовать скромному и, как ей казалось, высоконравственному            Молчалину. Она испытывает потребность возвысить до себя и до своего круга незаслуженно, как ей казалось, обойдённого судьбой молодого человека. Начитавшись французских книжек, живя в доме отца в его воле, Софье, девушке с характером, стала интересна роль властительницы судьбы будущего покорного мужа, лмужа-мальчика, мужа-слуги╗. Мы видим, что Софья и другие представительницы прекрасного пола отлично приспособились к своему положению в семье и обществе. (Например, жена Горича, лбезумно╗ опекающая своего мужа, вполне взрослого человека.) Они не мыслят себе другой жизни, кроме жизни, проложенной их отцами и матерями.

Только Александр Андреевич Чацкий Ч единственный в комедии представитель новой жизни, её главный герой, её движущая сила. Принадлежа к высшему свету, имея великолепное образование, богатство, имея влиятельных покровителей, Александр Чацкий мог бы составить себе блестящую карьеру, выгодно жениться. Но молодой человек не хотел учиться жить, лна старших глядя╗, и открыто это высказывал. Удел, который приготовил герою А.С. Грибоедов, есть вечная борьба за новую свободную жизнь со всеми её идеалами. Чацкий никогда не был бездельником, повесой, волокитой и прожигателем жизни. Всю жизнь он учился, лобрыскал свет╗. Чацкий любил Россию, хотел ей послужить, ненавидел лпустое, рабское, слепое подражанье╗ его современников всему иностранному. Он выступал против крепостного строя, хотел учиться наукам или лискусствам творческим, высоким и прекрасным╗. Он и других призывал к такой жизни без лицемерия и угодничества, без стремления к безмятежно-праздному существованию, без безумной роскоши и варварских обычаев. лСлужить бы рад, прислуживаться тошно╗, Ч говорит   Чацкий Фамусову. Острый ум Чацкого сразу раскусил подлеца         Молчалина, лоткрыл глаза╗ Софье. Чацкий обличал всю московскую жизнь, его остроты постепенно превратились в едкий сарказм, который нелегко было слушать людям. Безаппеляционность речей       Чацкого просто поразительна! Пораженный стрелой Амура, он не видел того с кем говорил. Чацкий пытался заставить богатых понять выгоды отмены крепостного права. А для них отмена крепостного права Ч разорение. Чацкий клеймит молодых дворян, которые стремятся сделать свою карьеру не службой, а угодничеством. Но он говорит это тем, кто сам всю жизнь угодничал и пресмыкался перед сильными мира сего. Чацкий не может понять, что говорить с ними он будет с таким же успехом, что с глухими людьми. Даже старики не могут слышать его лнепочтительные речи╗ и закрывают уши руками. Мне кажется, что Чацкого поэтому нельзя назвать по-настоящему мудрым и умным человеком. Но, с другой стороны, он является первым, кто открыто объявил московским дворянам о наболевших вопросах того времени. Конфуций сказал: лЛучше зажечь одну свечу, чем вечно клясть темноту╗. Чацкий является тем человеком, который зажёг первую свечу, чтобы осветить хотя бы маленький кусочек окружающей темноты. Но Чацкий не одинок, таких людей, как Чацкий много в то время, и все они стараются внести свет в окружающую их темноту, освободить крестьян и приносить истинную пользу своей родине. В лГоре от ума╗ упоминается несколько таких людей:  князь Фёдор, племянник княгини, и брат Скалозуба. Мне кажется,  что в будущем Чацкий мог пойти одним из двух путей. Первый   путь Ч выйти в декабре 1825 года на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Второй  путь Ч  пойти на государственную службу, верой и правдой послужить отечеству, как и автор бессмертной комедии лГоре от ума╗ А.С. Грибоедов. Для этого     Чацкому нужно повзрослеть и постараться преодолеть свои душевные порывы. Тогда,  продвинувшись по службе, можно было продолжать борьбу более мирными политическими средствами. Автор же оставил героя на историческом перепутье, лна очередной смене эпох и поколений╗. Чацкий в комедии предстал борцом за правду, за дело, за идею, за новый порядок и за успех. За Чацким было право выбора будущих форм борьбы.

Несколько иначе показана судьба молодого поколения в романе А.С. Пушкина лЕвгений Онегин╗.Евгений Онегин является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Многие ошибочно сравнивают Онегина и Чацкого. Но Онегин, в отличие от Чацкого, является лишним человеком в любом обществе. Чацкий, по словам Лизы, был лв друзьях особенно счастлив╗, и, помимо друзей, у него было много единомышленников, разделявших его взгляды и понимавших его проблемы и мысли. Онегин же Ч одинок, у него нет ни друзей, ни единомышленников; любое общество ему скучно, он считает себя единственным умным человеком, а всех вокруг недоумками, рядом с которыми он не хочет находиться. Чацкий любил работать, труд был ему по душе, а Онегину мысль об упорном труде внушала отвращение. Конечно, у Онегина было много хороших качеств. К ним можно отнести его лмечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлаждённый ум╗. Нет! Онегин не сухой, бездушный и холодный человек, но его смело можно назвать лстрадающим эгоистом╗, эгоистом поневоле, так как лв его эгоизме должно видеть то, что древние называли лfatum╗. Этим он разительно отличается от Чацкого, который не является эгоистом ни в своих поступках, ни в речах, ни в мыслях и который всегда заботится не только о своём благе, но и о благе родины и всех своих соотечественников, включая крепостных крестьян. В отличие от Чацкого, Онегин ни над чем глубоко не задумывался. Никакие чувства и общественные события не находили глубокого отклика в его душе. Душевного потрясения не вызвала у Онегина даже смерть Ленского, погибшего от его пули на глупой дуэли. лОдна наука страсти нежной╗ занимала Евгения лдо двадцати шести годов╗. Блистать новыми идеями, модными костюмами, причёсками и духами, покорять или шокировать дам, быть поверхностно-образованным в мужском обществе Ч вот мера приложения сил Онегина. Таковы внешний блеск и духовная нищета Онегина и множества подобных ему молодых людей! Здравомыслящая молодёжь от такой жизни начинала скучать, Онегин же впал в хандру, так как у него не было главной цели, составляющей жизнь мужчины.

Трагична судьба и Владимира Ленского. Ленский Ч поэт, романтик, очень чувствительный и легко ранимый юноша. лОн сердцем полный был невежда╗, Ч отмечает Пушкин в романе.

Он в песнях гордо сохранил

Всегда возвышенные чувства,

Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

          Возможно, Владимир стал бы хорошим мужем и отцом, прошел бы жизненным путём обычного человека. А в старости бы он лскончался посреди детей, плаксивых баб и лекарей╗. Но жизнь распорядилась иначе. Он был убит на дуэли легкомысленным           Онегиным, которого считал своим другом, на дуэли. Онегин, не задумываясь о сути жизненных явлений, отверг и первое чувство молодой Татьяны. В романе Евгений Онегин выступал опытным соблазнителем, властителем юных и неопытных сердец, разрушителем их счастья. В романе только повзрослевшая Татьяна, вышедшая замуж и ставшая дамой высшего света, даёт достойную отповедь франту. Образ Татьяны Лариной олицетворяет лучшие черты русской женщины: доброту, чистоту, нравственность, преданность своим идеалам и своему дому. Но под влиянием чтения сентиментальных романов и осмысления жизни у многих представительниц прекрасного пола появилось и стремление к личной свободе, к независимости от опеки родителей. Примером тому является любовное письмо Татьяны к Евгению, которое она написала ему первой.   Татьяна была настолько поглощена новым чувством, что забыла о мнении света. Ведь девушка того времени не должна была первой показывать свою любовь и писать письмо! Татьяна надеялась если не на ответное чувство молодого человека, то на понимание с его стороны её движения души, на его честность по отношению к ней. Но, несмотря на новые веяния, родительский дом, замужество и семейный очаг Ч удел женщины того времени.

Как сложилась бы судьба Онегина потом? На этот вопрос ответить уже сложнее. Может быть, лбезотрадная тоска его обратилась  бы в мертвую, холодную апатию╗? Или его страсть воскресила бы его лдля нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания╗? Но мы смело можем утверждать, что Онегин Ч потерянный для общества человек, силы его лбогатой натуры остались без приложения╗ и его жизнь не имеет смысла, а роман Ч конца.

Так похоже и так по-разному показывают судьбу молодого поколения молодого поколения двадцатых годов девятнадцатого века    А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, два великих русских писателя.

 


 [КНН2]

 

Хостинг от uCoz