Реферат по литературе.

Тема родина в лирике Есенина ,Блока ,Рубцова

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   ученицы 11класс лБ╗

                                                          Новиковой Марии Олеговны.

 

                                                                                          

Родина - отечество , отчизна , страна , в которой человек родился.

Тема Родины была  излюбленной темой писателей в разную эпоху и каждый из них  видел в этой теме , что - то свое родное и близкое . Но, чтобы  поближе узнать о том , как  тема родины была отражена  в их произведениях  рассмотрим ее  на примере поэзии таких известных поэтов , как Есенин , Блок и Рубцов .Как Пушкин , Лермонтов, Некрасов  были властителями дум молодежи девятнадцатого века  ,так в поэзии Блока , Рубцова , Есенина влияла на формирование поколения нового , двадцатого столетия .

Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам : история  и революция , деревня и город , жизнь и смерть , государство и народ ,народ и отдельная личность.

Первые публикации стихов молодого , неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом .Затем появляются сборники его стихотворений лРадуница╗ (1916 ) и лГолубень╗ ( 1918 ) . Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство  среднерусской природы , сокровенный мир лирического героя , у которого  место  любимой заняла Родина . В русской  поэзии , столь богатой шедеврами пейзажной лирики (Пушкин , Баратынский , Кольцов , Тютчев , Некрасов , Бунин , Блок ) , появился  новый певец , звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей .

О Русь - малиновое поле

И синь , упавшая в реку ,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Такой динамики картин природы , как у Есенина , нет  в  пейзажной лирике его  предшественников и старших современников . У И. Бунина  очень силен  элемент созерцательности  ,сосредоточенной философской медитации ; у А . Блока в пейзажной поэзии несравненно больше движения.

Неутомимый  интеллектуальный и нравственный поиск исторических и социальных мотивов обогащает  поэзию Есенина . Поэта живо интересуют событии  далекого прошлого , связанные  со свободолюбивыми порывами , народными движениями . Так  появляется баллада о соратнике Степанеа Разина  Усе ( лУс╗ ,1914 ) , поэма о новгородской вольнице ( лМарфа-Посадница╗ ,1913 - 1914 ) .

Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с жизнью ( л Устал я жить в родном краю ...╗ , л В том краю где желтая крапива ...╗ и др. ) .Однако  в ту пору мотивы стихийного бунтарства  нередко  ассоциировались с воспеванием лушкуйничества╗ , бродячей вольности  , странничества  . Осознанное  чувство подлинной свободы появляется  у поэта со свершение Октябрьской революции . По словам поэта  П.Орешина , С.Есенин принял Октябрь лс неописуемым восторгом╗. лБыл всецело на стороне Октября╗,- писал и Есенин.

Октябрьская революция дает поэту новые темы , раскрывает глубину и мощь не только  лирической  , и драматической  основы таланта Есенина. Поэт создает в романтико - утопическом ключе  цикл поэм -л Небесный барабанщик╗ , лИнония╗ , лПреображение╗ и др. Он прославляет лвселенское  братство людей╗ , новую веру  новую правду , которую несет на  своих знаменах пролетарская революция :

Небо - как колокол ,

Месяц -язык ,

Мать моя - родина,

Я- большевик .

Следуя традиции русской и мировой  классической поэзии , Есенин с неслыханной смелостью разрабатывает богоборческие мотивы  (ранее он нередко воспевал смиренных иноков , кроткую и богомольную Русь ) .

Поэт выступает в роли ниспровергателя старой церкви , объявляет себя новым пророком . Но вместе с тем (таковы были  реальные противоречия  тогдашней действительности ) взгляды и чаяния обширной крестьянской массы воплощались Есениным  в религиозной оболочке лСельского часослова╗ , поэм  лИорданская голубица╗ , лОктоих╗ . Однако церковнославянская лексика , библейский словарь , религиозные образы именно лишь лоболочка╗ чисто земных помыслов .

После революции интерес  Есенина к переломным этапам  русской истории (эпохе Петра ) и народно-освободительным движениям проявляется особенно обостренно .В отличие от ранних исторических произведений резко усиливается драматизм при воссоздании  характеров выдающихся деятелей прошлого . Такова , например , стихотворная драма  лПугачев╗ (1921), в центре которой трагическая судьба предводителя крестьянско- казачьего  восстания. Потрясает глубина проникновения поэта в чисто человеческие переживания Пугачева , сложнейший сплав  чувств этой сильной , порывистой и противоречивой личности .

После революции Есенин обращается все чаще к темам большого социально - философского звучания .Только неподдельной болью поэта при виде крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить  особый интерес  его к проблемам лдеревня и революция╗ , лдеревня и город╗ . Индивидуальным  поэтическим отсветом озарена эта проблематика в поэме лСорокоуст╗  (1920( ( лсорокоуст╗ - сорокадневная молитва по умершим ).

Противоречивое развитие цивилизации  отображено поэтом в образах паровоза и жеребенка . Тщетно бежит за чугунным поездом красногривый  жеребенок :

Милый , милый , смешной дуралей ,

Ну куда он  , куда он гонится ?

Не ужель он не знает , что живых коней

Победила стальная конница ?

Наступление железной , неодушевленной механической силы передано и строфах стихотворения лМир таинственный , мир мой древний ...╗

Мир таинственный , мир мой древний ,

Ты , как ветер , затих и присел .

Вот сдавил за шею деревню

Каменные руки шоссе.

Исповедальный характер поэзии Есенина , открытость его легкоранимой души обусловили особую доверительность интонации в поэме лЧерный человек╗ (1923 - 1925) , где автор ведет предельно искренний , мучительно трудный диалог  со  своим двойником . Нравственная борьба совести  , борение темных и  светлых  начал  , добра  и зла  , высокого  и низкого  - вот что движет  сюжет . Не лирическая  , повествовательная интонация , сурово - содержания , внешне спокойная , но внутренне напряженная , передает  накал  драматической схватки . Борьба  и движение , преодоление  темных  наслоений души , того мира и того мифа , который  олицетворяет  Черный  человек  , - основа  и  нерв  поэмы .

Несмотря  на  решительный  жест в финале , когда разъяренный поэт  оружие слова меняет  на  рапирный  выпад тростью , летящий лпрямо к морде его , в переносицу╗ , конфликт  нельзя  считать  исчерпанным . Поэма  эта ,  как и  многие  произведения  с участием  двойника ,  отличается  лоткрытой╗  композицией : трость  разбивает всего  лишь зеркало .

   На протяжении нескольких веков в России , стране по преимуществу крестьянской , проблема лвласти земли╗ в все социально _ философском , этическом плане волновала не одно поколение писателей . Особенно остро она встала после отмены крепостного права , породила два направления в русской литературе . Одно  - сформировавшееся под влиянием идей и взглядов Л . Н .Толстого , лтолстовское╗ , с его духовной драмой , обусловленной углубленными нравственно - психологическими исканиями ; другое - под влияниями творчества Г . Успенского - социально - публицистическое .

На новом историческом рубеже , когда лицом  к власти Русь уходящая и Русь  Советская , С. Есенин в своих поисках истины был ближе к толстовской традиции . Отсюда стремление поэта постичь новый облик страны в сопоставлении с иной социальной культурой - капиталистическим Западом и Америкой , углубление психологического анализа при раскрытии сложных и противоречивых человеческих натур .

Трудные проблемы встали перед поэтом - гражданином : как  развиваться современной цивилизации  ; какова судьба России ;  что в будущем ждет его Родину ? Есенину не приходилось решать вопрос о поисках своего места в новой России , но формирование нового мироощущение происходило непросто , порой драматически . Есенин всецело  на стороне новой жизни - Руси Советской , однако это  не значило , что ему не жаль чего - то дорогого и близкого в уходящей Руси . До конца дней своих считал он себя поэтом лзолотой бревенчатой избы╗ .

В отличие от Маяковского Есенин  не  был  склонен к категорическим выводам  Сомнения и колебания не оставили его ,  пока громада  наблюдений не переплавлялась в ясное знание , а личный опыт не поверялся мнением народным . На этом пути к решению проблемы соотношения гуманизма и  исторического прогресса , смысла истории большое значение имела длительная , почти двухлетняя поездка по Западной Европе и Америке .

Четырехмесячное пребывание в США , жизнь в Нью - Йорке стали предметом развернутого анализа в очерке лЖелезный Миргород╗ (1923) , страницах которого Есенин рассказал о технических достижениях американцев . Однако встреча с лжелезным Миргородом╗ , где по словам позта , лв страшной моде Господин доллар╗ , приводит Есенина к важному итоговому заключению : лТолько за границей я понял совершенно ясно , как велика заслуга русской революции , спасшей мир от безнадежного мещанства╗.

Именно за рубежом возникает у Есенина замысел лЧерного человека╗ . По словам жены поэта  С . Толстой _ Есенин , после посещения нью - йоркской биржи у Есенина сложилось такое впечатление : лЭто люди , - это пауки в банке , это какие - то черные человеки╗ .

По словам Есенина , после поездки по Европе и Америке он лвлюбился в коммунистического строительство╗ , ибо коммунизм - это лзнамя вольности и светлого труда╗ ( лписьмо к женщине╗ , 1924 ) . В лБалладе о двадцати шести л ( 1924 ) Есенин развивает это образ , отмечает то , чем особенно ему общественная система :

Коммунизм -

Знамя всех свобод .

Венчая эту мысль , возникает эпически - монументальный , как бы отлитый в бронзе образ лкоммуной вздыбленной Руси╗ .

В самые интимные лирические стихи Есенина ограничено входят строки высокого гражданского содержания ( лписьмо к женщине╗ , лНесказанное , синее , нежное ..╗ ,╗Неуютная жидкая лунность ...╗ и др.) . Новое , выстраданное мировосприятие с собой силой раскрытия в стихотворении лНеуютная жидкая лунность ...╗ :

Мне теперь по душе иное ...                  Я не знаю , что со мною ...

И в чахоточном свете луны                  Может , в новую жизнь не гожусь , 

 Через каменное и стальное                  Но и все же хочу я стальною

Вижу мощь и родной стороны .           Видеть бедную , нищую Русь .

 

Полевая Россия ! Довольно                  И , внимая моторному лаю 

Волочиться сохой по полям !               В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз

Нищету твою видеть больно                 Ни за что я теперь не жалею 

И березам и тополям .                           Слушать песню тележных колес .

 

Как  поэт Есенин развивается стремительно . Но даже на этом фоне  совершенно удивлен взлет его поэзии в заключительной период творчества - в 1923 - 1925 гг. . лРусь уходящая╗ ,  лРусь  Советская╗ , поэмы лПеснь о великом походе╗ , лАнна Снегина╗ , лЧерный человек╗ , незаконченная драма  лСтрана негодяев╗ , лПерсидские мотивы╗ -такова далеко неполный перечень созданного им за это время  .

лАнна Снегина╗ (1925) -лиро - эпическое произведение , поэма итогов . Есенин  витает ее лучшей в своем творчестве . Сюжетно - композиционную основу  поэмы образуют  две линии . Одна - лирико - романтическая , связанная с историей любви поэта к лдевушке в белой  накидке╗ , - завершается драматические :  после революции Анна  Снегина , дочь помещика , оказывается на чужбине , где ждет ее горький хлеб изгнания .

Другая линия - драматическая , восходящая к дореволюционным временам , -  воссоздает историю мужицкого бунта , возглавленного бедным крестьянином Проном Оглобленным . У этой сюжетной линии широкое эпическое  завершение . Социальное расслоение русского села , сцены борьбы между жителями богатой деревни Радово и нищими , обделенным землей  и судьбой криушанами , тонко детализированные образы возницы , мельника , трусливого и никчемного мужичка Лабути - все это постепенно перерастает в картину взбулгаченной революции крестьянской России . Интересен образ  непокорного мужичка Прона Оглобина . Сосланный в Сибирь за  убийство сельского старосты , Оглобин после революции становится крестьянским вожаком ,  он мечтает устроить на деревне  коммуну .

 Эпическим развитием сюжета поэмы обусловлено обращение поэта к образу Ленина . Есенина и ранее волновала эта великая тема советского искусства ( лЛенинн2 - отрывок из поэмы лГуляй - поле╗ , 1942 -1925 ;  стихотворение лКапитан земли╗ , 1925 ) . Воссоздавая облик вождя революции , поэт подчеркивает  простоту и глубокую человечность (лЗастенчивый , простой и милый╗), волю и решительность гения , сумевшего лпотрясть шар земной╗ .  В лАнне Снегиной╗ ленинской образ возникает в сцене беседы поэта с крестьянами и поворачивается новой гранью :

л Скажи ,

Кто такое Ленин ?╗

Я тихо ответил :

лОн - вы╗.

Эпос и лирика в поэме лАнна Снегина╗ органично слиты . И все - таки имя героини вынесено в заглавие поэмы потому , что лирическая тема особенно близка поэту , складу его дарования . способу видения окружающего мира . Кольцевое обрамление тоже определяется лирической темой . Воспоминание о сильном юношеском увлечении в начале поэмы окрашено горечью : девушка ответила отказом . В финале те же строфы повторяются , но звучат уже совсем иначе :

Далекие милые были!.

Тот образ во мне не угас .

 

Мы все  в эти годы любили ,

Но , значит ,

Любили и нас .

Кольцевая композиция символизирует победу добрых начал .От лдевушки в белой накидке╗ естествен переход к светлому миру сбывшихся надежд не только  в личном , но и в большом социальном плане , а остается пронизанное теплотой весеннего сада ощущение светоносности земного бытия :

Я думаю :

Как прекрасна

Земля

И на ней человек .

Эти же настроения с поразительным художественным совершенством воплощены в цикле из пятнадцати стихотворений Персидские мотивы╗ (1924 - 1925 ) - жемчужине есенинской лирик .

Надо заметить , что мировая поэзия любила обращаться к экзотической  восточной тематике . лЗападно -Восточный диван╗ Гете , восточные стихи Пушкина  , л Крымские сонеты╗ Мицкевича - основные вехи на этом пути . Искания европейской философской мысли облекались в форму , навеянную поэтические шедеврами Хафиза , Фирдоуси ,  Саади , Хайяма .

Обращаясь к традиционным мотивам роскошной природы Востока , чувственных наслаждений , радостей жизни , Есенин осмысляет их по - новому : он создает идеальное царство прекрасного , поэтический эдем , в котором молитву  красоте , вечной женственности .

Свет вечерний шафранного края .

Тихо розы бегут по полям .

Спой мне песню , мой дорогая ,

Ту , которую пел Хаям .

Тихо розы бегут по полям .

Означает ли это погружение лв цветочные чащи╗ , в мир , лнет  ни тревог , ни потерь╗, бегство от действительности , трудной и сложной жизни , которой жила страна ? Может быть , изящно - мелодические строки  о нежности , розах , ллебяжьих руках╗ , глазах , лполыхающих голубым огнем╗ , слишком контрастировали  со всех духом  драматичней шей , мятежной лирике поэта ? Но голос поэта был полон тревоги лтогда , когда был  край ... болен╗ . В период создания  л Персидских мотивов╗ иные настроения наполняют лирику Есенина , о чем он и поведал  в стихотворении лНесказанное , синее, нежное ...╗ :

Несказанное , синее  нежное ...

Тих мой край после бурь, после гроз ,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз .

лПричащение╗ к Востоку даровало поэту то , чего так  ждала его измученная душа  , вылеченная лсиними цветами Тегерана╗ , -  обретение чувства гармонии ( лУлеглась моя былая рана╗ ) . Знаменательно , что именно врачующая символика синего цвета , ранее ассоциировавшегося с самым дорогим  , что связывало поэта с Россией , дарована экзотическим растениям Востока .

Глубокое проникновение поэта в самый дух персидской поэзии обусловлено ее только высокой поэтической культурой , но и отзывчивость музы Есенина , ее чуткостью к общечеловеческим проблемам . Широко известны тесные творческие контакты Есенина с поэтами Грузии  и Азербайджана .Он посещает Среднюю Азию , Украину . Вот почему так органично вплетаются в ладово - мелодическую основу персидского цикла инонациональные начала . Музыкальность и напевность как родовые черты есенинской лирики обретают новые качества . Мелодический рисунок становиться как бы сродни бесконечной  вполне восточного орнамента , изысканности коврового узора , трепетной воздушности .

В картинах родных мест , созданных Есениным  в последние годы жизни , почти полностью главенствует печальный зимний пейзаж . В своем творчестве поэт как бы пребывает в двух временах . В Персии его мечты -  весна . а быть может , и лето , а на родине - снежная пустыня , грустное мелколесье , мерзлые осины и застывшие березки . Какие только надрывные аккорды не извлекает поэт из этого белого безмолвия . В который раз обращается он к отчему дому , к любимому клену к синего  окна :

Клен ты мой опавший , клен  заледенелый ,

Что стоишь нагнувшись над метелью белой ?

И как пьяный сторож , выйдя на дорогу ,

Утонул в сугробе , приморозил ногу .

Сам себе казался я таким же кленом ,

Только не опавшим , а вовсю зеленым .

Свое состояние , свои чувства  лирический герой нередко отождествляет с каким - либо видением холодного зимнего пейзажа .Картины зимней  стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей о сердце охладевшем , неспособном больше любить . Стихотворения лКакая ночь!..╗ , л Не гляди на меня с упреком ...╗ , лМожет , поздно , может , слишком  рано ...╗ , лКто я ? Что я ? Только  лишь мечтатель ...╗ , л Клен ты мой опавший ...╗ , л Ты меня не любишь , не жалеешь ...╗ и ряд других  этого же времени могли бы составить   единый цикл . Их  объединяет не только тема разочарования в любви .  Они связаны также единой тональностью , достигаемой метрической замедленностью  схожестью лексики и звукозаписи . Существенно также проследить изменения ,  происходящие в выборе поэтом красок  .

По совершенству формы , неожиданной красоте сравнений , музыкальности , безупречности  вкуса  лирические стихи Есенина , посвященные родине ,  отчему дому , рассказывающие о душевной печали  , нисколько  не уступают   лПерсидским мотивам╗ . Отличаются же они прежде всего красками , колоритом , звучания слова . В стихах , которые мы условно назовем стихами о России , происходит некое высветление красок . Любимые цвета поэта : синий , голубой , сиреневый , реже желтый , от л медного╗ и до ллунного╗ .

Синий цвет в сознании поэта , как мы многократно убеждались , ассоциируется обычно с душевной умиротворенностью , пусть грустной , а все же  успокоительной . В синем , голубом Есенин ощущает  ласку , отвлеченность мечты . Одно из стихотворений этого периода начинается так : лНесказанное , синее , нежное ...╗ . В другом  есть такие стоки  : л В синий  вечер  над прудом  прослезиться  конопляник ...╗ , л Синий май .Заревая теплынь╗ , л Мир тебе , голубая прохлада╗ , л Свежий месяц . Сине и сонь╗ , л Широко синеет тихая речка╗ , л Предрассветное . Синее. Раннее╗ - вот лишь некоторые  примеры использования синих тонов в есенинских  образах , сравнениях , словосочетаниях . Цвет этот для поэта - один из компонентов в создании успокоительного , умиротворяющего отношения к бремени  страстей человеческих .

И вместе с тем лирика Есенина последних лет несет в себе мотивы , весьма  далекие от успокоения .

Певец равенства и братства людей , Есенин - поэт большой патриотической темы . Русь , Родина , отчий край - неизменные мотивы его лирики . Это неизбывное сыновнее чувство пронизывает и  цикл  персидских стихотворений :

Как бы ни бал красив Шираз ,

Он не лучше рязанских раздолий .

 Лирика Есенина носила  по преимуществу исповедальный , интимный характер . Однако ошибочно было бы на этом основании говорит об узости диапазона творчества поэта или камерном содержании есенинской поэзии. Лирика Есенина социально - насыщена , ибо и самые  интимные его  стихотворения освещены светом высокого гуманистического идеала .

 

Теперь перейдем к Блоку и рассмотрим , как он смотрел на тему родины в свою эпоху .

лРусь моя , жизнь моя ...╗

Под таким углом зрения оформляется в лирике Блока образ России - народной России , л роковой╗ страны , затаившей в недрах своих великое мятежное начало . Под роковой внешней покорности , под покровом лкрасоты заплаканной и древней╗ таится очистительный огонь , готовый вот - вот вырваться наружу . Очень показательно , что этот образ России начинается складываться в творчестве Блока ( не только в стихах , но и в статьях и в пьесе лПесня Судьбы╗ ) именно в годы реакции , когда силы революции были подавлены и в стране воцарилось видимое лспокойствие╗ .

Причем , и это очень важно , тема России возникает в лирике Блока в те же годы , что и тема страшного мира , и как прямая антитеза ей . В таких стихотворениях , как  лРусь╗ , лРоссия╗ , лОсенний день╗ , лРусь моя , жизнь моя , вместе ль нам маяться ? ...╗ и других , исполненных сыновней любви к родному краю , возникает образ страны , живущей своей  особой , насыщенной и неспокойной жизнью , со своей тайной судьбой .

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь ,

Дремлю - и за дремотой тайна

И в тайне ты почиешь , Русь .

 

Русь , опоясана реками

И дебрями окружена ,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна .

 

Где разноликие народы

Из края  в край , из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел ...

Это - из стихотворения лРусь╗ . А вот из другого стихотворения :

Тихо , долгое , красное  зарево

Каждую ночь над становьем твоим ...

Что же маячишь ты , сонное марево ?

Вольным играешься духом моим ?

Опора на традицию Некрасова здесь очевидна  . Но очевидно  и то , что Блок не ограничивается использованием традиции , он идет дальше , он оформляет образ России , уже готовый всколыхнуться мятежом и пожаром .

Кризисный характер рубежа 19 -20 веков для Блока как раз и состоит в том , что происходит смена исторической эпохи.

Стихийное нарушение порядка жизни и было для Блока тем пунктом , в котором сходились линии лирики интимной и лирики гражданской . Поэтому он и поставил впоследствии лДвенадцать╗ в один ряд не только со лСнежной маской╗ , но и с другим любовным циклом - лКармен╗ . л В январе 1918 года , - сказал он , - я в последний раз отдался стихии  не менее слепо , чем в январе 1907 или в марте 1914 года . Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда , что оно было писано в согласии со стихией ...╗

Он понимает , что уходит в прошлое большой исторический период , что  на  его глазах рушатся  вековые устои жизни . Он ощущает себя свидетелем  и современником большой исторической драмы .

Так оформляется в сознании Блока важнейшая для него проблема лстихии╗ и лкультуры╗ , лнарода╗ и линтеллигенции╗ . Во всем Блок видит признаки надвигающейся катастрофы . Истоки ее уходят в 19 век .

Проблема народа и интеллигенции явилась для Блока проблемой , которая , может быть , с наибольшей наглядностью выявила черты его личности , то   есть отчетливо обрисовала образ  человека во всей сложности его духовного облика и его резкой и властной оригинальности .

Блок  создает обобщенный образ неблагополучия ; он не исследует и не анализирует , его подход к проблеме - романтический и лирический . Он ищет образы лвсеобъемлющие╗ , грандиозные , которые были бы под стать тому неблагополучию , во власти которого находиться страна . Она разделена , по его мнению , на два стана, столкновение между ними неизбежно , и вот эта - то неизбежность страшит Блока . Он видит в народе стихийную разрушительную силу , действия которой , однако , по конечным и отдаленным результатам несут огромный положительный заряд . Он по - своему переосмысляет Гоголя , и Некрасова . Из Гоголя Блок заимствует образ тройки как олицетворение народной , скрытой до времени силы , стихийно устремившейся вперед - лпрямо на нас╗ , то есть несущей гибель интеллигенции. Из Некрасова Блок заимствует образ Коробейщика как воплощение народного знания о том , куда именно следует  вести страну . В пьесе лПесня судьбы╗ , которая создавалась в те же годы , именно Коробейник лвыводит╗ заблудившегося  в снежной степи героя на верный путь . В годы  реакции в России вообще обостряется  внимание  к Некрасову , причем как в среде линтеллигенции╗, так и  в лнародной╗ среде . После тяжелой и трагической русско - японской войны и поражения  революции поэзия Некрасова возрождается как выражение народного самосознания ; таким  Некрасов воспринимает и в лнизах╗ общества , и в произведениях литературы.

Но Блок подчеркивает и другое - стремительность самого процесса всеобщего обновления , в которое вступает ныне мир ,  неудержимость полета в будущее , который , однако , не является спокойным и бескровным . Все эти качества были для Блока показателем характера русской истории вообще . Он сказал об этом в гениальном стихотворном цикле лНа поле Куликовом╗ (1908) , в котором положение России , разделенной на два враждебных стана , уподобляется Руси эпохи Дмитрия Донского , вышедшей на Куликовом поле , чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем  отстоять свою национальную независимость .

О , Русь моя ! Жена моя ! До боли

  Нам ясен долгий путь !

Наш путь - стрелой татарской древней воли

  Пронзил нам грудь .

.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

И вечный бой ! Покой нам только снится

   Сквозь кровь и пыль . . .

Летит , летит степная кобылица . . .

   И мне ковыль . . .

 

И нет конца ! Мелькают версты , кручи . . .

   Останови  !

Идут , идут  испуганные тучи ,

   Закат в крови !

 

Закат в крови ! Из сердца  кровь струиться !

   Плачь , сердце , плачь . . .

Покоя нет ! Степная кобылица

   Несется вскачь !

Цикл л На поле Куликовом╗ - лучшее , что дала России поэзия рубежа двух веков . Русь , явленная в стихах цикла , и манит Блока своей исторической стремительностью , и страшит катастрофами .

Совершенно новое  и необычное восприятие родины продемонстрировал в этом цикле Блок .Из глухих лет он увидел зарево пожара :

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар .

И он ощутил себя во власти России, частицей ее , ее сыном , ее мужем , слился с ней в стремительном полете в будущее. лНе может сердце жить покоем╗, - сказал он здесь уже о себе.

И поэтому гораздо важнее здесь не та историческая аналогия, очень субъективная, хотя и распространенная в среде символистов, которая легла в основу поэтического лсюжета╗ цикла (схватка русских с татарами как прообраз будущей схватки народа и интеллигенции, лмонголов╗ и лЕвропы╗). Более существенно то, что Блок увидел народную Россию стоящей на грани глубочайших социальных и исторических преобразований, и глубокую личную зависимость от нее ощутил. И ощутил так сильно, что уже никогда с этим ощущением не расставался. Блок пишет в эти годы о любви и ее неизбежно драматическом исходе, о России и ее неблагополучии, о гибели и пустоте жизни, о своем поколении, неспособном к действию, лизнемогающем╗ в лпустых мечтах╗,он казнит себя за слишком светлую веру в любовь и в жизнь, которая сопровождала выход его на поэтическую арену. Он пишет о европейской культуре, превратившей в цивилизацию и тем самым подписавшей себе смертный приговор (цикл лИтальянские стихи╗ ). В стихотворении лНа закате╗ ( лОна, как прежде, захотела...╗ ) утверждает :

Земное сердце уставало

Так много лет, так много дней...

Земное счастье запоздало

На тройке бешеной своей !

Тот же мотив повторяется в цикле лАрфы и скрипки╗, где лличное╗ пронзительно и на высокой эмоциональной ноте вплетается в лобщее╗.

Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне все - равно.

Вот счастие мое - на тройке

В сребристый дым унесено.

 

Летит на тройке, потонуло

В снегу времен, в дали веков...

И только душу захлестнуло

Сребристой мглой из-под подков...

 

лСнег времен╗ и лдаль веков╗ в сочетании с трактирной стойкой создают обобщенный и широкий образ беды, в которую попал герой стихотворения. И образ тройки, уже традиционный для Блока, опять вызывает в памяти Гоголя - финал лМертвых душ╗ преследует Блока, как навязчивое видение, трансформируясь в самые разные варианты движения, полета в неизвестность, в снежную мглу. Мотив утраченного счастья, пролетавшего мимо и скрывшегося вдали, утерянного ощущения полны бытия, которое некогда  вдохновляло поэта, а теперь осталось лишь в виде горького воспоминания, - едва ли не основной мотив сборника лНочные часы╗, создавшегося в 1910 году.

Но в это же время возникают и оформляют и иные мотивы - мотивы гнева и протеста, составившие другую, очень важную линию творчества зрелого Блока. Здесь уже не простое изображение личности человека, какой она формируется в условиях реакции и лстрашного мира╗, а сознательное стремление воздействовать на ее формирование, сделать искусство действенным, активно вторгающимся в жизнь.

Преодолевая мотивы тоски и безысходности, Блок выходит на широкую дорогу гражданского искусства. Испытав всю глубину и силу лвозмездия╗

за отвлеченность ранних надежд и мечтаний, пройдя через восприятие стихии - силы губительной, и очищающей, герой Блок в 1910 - е годы претерпевает в своем облике существенные изменения. Он дополняет чертами, которых не было ранее. Пройдя через круг самоотречения, духовной усложненности, снедающих душу противоречий, по-своему  раскрывающих сущность мира, его скрытый и явный драматизм, поэт приходит к мысли о простоте, естественности, труде, единении с природой и простыми людьми .Здесь - то и обнаруживается исход, открывается возможность пути к возрождению. Центральное место в сборнике лНочные часы╗ занимает стихотворение лМай жестокий с белыми ночами !...╗, которое, как обычно у Блока, состоит из двух частей, на первый взгляд исключающих, а на деле дополняющих одна другую. Смысл первой части раскрывается в поэтической декларации, имеющей характер полнейшей безысходности :

 

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди !

 

И - вторая часть, в которой дается иная картина, намечается новый путь как желаемое, страстно ожидаемое, хотя идеальное начало новой жизни :

Хорошо в лугу широким кругом

В хороводе пламенном пройти,

Пить вино, смеяться с милым другом

И венки узорные плести,

Раздарить цветы чужим подругам,

Страстью, грустью, счастьем изойти, -

Но достойней за тяжелым плугом,

В свежих росах поутру идти !

 

Этот светлый финал стихотворения звучит диссонансом в общей концепции сборника. Но он важен нам как выражение идеальной мечты поэта, как его представление о тех душевных качествах личности, которые могли бы вывести ее из замкнутого круга тоски и обреченности. Подобная мечта воскреснет вновь в дальнейшем, когда Блок приступит к работе над поэмой лВозмездие╗, в сложной конструкции которой он попытается воплотить процесс созревания активного человека в условиях русской действительности рубежа  веков.

Он обращается со страстным призывом к окружающим, к своим современникам :

 

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне, -

Дай гневу правому созреть,

Приготовляй к работе руки...

 

В поэтическом сознании Блока произошел поворот, в его творчестве открылись новые возможности. Он, поэт - лирик, заговорил языком гражданского поэта - трибуна, открыто опирающегося на традиции Некрасова ,называвшего свою музу лмузой мести и печали╗. В стихотворении лКоршун╗, написанном в марте 1916 года, то есть за полтора года  до Октябрьской революции, он изобразил общественное зло, нависшее над Россией, в виде зловещей птицы - коршуна.

Долг писателя, его высокое назначение в этом лроковое время╗ и состоит,

согласно Блоку, в том, чтобы суметь уловить то  брожение сил, которое подвело страну к социальному взрыву. Закрывать на это глаза, уединяться,

замыкаться в кругу незначащих чувств и мелочных интересов - значит изменять своему долгу. Жить современностью, жить общественными задачами сегодняшнего дня и значило для Блока жить будущим. Искренность

самопожертвования - вот что считал Блок главным для всякого художника, в этом видел он фактор подлинного творчества. Весь этот сложный комплекс размышлений о сущности и характере исторических перемен,

о человеке и его месте в исторической жизни, о видоизменениях личности

в специфических условиях рубежа веков, наконец, о роли и назначении искусства Блок попытался воплотить в поэме лВозмездие╗, к работе над которой приступил в1910 году. Поэма так и не была закончена, несмотря на то что Блок работал над ней с упорством и самоотдачей до конца своих

дней (правда, с большими перерывами). Замысел Блока полного воплощения не получил. Но сама работа над поэмой имела для него огромный положительный смысл : она помогла ему прояснить сложившуюся к 1910 - м

годам историческую концепцию - не только увидеть личность в связях с

породившей ее средой и эпохой, но и выявить причины именно такой ее

эволюции, что объективно подводило Блока к другой поэме - лДвенадцать╗, написанной уже после революции. Для него революция не

есть изолированное событие, касающееся жизни и истории одной страны.

Это перелом эпох в течении всей мировой истории. В движение пришла народная масса, носительница, согласно устоявшемуся мнению Блока,

стихийных сил, и она - то оказывается главной силой, изменяющей лицо

мира. Она вышла на улицу - сам этот факт имел в глазах Блока огромное значение. Улица оказывается местом действия, лсценической площадкой╗,

на которой разыгрывается сюжет последней поэмы Блока лДвенадцать╗,

самого значительного его произведения. Блок воспринял революцию как

стихийный взрыв недовольства и негодования, идущий из самых низов

народной массы. Он даже сгущает краски, представляя героев поэмы возможными лкаторжниками╗ (лВ зубах - цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!╗). В глазах лвысших╗ слоев общества, буржуазной

элиты это люди отверженные, за людей даже и не признаваемые. Народная

стихия действует в поэме Блока в согласии со стихией природной. На

 протяжении всей поэмы ее герои выступают, овеваемые снежной вьюгой,

на фоне пурги, бурана. Все в мире пришло в движение - и люди, и природа:

все становится другим, и такое всеобщее изменение не может, естественно,

протекать в лспокойной╗ обстановке. Вот эта всеобщая лвзвихренность╗

и составляет главное в том лобразе революции╗,который создан Блоком

в поэме. Этот образ не имеет ни локальных, ни конкретно-политических

черт. Меняется лицо мира целиком. Но, будучи лишен локальных и конкретно-политических черт, образ революции в лДвенадцати╗ глубоко социален. Социальная основа эта также присутствует в поэме в самом общем

выражении, но она есть, она-то и заключает в себе идейное содержание

поэмы. Ее герои - олицетворение лнизов╗, поднявшихся в своем справедливом негодовании против лверхов╗. Этим лнизы╗ общества не приукрашиваются и не лмодернизируются╗ Блоком. Частушки, которые они распевают, угрозы, с которыми они обращаются ко л всем буржуям╗, их обещание раздуть лмировой пожар в крови╗ - все это свидетельствует об

очень определенной социальной окраске, с которой вошли герои революции в сознание Блока. Они вышли на улицу и творят свое правое дело:

В очи бьется

Красный флаг...

 

Раздается

Мерный шаг...

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

 Напролет...         

 

Нужно признать: главное в революции Блока уловил и понял. Это главное

состояло в том, что в движение пришла народная масса. Высота в осмыслении важнейших проблем революции, широта взгляда и отсутствие предвзятости и упрощенчества сделали лДвенадцать╗ произведением эпического жанра. Но, принимая и оправдывая стихию как факт истории и возмездия, Блок уже и отталкивается от нее, ибо хочет видеть в ней и в действиях ее носителей больше, чем одно только разрушение.

Герои его поэмы - лголытьба╗ (лГуляет нынче голытьба╗, - говорит там ), но ими руководит высшей смысл , заключающий в себе оправдание и их

самих , и их действий. Это высший смысл есть для Блока будущее , в которое они идут , сопровождаемые страстным призывом :

Революционный держите шаг !

Неугомонный не дремлет враг !

 Здесь дает о себе знать авторское отношение и к героям ,и к тому ,что происходит в поэме ,в центре которой очень неожиданно, на первый взгляд , поставлено убийство Катьки , оказавшейся жертвой стихийной страсти .С развитием действия ( то есть объективно в процессе революции) облик героев резко и заметно меняется . Путь героев по улицам города - это путь от стихийного разгула (кульминацией которого и является убийство Катьки ) к дисциплинированности и собранности . В них все меняется : и внешний облик (они становятся более подтянутыми ), и отношение к старому миру ( они уже не грозят полоснуть ножичком , не поют анархически -разбойных частушек ,а действуют более осознанно ).

Не случайно именно в последних главах поэмы постоянно повторяется призыв :

Вперед ,вперед ,вперед ,

Рабочий народ !

Или

Шаг держи революционный !

Близок враг неугомонный !

 

Это уже сознательные бойцы ,вступившие в единоборство со старым миром . О них говорит в поэме :         

Их винтовочки стальные

На незримого врага...

В переулочки глухие ,

Где одна пылит пурга...

Да в сугробы пуховые -

Не утянешь сапога...

И сам мир выступает в последних главах поэмы в более четком выражении -гротескном образе лбуржуя╗ ,сопровождаемого своим спутником - псом :

Стоит буржуй , как пес голодный ,

Стоит безмолвный , как вопрос !

И старый мир , как пес безродный ,

Стоит за ним , поджавши хвост .

лПавший пес╗, как условное обозначение всего старого мира , прямо противопоставлен в поэме другому , светлому образу , иносказательно обозначающему ту лдаль╗, в которую шествуют ее герои , - образу - символу

Иисуса Христа .

Это традиционная пара ,символизирующая соответственно темное и светлое начало жизни , ее лдобро╗ и ее лзло╗. Образы - символы лсвета╗ и

лтьмы╗, будущего и прошлого столкнулись в поэме Блока , но уже на конкретном фоне социальной революции . Традиционное и отвлеченное , казалось бы , противоборство получает в поэме конкретную социальную окраску ,благодаря чему сама традиционность как бы растворяется , теряет свои очертания.

Пес - наследие старого мира , Христос - та условная ,но для Блока предельно высокая норма человеческого поведения и нравственности , к

 которой движутся естественным порядком двенадцать красногвардейцев... Вместе с тем  Христос - самый смутный символ поэмы . Ведь с име нем  Христа люди издавна связывают наступление новой эпохи -новой  эры ,которое обозначило конец Римской империи .И сейчас ,когда понимал Блок , также наступает новый период в истории человечества ,для него снова выдвигается на первый план символ Христа (хотя , конечно ,известная условность этого образа в тексте поэмы не подлежит для нас сомнению ). лИнтеллигенция и революция╗, в которой Блок обратился со страстным призывом к русской интеллигенции . Интенсивность насыщенность восприятия происходящего вокруг - в Петроград , в России , в мире - вот главное ,что характеризует мироощущение Блока и в 1918 ,и в 1919 годах . Мир пришел в движение ,а с ним вместе вернулся к активной жизни поэта . Он почувствовал , что может и должен сказать людям что-то очень важное , такое ,чего ни он ,ни кто-либо другой еще не говорили . И  он заговорил со своими современниками на языке , к помощи которого не прибегал никогда ранее , - на языке оратора , трибуна , заговорил страстно ,

используя контрасты и противопоставления , такие слова и выражения ,

которые многим казались грубыми и прежнему Блоку не свойственными .

Правда , стихов после лДвенадцати╗ и лСкифов╗ он уже почти не писал .

Ушла в прошлое эпоха , поэтическим выразителем которой был в значительной степени Блок . В своем творческом развитии , стремительном и насыщенном , он вышел далеко за пределы символической эстетики , за

пределы мистицизма и декадентства . Поэт тончайших душевных движений , Блок стал и одним из самых значительных гражданских поэтов своего времени ,потому что чутко уловил наступление новой эпохи - эпохи

социальных потрясений , и прочно связал свою судьбу и свое творчество

с революционными тенденциями своего времени .

 

 

Но совсем иначе смотрел на тему Родины Николай Рубцов

Николай Рубцов - поэт долгожданный . Блок и Есенин были последними , кто очаровывал мир поэзией  - непридуманной , органической . Голос Рубцова , еще не нашедшего своей , корневой , драматической  темы Родины , России , темы жизни  и смерти ,  любви и отчаянья , тогдашний голос Рубцова тонул  в окружающих его  голос Рубцова тонул  в окружающих его голосах . И это - закономерность .

Творения Пушкина и Тютчева , Лермонтова и Некрасова , Фета и Полонского , Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не ллитературными фактами╗ , но именно глубочайшими  воплощениями духовной жизни русского  народа  и русского человека , - а значит , прообразами их собственной духовной жизни . Они никак не отделяли  поэзию от  жизни   в ее сущностной основе - и потому были свободными  от какой -  либо литературщины .

Многие из критиков , также собратьев моих по перу , рассуждая  при случае  о поэтической судьбе Николая Рубцова , сразу  же причисляют  его чуть ли не к апологетам Есенина . Наивная несправедливость . Преодолимая близорукостью . Рубцов  жил  в свое время , Есенин- в свое . То , что  ощутить другой , каким бы провидцем  последний не оказался . Чувства - индивидуальны . Можно  исповедовать  одни и те же идеи : устремления мысли , но восторгаться или страдать , возгораться и гаснуть каждый обречен  самостоятельно . И здесь нужно четко отделить одно  понятие от другого : понятие школы и поэтической судьбы , глубиной сути  поэта , что всегда первозданна .

Тихая моя родина !

Ивы , река , соловья . . .

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои . . .

Эта музыка , интонация слов - выстрадана .Так писать мог только один человек , а именно - Николай Рубцов . Это его кровные слова , его естественное состояние души .

До конца ,

До тихого креста

Пусть душа останется чиста !

Россия , Русь ! Храни себя , храни !

Смотри , опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они -

Иных времен татары и монголы .

Так писать мог только истинный поэт , живший болью своей эпохи , патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова , потому что мысль лхрани╗ перерастает здесь рамки  личного и даже - отчего . Сохраняя любовь и память к своему изначальному , к родимой деревеньке , городу , речке детства , мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше -  ко всему живому на земле .

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального  несет в себе мощный нравственный заряд , иными словами  - она , его  поэзия , способна не только воспитывать в человеке чувства добрые , но и формировать более сложные духовные начала .

Поэзия Рубцова  - не лтихая╗ , не камерная , не подходит она под определение лдеревенской╗ поэзии . Она просто - поэзия . Поэзия Николая Рубцова . И спасибо ему  от нас запоздалое  за красоту и пронзительность этой поэзии , спасибо ему за любовь его земную , неопалимую . 

 

      

Таким образом мы рассмотрели , как  поэты разных  эпох смотрели на тему родины , и как  эта тема была отражена в их поэзии  .И на основе всего написанного можно сделать вывод , что тема родины , отраженная в особенности в стихах ,зависела  прежде всего от душевного состояния поэта , от его мировосприятия  и от окружающей обстановки , то есть от той эпохи в которой  жил каждый из поэтов .     

Хостинг от uCoz