ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах Ч поэт лицейского братства, лпоклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума╗, в ранних поэмах Ч певец ярких и вольных страстей: лРуслан и Людмила╗ (1820), романтические люжные╗ поэмы лКавказский пленник╗ (1820-21), лБахчисарайский фонтан╗ (1821-23) и др. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоение контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического, бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т. ч. лнеукрашенная╗ проза лПовестей Белкина╗, 1830, повесть лПиковая дама╗, 1833, и другие произведения, предвосхитившие развитие реалистического письма), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), лпросвещенный гуманизм╗, универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на уровень мировой. Роман в стихах лЕвгений Онегин╗ (1823-31) воссоздает образ жизни и духовный состав лтипического╗, преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в лЦыганах╗ (1824). Им были впервые определены (в поэмах, драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в., нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости Ч народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия лБорис Годунов╗ (1824-25, опубликована в 1831), поэмы лПолтава╗ (1828), лМедный всадник╗ (1833, опубликована в 1837), роман лКапитанская дочка╗ (1836). В философской лирике 30-х гг., лмаленьких трагедиях╗, созданных в 1830 (лМоцарт и Сальери╗, лКаменный гость╗, опубликованы в 1839, лСкупой рыцарь╗, опубликован в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы лдружества╗, любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и лмилости╗. Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

* * *

П�УШКИН Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799, Москва Ч 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне Ч Псковская область], русский поэт.

Род, словесность, братство

С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша Ч сподвижник Александра Невского; прадед по матери Ч А. П. Ганнибал, ларап Петра Великого╗) и лдомашнее╗ отношение к словесности (среди посетителей родительского дома Ч Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин Ч даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери Ч М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной.

В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора. Сильнейшее впечатление лицейских лет Ч Отечественная война 1812. Лицей, не дав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья Ч начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин).

Уже первые сохранившиеся стихотворения (1813; первая публикация Ч лК другу стихотворцу╗, журнал лВестник Европы╗, 1814, № 13) свидетельствуют о мастерстве Пушкина. Он ориентируется по преимуществу на французскую легкую поэзию, К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, но учитывает и другие образцы (на экзамене в январе 1815 восторг Г. Р. Державина вызвали лВоспоминания в Царском Селе╗, синтезирующие манеры Державина и Батюшкова); следит за литературной борьбой лшишковистов╗ и лкарамзинистов╗, чувствуя себя бойцом новой школы, вожди которой приглядываются к поэту-лплемяннику╗ (в 1815 Пушкина в лицее посещают Батюшков и Жуковский, в 1816 Ч Карамзин и П. А. Вяземский; Пушкин общается с Карамзиным, поселившимся летом 1816 в Царском Селе, знакомство с Жуковским и Вяземским перерастает в дружбу). К окончанию лицея (июнь 1817) у Пушкина репутация надежды отечественной словесности.

Петербург

Петербургский период (лето 1817 Ч весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой, предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие лроманы╗ и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы. По убеждению, разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего дарования. В то же время продолжается дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым, он общается с убежденным противником крепостничества Н. И. Тургеневым (воздействие его взглядов ощутимо в стихотворении лДеревня╗, 1819), пишет стихи в высокой гражданственной традиции (лВольность╗, 1818), отказывается (не без влияния П. А. Катенина) от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиям поэтов-архаистов; через Дельвига знакомится с Е. А. Баратынским и П. А. Плетневым. Молодой словесностью Пушкин осознается как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма лРуслан и Людмила╗ (отдельным изданием опубликована в начале августа 1820), явившаяся исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков. В поэме непринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия, фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор; лмелочь╗ карамзинистов обретает масштабы эпоса, а лпротеический╗ дар позволяет вести рассказ с немыслимой стилистической свободой. Жуковский сразу по прочтении поэмы признает в Пушкине лпобедителя-ученика╗, а прозвучавшие позднее упреки не отменяют огромного успеха.

Окончание работы над лРусланом и Людмилой╗ совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена). Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение; обращался к Александру I, по-видимому, и Карамзин, обычно к ходатайствам не склонный. Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.

Ссылочный невольник

Встретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская лсмесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний╗, контакты с членами тайных обществ (М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Пестель и др.) способствовали как росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать лпротив правительства╗ два года и слово сдержал), так и творческому увлечению Дж. Байроном. Поэтизация индивидуализма, сложно связанного со свободолюбием, могучей страсти или разочарования, внимание к экзотическому колориту (природа, чуждые цивилизации нравы и обычаи), усиление суггестивности приметны в новых элегиях (лПогасло дневное светило╗, 1820), балладах (лЧерная шаль╗, 1820; лУзник╗, 1822), философско-политической лирике (лНаполеон╗, 1821) и особенно в ориентированных на лвосточные повести╗ Байрона поэмах (лКавказский пленник╗, 1820; лБратья разбойники╗, 1822-23; лБахчисарайский фонтан╗, 1821-23).

Заняв вакансию лпервого романтического поэта╗, Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово-стилистических традициях (напоминающая о Вольтере и Парни поэма лГавриилиада╗, 1821; лвысокое╗ дружеское послание лЧаадаеву╗, 1821, антологическое стихотворение лМуза╗, 1821; лПеснь о вещем Олеге╗, 1821, развивающая мотив боговдохновенности свободного творчества в духе Гете и Шиллера, и пр.). В Кишиневе был начат лЕвгений Онегин╗ Ч лроман в стихах╗, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальной эволюции автора.

Сложности личного плана (запутанные отношения с графиней Е. К. Воронцовой и А. Н. Раевским), конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, изучение лчистого афеизма╗ привели Пушкина к кризису 1823-24; мотивы разочарования, близкого отчаянию, охватывают не только сферу политики (лСвободы сеятель пустынный...╗), но получает и метафизическое обоснование (лДемон╗; оба 1823). В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из перлюстрированного письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях лК морю╗ и лРазговор книгопродавца с поэтом╗, поэме лЦыганы╗ (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы лЕвгения Онегина╗; главным делом мыслится трагедия лБорис Годунов╗ (окончена в ноябре 1825), основанная на изучении летописей, лИстории государства Российского╗ Карамзина и драматических принципов Шекспира. Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору (лЖених╗, 1825; лПесни о Стеньке Разине╗, 1826), далеким культурам (лПодражания Корану╗, 1824), новое открытие ценностей любви [лК***╗ (лЯ помню чудное мгновенье...╗), 1825], дружества (л19 октября╗, 1825), простого и грустного бытия (лЗимний вечер╗, 1825), убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта (лАндрей Шенье╗, 1825; лПророк╗, 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В надежде славы и добра

В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13-14 декабря 1825 написан лГраф Нулин╗, ироничная поэма на бытовом материале, посвященная, по лстранному сближению╗, проблемам исторической случайности. Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение (Пушкин не был членом тайных обществ и не полагал себя ответственным за их деятельность) перемежались с опасениями (его лвозмутительные╗ стихи знала вся грамотная Россия и они естественно встраивались в лдекабристский╗ контекст).

8 сентября 1826 Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I, результатом которой стало взаимное признание; император взял на себя цензуру пушкинских сочинений. Пушкин, отдавая должное преобразованиям Николая (лСтансы╗, 1826), сохранил верность друзьям (лВо глубине сибирских руд...╗, 1827). Это было не двурушничество, но стремление занять государственную позицию: свободные доверительные отношения с царем давали возможность творить добро, в частности, бороться за амнистию декабристов. Государственничество (неотделимое от верности дворянской чести) предполагало оглядку на державинскую традицию (лДрузьям╗, лМордвинову╗, оба 1827); по-державински Пушкин указывает на человечность как неотъемлемое свойство идеального монарха (эта линия ведет от лСтансов╗ и лДрузьям╗ к лГерою╗, 1830). Любимым героем (и примером для императора) становится Петр I, изображенный лдомашним образом╗ в неоконченном романе лАрап Петра Великого╗ (1827-28) и апологетически в лПолтаве╗ (1828), которая начинается как романтическая поэма, а заканчивается как эпос (ср. мощную одическую окраску в эпизоде боя).

Свободно заняв лгосударственническую╗ позицию, Пушкин не желал ставить свой дар на какую-либо службу, что вело к внешне парадоксальному соседству стихов гражданских и отстаивающих абсолютную свободу творчества ((лПоэт и толпа╗, 1828; лПоэту╗, 1830).

Оправдание действительности не гарантировало от внешних конфликтов. Отношения с императором (обычным посредником выступал шеф тайной полиции граф А. Х. Бенкендорф) были далеки от намеченной идеальной модели (лБорис Годунов╗ не получил высочайшего одобрения; ответом на поданную по монаршей воле записку лО народном воспитании╗ стал вежливый выговор). Сложности были и в лреспублике словесности╗: Пушкин и его давние союзники (Вяземский, Дельвиг) не вполне сошлись с московскими любомудрами, отношения с Н. А. Полевым и Н. И. Надеждиным колебались от отчужденных до враждебных; в 1829-30 ярым противником Пушкина и его круга стал редактор популярной газеты лСеверная пчела╗ Ф. В. Булгарин, известный своим сотрудничеством с тайной полицией, сочетавший вражду к аристократии, эпигонское просветительство, торговую хватку, чудовищное хамство и умение доходчиво толковать с публикой. Стремление к твердому общественному статусу оказалось трудно реализуемым Ч отсюда лохота к перемене мест╗ (планы заграничного путешествия; поездка в 1829 на театр военных действий, описанная в лПутешествии в Арзрум╗, 1835); отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом лравнодушной природы╗, судьбы, деспотизма (лДар напрасный, дар случайный╗, лАнчар╗, оба 1828; лДорожные жалобы╗, лБрожу ли я вдоль улиц шумных╗, оба 1829); отсюда же мотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь (лВоспоминание╗, лПредчувствие╗, оба 1828; лНа холмах Грузии лежит ночная мгла╗, лЖил на свете рыцарь бедный╗, лЯ вас любил: любовь еще, быть может╗, все 1829).

Болдинская осень

В 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и лсвоем доме╗, добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородская губерния). лБолдинская осень╗ открылась стихотворениями лБесы╗ и лЭлегия╗ Ч ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Был завершен лЕвгений Онегин╗, написаны лпропасть╗ стихотворений и статей, лПовести Белкина╗, открывающие поэзию и принципиальную сложность лобыкновенной╗ жизни, лМаленькие трагедии╗, где историко-психологическая конкретность характеров и конфликтов, принимая символические формы, подводила к лпоследним╗ экзистенциальным вопросам (эта линия получит развитие в повести лПиковая дама╗ и поэме лМедный всадник╗, обе 1833; лСценах из рыцарских времен╗, 1835).

Самостоянье человека

Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны Ч предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений лКлеветникам России╗ и лБородинская годовщина╗. Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, занятым лВечерами на хуторе близ Диканьки╗, взаимно стимулировало обращение к фольклору (лСказка о царе Салтане...╗). Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим (лДубровский╗, 1832-33; лИстория Пугачева╗, 1833; лКапитанская дочка╗, 1836). Усложняется отношение к Петру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для лИстории Петра╗); лобъективизм╗ сменяется трагическим восприятием истории (лМедный всадник╗); лмилость╗, неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся в религиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной лсправедливости╗ (лАнджело╗, 1833; лКапитанская дочка╗; лПир Петра Первого╗, 1835). Большинство оставшихся нереализованными замыслов, планов, отрывков обычно лэпичны╗ по форме (обращения к самым разным эпохам на основе разных историко-документальных и литературных источников) и ллиричны╗ по сути. В собственно лирике Ч при редких и значимых исключениях (лЧем чаще празднует лицей╗, 1831; лОсень╗, лНе дай мне, Бог, сойти с ума╗, оба 1833; лТуча╗, лПолководец╗, л... Вновь я посетил╗, все 1835) Ч доминируют переводы (лСтранник╗, 1835), стилизации, подражания, лвариации на тему╗ (лЯ памятник себе воздвиг нерукотворный...╗, 1836) или лквазиподражания╗ (лИз Пиндемонти╗, 1836) Ч лсвое╗ подается как лчужое╗ или утаивается от публики.

Поединок

Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было взято назад, т. к. грозило отлучением от государственных архивов). Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации. Ориентированный на культурную элиту журнал лСовременник╗ (1836; четыре тома; среди авторов Жуковский, Гоголь, Ф. И. Тютчев), как и лИстория Пугачева╗, успехом у публики не пользовался. Духовная независимость Пушкина, его культурно-государственная стратегия, установка на особые отношения с государем, личная честь и презрение к бюрократическо-аристократической черни обусловили вражду со лсвинским Петербургом╗ (от сервильных литераторов и светских шалопаев до министра народного просвещения С. С. Уварова). Получив 4 ноября 1836 анонимный пасквиль, Пушкин посылает вызов Ж. Дантесу, публично ухаживавшему за женой поэта. Дуэль была расстроена, Дантес вынужден жениться на Е. Н. Гончаровой, свояченице Пушкина, однако его поведение после свадьбы и светская реакция на листорию╗ показали, что кризис не разрешился. 25 января 1837 Пушкин отправляет приемному отцу Дантеса, нидерландскому посланнику Л. Геккерну, письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 января около 5 вечера Пушкин был смертельно ранен. После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей лна свое попечение╗ (было исполнено), исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.

Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге (см. лСмерть поэта╗ М. Ю. Лермонтова; позднее на смерть Пушкина откликнулись стихами Жуковский, Тютчев, А. В. Кольцов); у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.

Сочинения:

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1937-59. Т. 1-17.

Полное собрание сочинений. 4-е изд. Л., 1977-79. Т. 1-10.

Литература:

Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. СПб., 1855; То же (репринт). М., 1985.

Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. 2-е изд. М., 1990.

Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 / Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991.

Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995.

А. С. Немзер

 

 

Хостинг от uCoz