Революция в творчестве Александра Блока

 

                                                                                                                         Ненавидя, кляня и любя:

                                                                                                                                                         За мученья, за гибель - я знаю -

                                                                                                                                                              Все равно: принимаю тебя !

                                                                                                                                                                          (Александр Блок)

 

        У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам только снится”, который мне очень

нравился.  Лишь  много  позже  я  узнал,  что  слова  написал “настоящий, волею  божьей поэт”, по определению

А.М.Горького,  Александр  Александрович  Блок  (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, ска-

завший: “ О Русь моя !  Жена моя ! ”.

        Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то  далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих

произведениях  постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб-

рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.

       

                                                                         Согнуть измученные спины.

                                                                         Внизу собравшийся народ.

 

        В другом  стихотворении,  написанном  в  революционный 1905 год  (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о

том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”,  в то время  как  кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот

началась революция, слышен “красный смех... знамен, и

                                                   

                                                                         Так - негодует все, что сыто,

                                                                         Тоскует сырость важных чрев:

                                                                         Ведь опрокинуто корыто,

                                                                         Встревожен их прогнивший хлев ! ”

 

        Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:

 

                                                                         Пусть доживут свой век привычно -

                                                                         Нам жаль их сытость разрушать.

 

        Принимая  в  революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.

Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-

дание.

       Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.  Революционный  боец  Петруха  убивает свою возлюбленную Катьку за

то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

 

                                                                         Утек, подлец !  Ужо, постой,

                                                                         Расправлюсь завтра я с тобой !

 

        И  это не пустые угрозы:

 

                                                                         Помнишь, Катя, офицера.

                                                                         Не ушел он от ножа ...

 

        Но в целом поэма  -  гимн  революции.  Недаром  в  конце  ее  появляется  “первый  революционер на земле” Иисус Христос.  И в своей статье,  обращенной  к  русской интеллигенции, “Революция  и  интеллигенция” Блок

призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

 

                                                                         Мы на горе всем буржуям

                                                                         Мировой пожар раздуем,

                                                                         Мировой пожар в крови -

                                                                         Господи, благослови !

 

        Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

 

                                                                         Запирайте  этажи,

                                                                         Нынче будут грабежи !

 

        Двенадцать человек  (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то роман-

тически:  “Кругом - огни,  огни,  огни... Оплечь  -  ружейные  ремни... “,  то  натуралистично:  “В  зубах  цигарка,

примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).

       

 

        Поэма,  языком  которой  трудно не  восхищаться,  вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра-

шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

        Сегодня  вопрос  о  роли революции - один из главных для многих из нас.  С расстояния трех четвертей века

отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так

долго сдерживали.

        Историки  еще  десятилетия  будут  спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны

Александру Блоку за то,  что он так  точно и ярко запечатлел  революционную  эпоху в своем небольшом произ-

ведении. А  если еще вспомнить,  что он благословлял революцию,  в пожаре  которой  сгорела  его выдающаяся

библиотека  (она  собиралась  поколениями его предков!),  мы  согласимся с А.М.Горьким, что это “человек бес-

страшной искренности”,  и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта гово-

рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.

Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz