Собака.

 

 

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крыломЕ

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядамиЕ

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

 

 

 

Февраль, 1878.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

лСобака╗

 

 

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения Ц одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова лсмерть╗, лжизнь╗, логонек╗ (в значении лжизнь╗), лконец╗. В произведении можно выделить следующие микротемы : погода (лна дворе воет страшная, неистовая буря╗), собака.  

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого Ц особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: лвоет страшная, неистовая буря╗. Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет лнеистовая╗. Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: лнемая╗, лбез слов╗. Другое олицетворение - чувство лживет╗. Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет лтрепетный╗.

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая лналетит╗, лмахнет╗ (метафора) на огонек жизни лхолодным широким крылом╗. Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и лодна жизнь жмется пугливо к другой╗ (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: лгляжу в глаза╗, лона сама себя не понимает - но я ее понимаю╗, лдве пары одинаковых глаз╗ и лв каждой из этих пар╗. Во втором случае повторение глагола лпонимать╗ используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания лона немая╗ и лона без слов╗ близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания лнет никакой разницы╗ и лмы тожественны╗ также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной   тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание лодин и тот же╗ (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).  

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова лчеловек╗ и лживотное╗. По словарю Ожегова животное Ц это лтакое живое существо, в противопоставление человеку╗.

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. лЭто две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.╗

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. лСмерть налетит, махнет на него своим холодным широким крыломЕ╗ В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: лНет! Это не животное и не человек меняются взглядамиЕ╗

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: лОна немая, она без слов, она сама себя не понимает Ц но я ее понимаю╗. Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

лИ конец!╗- подчеркивается необратимость, безвыходность. лНет! Это не животное и не человек меняются взглядамиЕ╗ - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

 Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. лКто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?╗. Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: лжизнь жмется╗. В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стилистический Анализ

Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева

лСобака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Константинова И.А.

Группа 208

Хостинг от uCoz