Вступление

 

 

                          лЧто вы  считаете самым  главным событием вашей  творческой  жизни ?╗ - такой вопрос  был  задан  Трифонову  в интервью , опубликованном  в марте   за несколько дней  до  трагичной  развязки . Подразумевалось : самое  главное  событие  творческой биографии  для писателя - это , конечно ,  и главнейшие  из событий  всей  жизни .

                          Чуть поразмыслив , Трифонов ответил : л Появление  в газете л Московский  комсомолец ╗  моего первого  рассказика . Это случилось  в 1947 году .╗

Почему же  один рассказик   - и столько  чести ?

Да потому , что  именно такие  рассказики  зарождают  в этих  молоденьких студентах  , каким был   в то время  Трифонов ,  желание  писать  и покорять. И как  у многих  до него  и многих  после  него ,  с этого начинается  творческая  жизнь .  Будущую известность писателя  определяет  безызвестный  рассказик .

Тяжела  и не легка  дорога  к успеху и, особенно  , если ты сын  врага народа . В этом и состоит страстный  интерес   к прозе  и  творчеству писателя  , Юрию Трифонову.  

 

 

 

 

лНАЧАЛО╗

 

 

Что сказать о начале? Может быть, просто вспомнить...Какое-то самомучительство, глухота, немота, неверие, подозрительность. Неверие в свои силы, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого сам себя выдаю? Ведь я твержу себе днем и ночью, вижу во сне, будто я - ну, не гений, скажем, но одаренная личность...

Без тайного фанфаронства начала не бывает.

Со стороны не видно, никто не догадывается. Но я то знаю, что думаю о себе. И - ужасаюсь своим мыслям. Ничего ведь еще не сделано, не напечатано да и не написано даже, и тем не менее где-то внутри неиссякаемо бьет фонтанчик лЯ! Я! Я! Я!╗ Ну, а что, собственно, я? Какое, к шутам, я? Несколько рассказиков, не принятых ни в одном журнале, да четыре главы неоконченной повести, которая не понятно что? Каму нужно? Кто будет печатать? Кто будет читать? Совершенно ничтожная мура. Ниже нуля. Порвать и никому не показывать. Литературу делают волы, как сказал Ренар. Дело не в том, чтобы написать одну гениальную страницу, а в том, чтобы написать триста. Разве ты похож на вола? Разве способен триста? Да никогда в жизни!

И, однако, фонтанчик бьет - я! я! я!..

Только в начале бывает такое гнетущее ощущение собственной бездарности и такое сказочное упоение собственным творчеством. Есть рассказ про композитора Гуно: лв двадцать лет я говорил: лГуно!╗, в тридцать: лГуно и Моцарт!╗, в сорок - лМоцарт и Гуно!╗, в пятьдесят я говорю - лМоцарт!╗. Я помню, как мне очень нравилась в юности одна девушка, и, когда меня с ней познакомили и сказали, что я лпишу╗, она сказала: лО, я что-то читала, помню Вашу фамилию!╗ В то время не было напечатано ни одной моей строчки, и, однако, я мгновенно поверил в то, что она читала и помнит. То есть поверил , разумеется, на долю секунды, на что распространялась сила моего тайного фанфаронства: ведь в глубине сознания я ощущал себя писателем. И к тому же - известным. В следующую секунду окатило холодом другое чувство: я бездарность, и никто никогда меня не узнает. Но тот первый рефлекс поразителен!

У Олеши где-то есть замечание о том, что  все писатели мира, нынешние и древние - это как - бы один писатель. Речь не только о писателях, разумеется, о художниках вообще. О самоощущениях художников. Оно всегда полно, тотально. Поэтому мне кажется - начинающих художников не существует. В течение долгих лет мы приобретаем лишь сумму приемом и опыт жизни, но самоощущение - какое в начале, такое до конца дней.

И это самоощущение сплав горького отчаяния и величайшей веры в себя. Должен ли художник верить в себя как в бога! Да. Должен ли постоянно угрызаться и сомневаться в своих возможностях? Да. И спрашивать себя: кому нужна чепуха, которой я занимаюсь? Да! Да! Да!

Поэтому все равны. Начинающие, маститые, неудачники, мировые знаменитости.

Начало лучше всего обрубать. В искусстве тоже. Раскачку - к черту! Когда - то я написал рассказ, который был напечатан в спортивной газете. В одном номере рассказ не поместился, разбили на два. Помню, Арбузов, прочитав второй отрывок и не поняв, что это продолжение, бурно меня хвалил. лТак и надо, Юра:  начало немного странное, неожиданное даже несколько не понятное - говорил он, - зато все достоверно. И не нужно ничего объяснять. Вы молодец!╗ Я не чувствовал себя молодцом, но отчетливо понял, что начало - то, отчего следует отделываться как можно скорей.

Не топчитесь слишком долго в прихожей, врывайтесь в комнату. Не засиживайтесь в начинающих, которых не существует. Но имейте в виду: дальше легче не станет!

 

И таково начало Трифонова. (Из одноименной статьи Трифонова лНачало╗).

 

Крупный ,немного сутулый , с тяжелым бледным лицом  и усталым взглядом обведенных темнотой глаз, Юрий Валентинович Трофимов казался  вялым, потому что  держался подчеркнуто спокойно   и вроде бы  равнодушно. Спокойно и медленно он и говорил. Аудитория слушала его  внимательно . О литературе он говорил точно, веско, постепенно  увлекаясь своей мыслью ;  это был человек , который о ней постоянно  и напряженно  думал ,  жил ею . Трифонов был писателем - и никем другим его представить было невозможно . За внешней  рыхлостью  и флегматичностью скрывалась внутренняя сила . От петеропливой повадки и продуманной речи  шло  ощущение  убежденности и независимости .

Печататься он начал  рано , рано стал профессиональным писателем ; но по-настоящему читатель открыл Трифонова  с начала70-ых годов . Открыл  и принял , потому что  узнал себя -и был задет  за живое .   Трифонов создал в прозе свой мир , который был настолько близок миру города  ,  в котором мы живем ,  что порой  читатели и критики  забывали  о  том  что это литература , а не реальная действительность , и относились к его героям  как к своим непосредственным современникам.        

 Отсюда -ревность  .

n   - Это черт знает  что - какие -то кухонные склоки  , квартирные сплетни , коридорные страсти , где же живой  образ нашего современника , активной  личности? - негодовали одни

n   -  Трифонов  клеймит современное городское  мещанство , полуинтеллигнтов , обличает безнравственных пошляков! -  возражали другие .

n   - Он искажает облик нашей интеллигенции! Она  гораздо чище и лучше , чем  предстает  в его изображении ! Это  шарж какой-то  он не ценит интеллигенцию! - возмущались третьи .

n   - этот писатель просто не любит людей . Он не добр , не  любит людей  с детства , с момента , который  лишил его  привычного образа жизни ,  - анализировали четвертые .

n   Мир Трифонова герметичен!  В нем нечем  дышать! - констатировали любители переделкинских прогулок и убежденные поклонники

n     свежего воздуха .                                                                      

Все эти  лголоса  не выдуманы  . Они звучали настойчиво- со страниц газет  и журналов , в частных беседах .

                   И только много позже  можно  понять  , что это были голоса героев книг.

                   л Когда-то казалось  что не  хватает  сюжетов , - писал он  в статье лНескончаемое начало╗ . - О чем писать ? У других - события , приключения опыт  жизни , множество встреч , а у меня  ничего нет . Кроме того , мучил недостаток  воображения ╗ .

                       Трифонов ничего  не  выдумывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент о л Студентах╗

 

 

Юрий  Трифонов родился  в Москве , 28 августа 1925 . Его отец , Валентин Андреевич   Трифонов , профессиональный  революционер, прошедший царскую каторгу  и ссылку  , во время войны  был членом коллегии Наркомвоена ,   членом  Реввоенсовета ряда фронтов . Семья Трифонова жила  в лдоме на набережной ╗ , на Берсеневской набережной -Доме Правительства , как его называли . Судьба отца  трагична - его жизнь оборвалась  в 1938 году .

               Юрию Трифонову  было  пятнадцать лет  когда началась  Великая Отечественная  Война ;  одно время он жил  в эвакуации  в Средней Азии затем - работал  на авиационном заводе  в Москве  . Летом 1944 года  Юрий Трифонов  подает  документы в Литературный институт . Первая его повесть , лСтуденты╗ , была дипломной работой .

 В  этом произведении  мы встречаем  положительного  героя , студента литературного  факультета  Вадима  Белого , который  рассуждает  о литературе  . Например , так : л Это Достоевский , которого народ  не понимал  и не поймет никогда ╗ . Уже  в лСтудентах╗ среди действующих лиц  мы обнаруживаем  начинающего писателя - Сергея Палавина .

 Он  выступает  перед студентами   с чтением  своей повести л Высокий накал ╗. Излагается  ее содержание :

               л Токарь  Толокин полюбил секретаршу заводоупарвления  Полю . Поля  принимает решение  перейти  работать   в цех , но Толокин  против . Он не верит , что она  сможет  работать  по-настоящему  ...╗ Трифонов дает  на лпробу╗  и стилистику  повести  Палавина : лА в широкие  фрамуги  врывалось ослепительное  весеннее солнце ...╗  Повесть  слушатели  не принимают , при обсуждении  горячо говорят  о ее схематизме . И - последняя деталь  главы , в которой  рассказано  о чтении повести   конъюнктурщиком  Палавиным : л Яркая большая  афиша палавинского  вечера   болталась  на гвозде .  Потом  кто-то  из танцующих задел ее , она свалилась на пол ,  и еще  кто-то  мимоходом  отбросил ее под рояль ╗ . Не  слабее л ослепительного весеннего солнца ╗ , которое л врывалось ╗ ! Но молодой   писатель  Трифонов  этого не чувствовал . Не чувствовал  он и того  , что  в принципе  его  вещь родственна , близка  по схематизму , конъюнктурности  палавинской  повести . Только  у Палавина  из  фрамуги  л врывалось ослепительное весеннее солнце ╗ , а у творца , Трифонова ,яютхёЄ№ начинается тем,что        солнце  плавит  укатанный уличный  асфальт ... Окна ...ослепительно  пылают ╗; а кончается - л ...солнце пылает в стекле распахнутых окон ╗ , то есть одна и та же л творческая манера ╗ !  Рукопись Палавина  , разгромленная  , как близнец , оказывается  похожа по стилю  на повесть   Трифонова ...

               То , что Палавин - начинающий писатель ,  не чувствовалось ни в его словах , ни в его мыслях , ни в его поступках.

               Здесь ,в л Студентах ╗ , Трифонов  изображал поверхность , результат . И так как  с самого начала  повести  ясно , что от Палавина ничего хорошего  ждать не следует , ничего  заранее  не ждешь  и от его  повести . С той же предопределенностью  изображается   в лСтудентах╗   и заводской литературный  кружок , который ведет  Вадим Белов - главный  герой  и оппонент Палавина . Обсуждаются , например ,  графоманские стихи  слесаря Батулина

Здесь электрические дрели

Поют  лирические трели  ,

И пневмотолот

Вечно молод ,

Весь день грохочет  и стучит ...

 

                   Вадим , мобилизовав весь  свой  подразумеваемый  педагогический дар , говорит на обсуждении : л В поэзии все  должно быть точно . И главное  в ней - это не звонкая рифма , а  интересная , глубокая мысль╗ . Не  очень свежее  умозаключение , не так ли ?  Больше всего  в повести говорят именно о литературе - факультет-то литературный !

           На вопрос  о своем  писательском пути Ю. Трифонов  отвечал  так  : л Этот вопрос касается не только моего собственного  развития как писателя . Оно  обусловлено временем  ,  в которое я жил . Ведь  это время очень изменилось . Роман л Студенты╗ был  написан  в 1949-50 годах ...  Теперь мы уже , слава богу ,  вступили  в 80-е годы .  Я уже  в течение  почти тридцати  лет профессиональный писатель .  И жизнь нашей страны колоссально изменилась за эти  тридцать лет . Если  вспомнить , что было  тридцать лет назад , что было  в разных  сферах нашей жизни , то  мы даже  сегодня задним  числом  можем удивляться тому , что такие  колоссальные изменения стали  возможны  и что они произошли  ,  потому что , когда живешь  в этом времени ,  почти не замечаешь  всех изменений . Значит , нужно оглядываться назад . С изменением жизни , условий жизни изменилось  и мое  отношение к этой жизни . И кроме того ,  я стал  более опытным ,  более зрелым  писателем . Я хотел найти новый ключ  к пониманию действительности ,  новую стилистику . поэтому  я стремился уйти от студентов╗. Некоторые критики высказали  в мой адрес довольно наивные  упреки : что это значит ?  В л Студентах╗  вы писали так , изображали студенческую жизнь того времени так , а в л Доме на набережной╗ совсем иначе ? Некоторые считали, что л такая  литература не безвредна ,в особенности  будучи  обращенной  к молодежи . Фальшь есть фальшь, хотя бы даже  невольная . И на неокрепшее   юношеское понимание  она способна оказывать отнюдь  не благотворное  воздействие ... В оправдание  автора лСтудентов╗  можно  сказать лишь , что самому Юрию Трифонову было тогда 25 лет╗.Такая постановка  вопроса кажется мне догматической ... Изменился не я , невероятно изменилось время . Время  научило меня смотреть другими глазами на знакомые события╗.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жажда  справедливости

 

 

               Роман лУтоление жажды╗  трудно появлялся на свет . Писался  он по договору  с журналом лЗнамя╗ ,  закончен был  к концу 1962  года ,  но  по представленной  рукописи  журнал отказался его печатать . Трифонов показал  роман   в л Новый мир╗ , но  и там получал скоропалительный  отказ .  В конце концов роман  все-таки был напечатан  в л Знамени╗.

               В романе  две сюжетные  линии :  линия , рассказывающая  о  строителях   Каракумского канала , и линия  судьбы  самого  рассказчика ,  Петра Корышева .  Впервые Впервые на  страницах  трифоновской прозы  появляется герой  писатель ( если не считать раннего  опыта  с Сергеем Палавинын - но там лписательство╗  не было  той внутренней проблемой   которой оно  является  в л Утолении жажды╗ ) . Жанровая  форма  романа  ,  к которой Трифонов  обращается впервые , открывает  ему новые  возможности - увидеть  человека  в его  сложных  взаимосвязях  с обществом .                    Роман  был  актуален  не столько  по лгеографии╗ ,  сколько  по  изображенному времени  конца 50-ых  , когда  у людей  возникла  лжажда не менее сильная , чем жажда воды ... жажда  справедливости╗ , - времени ХХ съезда  партии ,  восстановившегося историческую  справедливость  в отношении тех ,  к которым относился  и коммунист Валентин Андреевич Трифонов .  , отец писателя ... На страницах романа ведется спор :

л- Вы знаете , как туркмены утоляют жажду ?Вот послушайте : сначала  утоляют лмалую жажду╗ , две -три пиалки , а потом , после  ужина , - лбольшую  жажду╗ , когда поспеет  большой  чайник . А человеку , который  пришел   из  пустыни ,  никогда не  дают много воды . дают  понемногу.

- Иначе  ему  будет  плохо , сказал Платон Кирьянович .

     - Да не будет никому плохо ! Чепуха это! Не верю! - говорит  Тамара возбужденно . -Как может быть  чересчур много правды ? Или чересчур много  справедливости ?

                   Притча  об лутолении жажды╗ определяет  главную внутреннюю тему  нового романа Трифонова  , особенно  явно звучащую  в истории  журналиста  Петра  Корышева , от лица   которого ведется  повествование .  С многозначительного  мотива  жажды  и духоты  и начинается  роман  , в котором экзотика  пустыни  снижена , лзаземлена╗ буквально  с первых строк   : лЕхать  было  мучительно , мы сидели  в трусах  и  в майках  на мокрых  от пота  матрасах  и обмахивались казенными вафельными полотенцами ... Я ехал   В пустыню потому , что у меня не было  выхода .  И я не любил  ее ,  и не думал о ней , не вспоминал  о ней . Я  вспоминал о другом . И , кроме того , меня мучила жажда╗

                   Герои романа  находятся  в состояние перманентного спора .  Спорят  их жизненные позиции , уклад  и образ  жизни -спорят  ,так сказать, не только  слова .  Спор  идет о самом  главном - о времени  : л Люди спорили  о крутизне откосов , дамбах  о фразах , о мелочах , но на самом  деле это были  споры о времени  и судьбе ╗ .

                    Эти споры о времени разворачиваются на разных  уровнях  романа . Петр Корышев , человек молодой  , но уже много  испытавший (отец его был репрессирован  и посмертно реабилитирован ) , ощущает себя надломленным ( лПроклятая неуверенность . Она сидит во мне , как бацилла╗ ) . Его положение  в жизни ( начало романа) Крайне не устойчиво , нестабильно : нет  еще не работы  не твердой  почвы под  ногами . Но единственное , что у него действительно  есть ,- это  жизненный  опыт .

                   Вопрос  о восстановлении справедливости был самым  актуальным вопросом  в общественном  сознании конца 50-ых -начала 60-ых годов.

 Стало набирать силу развивалось общественное мнение . А результатом этого развития  явился горячий  и естественный  интерес  к гражданственной проблематике ,   актуализация  общественных наук (особенно социологии) , искусства и литературы . литература  ощутила внутреннюю  потребность  в прямом злободневном  отклике на нравственное  событие всенародной значимости . И в позе , и в поэзии  , и  в критике зазвучал открытый  гражданственный голос ;  поэзия вышла на трибуну , названную  в последствие  эстрадой ; проза - впрямую обратилась к сложному , переломному сознанию общества ,  апеллируя  к самосознанию  каждого  гражданина ; критика активно участвовала  в формировании социально-нравственного мироощущения советского человека . Жажда справедливости была общественной жаждой .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕТ, НЕ О БЫТЕ  - О ЖИЗНИ!

 

 

В русском языке нет, пожалуй, более загадочного многомерного и непонятного слова. Ну что такое быт! То ли это - какие - то будни какая - то домашняя повседневность, какая - то колготня у плиты, по магазинам, по прачечным. Химчистки, парикмахерские... Да, это называется бытом. Но и семейная жизнь - тоже быт. Отношения мужа и жены, родителей и детей, родственников дальних и близких друг другу - и это. И рождение человека, и смерть стариков, и болезни, и свадьбы - тоже быт. И взаимоотношения друзей, товарищей по работе, любовь, ссоры, ревность, зависть - все это тоже быт, но ведь из этого и состоит жизнь!

Скажут: лТрифонов наводит тень на ясный день, защищает бытовизм...╗ А я прошу одного: объясните, что это значит. (Из одноименной статьи Трифонова).

Повести лОбмен╗, Предварительные итоги╗, лДолгое прощание╗, лДругая жизнь╗, лДом на набережной╗ принесли писателю широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Трифонова упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей, что конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях.

Как бы отвечая на эту критику Юрий Трифонов один за другим создавал произведения на исторические, точнее, историко - революционные темы. (лОтблеск костра╗, лНетерпение╗, лСтарик╗). Где он вновь сопрягал высокое и обыденное, искал связь между революционной непримиримостью и жестокостью наших дней.

Трифонов долго хранил веру в революционные идеалы, видел в них высшие проявления человеческого духа. Однако его не могла не волновать проблема соотношения благородной цели слежения историческому прогрессу и средств такого служения, поднятая когда - то Ф. Достоевским в лБесах╗ (Ю. Трифонов высоко ценил этот роман). Впервые она зазвучала в лОтблеске костра╗.

лОтблеск костра╗ - не исторический очерк, не воспоминание об отце, не биография его, не некролог. Это и не повесть о его жизни. Все это возникло после чтения бумаг, которые нашлись в сундуке, в них гнездился факт, они пахли историей, но от того, что бумаги были случайные, хранились беспорядочно, и жизнь человека проглядывала в них обрывочно, кусками, иногда отсутствовало главное, а незначительное вылезало наружу: оттого и в том, что написано ниже, нет стройного рассказа, нет подлинного рассказа, нет подлинного охвата событий и перечисления важных имен, необходимых для исторического повествования, и нет последовательности, нужной для биографии, - все могло быть изложено гораздо короче и в то же время шире. Я шел за документом. Меня заворожил запах времени, который сохранился в старых телеграммах, протоколах, газетах, листовках, письмах. Они все были окрашены красным светом, отблеском того громадного, гудящего костра, в огне которого горела прежняя российская жизнь - так отзывался Трифонов о своей документальной повести.   

Зрелый талант Ю. Трифонова проявился в лмосковский повестях╗. Здесь нет острейших общественно-идеологических столкновений , как  в л Студентах ╗ , нет эпических описаний , как в л Утолении жажды╗ .

Действие  в повестях Ю. Трифонова происходит в обычных московских квартирах  и заурядных дачных владениях . писатель стремился , в его персонажах - инженерах, научных сотрудников ,  преподователях , даже писателях  , актрисах , ученых - читатель  безошибочно  угадывал себя.  Моя проза , утверждал  он , л не про каких-то мещан , а про нас  с вами╗ , про рядовых  горожан .

л История присутствует  в каждом  сегодняшнем дне , в каждой судьбе , - утверждал  художник .-Она громоздиться могучими невидимыми  пластами - впрочем , иногда видимыми  ,  даже отчетливо - во всем том , что формирует  настоящее╗ .

Трифонова  интересуют  совершенно иные герои  : ищущие , эволюционирующие  , по-своему тонкие . с ними  связаны проблемы , всегда  стоящие перед русской литературой  и особенно проявившееся  в наши дни : нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств .

В л московских повестях╗ В качестве таких обстоятельств выступают мелочи  быта , что как не трудно  заметить  роднить Ю. Трифонов  с любимым писателем А. Чеховым . Чеховский сюжет  незаметной деградации личности  получает  в героях  Ю. Трифонова  во многом  иное звучание . Чеховский  Иванов в ответ на сочувственное  замечание одного  из собеседников  о том , что его , Иванова , л Среда заела╗ , гневно отвечает , что среда здесь не при чем  , и берет на себя  все ответственность  за бесцельно  истраченные годы . Трифоновские герои  , напротив , рады объяснить свои нравственные  предательства  и компромиссы  обстоятельствами , средой .      

Прозу Трифонова отличает внутреннее единство . Тема  с вариациями . Например , тема  обмена проходит через все вещи Трифонова , вплоть  до л Старика╗ .                     В романе лВремя  и место╗  законспектирована вся проза - от лСтудентов╗ до обмена , лДолгого прощания╗, л Предварительных итогов╗ и  л Дома на  набережной л ;  там можно  найти все трифоновские мотивы .  л Повторность тем - развитие задачи,  рост ее╗ , - замечала  Марина Цветаева .  Так  у Трифонова - тема все углублялась, шла кругами , возвращаясь ,  но уже  на другом  уровне . л Меня  интересуют не горизонтали прозы ,  а ее  вертикали╗ , - замечал Трифонов  в одном  из последних рассказов .

Итак  единство .

               К какому бы материалу  он ни обращался , будь то современность , время гражданской войны , 30-ые годы нашего века  или 70-е прошлого , перед ним стояла прежде всего проблема взаимоотношений личности  и общества  а значит - их  взаимной ответственности . Трифонов был моралистом - но не  в примитивном смысле этого слова;    не ханжой  или догматиком , нет , - он полагал ,  что  человек несет ответственность   за свои поступки , из которых складывается история  народа ,  страны ; а общество ,  коллектив не может, не имеет права  пренебрегать судьбой отдельного   человека . Трифонов  воспринимал  современную  действительность как эпоху  и настойчиво  искал  причину  изменения  общественного  сознания протягивая  нить  все  дальше  и дальше -  в глубь времени . Трифонову было свойственно историческое  мышление  ;   каждое конкретное  социальное  явление он подвергал анализу , относясь к действительности  как  свидетель  и историк нашего времени и человек , кровно  вросший  в русскую  историю ,  неотделимый  от нее. В то время как л деревенская╗ проза  искала свои корни  и истоки , Трифонов тоже искал свою лпочву╗ . л Моя почва - это все , чем Россия перестрадала!╗ -под этими словами своего героя мог подписаться  и сам Трифонов . Действительно , это была его почва ,  в судьбе и страданиях страны  складывалась  его  судьба . Более того : эта почва стала питать корневую систему его книг .  Поиски  исторической памяти объединяют Трифонова  со многими современными советскими писателями . При этом память была  и его л домашней╗ , семейной памятью- чисто московская черта , - не отделимой  от памяти страны . Вот как он описывает  последнюю встречу  лирического героя л Дома на набережной╗  с  одним  из мальчиков -друзей  детства ,  с Антоном : л Он сказал , что через дня эвакуируется с матерью  на  Урал ,  и советовался , что  с  собой взять :  дневники ,  научно-фантастический  роман или  альбомы  с  рисунками? Его заботы  казались  мне пустяками . О  каких  альбомах , каких романах можно  было думать ,  когда немцы на  пороге  Москвы . Антон рисовал  и писал  каждый день . Из  кармана его курточки  торчала согнутая  вдвое  общая  тетрадка . Он сказал : л Я и эту  встречу  в булочной запишу . И весь наш разговор .  Потому что  все важно  для истории╗ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трифонов во времени

 

 

               На Трифонова , как  и на других писателей , как  и на весь литературный процесс  в целом , конечно  же  влияло  время . Но он  в своем творчестве не просто  честно и правдиво  отражал  те или иные  факты  нашего  времени ,  нашей  действительности ,  а стремился  докопаться  до причин этих  фактов . Социальный  историзм есть принципиальное  качество его  прозы :  я полагаю , что повесть л Дом на  набережной╗  не  менее исторична  , чем  роман  л Нетерпение╗ , написанный  на историческом  материале .

               В то же  время  интерес Трифонова  к прошлому  носил  особенный ,  индивидуальный  характер . Этот  интерес не являлся  просто  выражением  исторической  эмоциональности - черты , кстати  сказать ,  фютюы№эю ЁрёяЁюёЄЁрэхээющ   .  Трифонов останавливался  только на тех  эпохах и тех  исторических  фактах , которые предопределили  судьбу его  поколения .  Так он л вышел╗  на время гражданской войны  и так  далее - на народовольцев. Революционный террор - вот чему посвящено  последнее эссе Трифонова л Загадка и провидение Достоевского╗ . Трифонов , который  пытался  в самом начале  своего пути  предложить очень противоречивому  и сложному времени ( конец 40-ых  годов ) более  чем благоприятный - парадный  портрет   так сказать , мифологизировать время , путем ошибок  и проб  приходит  к исследовательскому реализму  с его  жестким антиромантизмом,  приходит  к демологизации , делегендаризации современности  и истории . И при этом  безыллюзорном  характере его прозы она , бесспорно , поэтична . Трифонов для того чтобы понять себя , понадобилось  пойти вспять , грести назад  во времени , к началу , это было поиском  корней  или сердцевины  явления  , ¤Єю с√ыю яюиском себя , работой самосознания .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трифонов и Москва

 

 

               Так , поэтична  и дорога его сердцу  Москва . л Мы стояли  с Антоном  на крыше возле  металлической  ,  из тонких  прутьев  оградки  и смотрели на черный  ночной город . Ни проблеска ,  ни огонька внизу , все непроглядно  и глухо , только две  розовые  шевелящиеся раны  в этой  черноте -пожары  в Замоскворечье  . Город  был  бесконечно  велик . Трудно  защитить  безмерность . И еще река  ее  не  скроешь .  Она  светилась , отражая  звезды , ее изгибы обозначали районы .  Мы думали  о городе как о  живом  существе  , которое нуждалось   в помощи╗ . Военная  и мирная , довоенная  и современная Москва : с Тверским  бульваром ,  Беговой , стадионом лДинамо╗ , Серебряным  бором .Он писал  Москву  зимнюю , снежную , освещенную теплыми  московскими  фонарями; Москву задымленную ,  лгорящую╗ - лета 1972 года ; писал  москворецкие  пляжи напротив  Троице- Лыкова  , цвет речной воды , Нескучный сад  с желтеющей  наверху  Первой  Градской больницей . Передвижения его героев  по Москве отличает  точность , достоверность  топографии . более того - он укрупнил  детали московского  пейзажа ,  увидел - сквозь дома  и улицы - судьбу города .

  Так , нельзя не вспомнить прозу  Трифонова , когда проезжаешь мимо серого дома  на Берсеневской набережной - благодаря Трифонову он  стал памятником  эпохи. 

               Все  возрастающий  интерес  к книгам Трифонова  часто  сочетался  с поверхностными  отзывами ,   свидетельствовавшими  о нежелании  разобраться  в его  мыслях по  существу . Трифонов  бывал глубоко  задет не пониманием , критическим  своеволием , намерением  утвердится за его счет. В опубликованной  посмертно его беседе  с критиком  Л . Аининским  явственно  звучит накопившаяся  за много  лет обида  писателя   c  которым  разговаривают  совсем  не о том , что его волнует . Какая экология! Какие лпроблемы природы╗  и взаимоотношений  с   ней  человека !... Это для него , социального  писателя ,  звучало  лне по адресу╗. Он не давал себя увлечь проблемами  НТР , ни экологией , ни другими  модными  темами . Он полагал, что все это уводит  литературу от главного - от анализа  социальных отношений .

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

               лМы делаем одно общее дело . Советская литература - это громадная  стройка , в которой  участвуют разные  и непохожие друг  на друга  писатели .  Из наших  усилий создается  целое . Между тем  критика  подчас  требует такой цельности  , такой  универсальности  от каждого произведения , будто  каждое произведение  должно  быть  энциклопедией . неким  универсалом , где  достать все .  л Почему здесь нет  этого ? Почему  не отражено то-то ?╗ Но , во-первых ,  это невозможно .  Во -вторых -не нужно . Пусть критики научаться  видеть то , что  есть ,  а не то , чего нет . Есть люди ,  обладающие каким- то особым  ,   я бы сказал  , сверхъестественным зрением  :  они видят  то , чего нет  , гораздо более  ясно  и отчетливо  , чем то , что  есть .╗ ( Ю. Трифонов )

                Судьбу прозы Трифонова можно назвать счастливой . Ее читает страна , где книги Трифонова собрали за тридцать лет  миллионные тиражи; его переводят и издают Восток  и Запад , Латинская Америка и Африка . Благодаря глубокой  социальной специфики изображенного им человека  и  узловых  моментов  русской  и советской истории он стал  интересен   читателем  всего мира .

               Трифонов скончался 28 марта 1981 года . Уже после его смерти были опубликованы цикл рассказов лОпубликованный дом╗  и роман лВремя и место╗ , над которым он работал  до последних дней . Трифонов все больше  и больше  усложнял свои задачи ; замысел его  последнего романа , пожалуй ,  носит пожалуй настолько крупный характер ,  что об  окончательном варианте говорить не приходиться .

                Трифонов работал честно  и писал правду ;  он создал свой  мир  и поэтому  стал  необходим литературе ,  поэтому  мы почувствовали такую пустоту после его  смерти .  Ораторы говорили , что произведение Трифонова л пробудили в нас совесть╗ , что он  умел  видеть лотблеск истории на лице каждого  человека╗ , что он лбыл добр╗ ,  что он создавал  бы еще  очень  крупные, л может быть , великие произведения╗ ( на похоронах Трифонова)

                  

    

 

Список использованной  литературы:

 

 

1. И.Д. Громова , Т. А. Смолянская   Юрий Трифонов ( собрание сочинений  в 4-х томах)

2. Н. Иванова  Проза Юрия Трифонова

3. Ю. Оклянский   Юрий Трифонов

 

 

План

 

 

 

1.Вступление

 

2. Главная часть

    а) л Начало╗

    б) Студент о лСтудентах╗

     в) Жажда справедливости

     г) л Нет не о быте -о Жизни╗ 

     д)Трифонов  во времени

     е) Москва  и Трифонов

 

3. Заключение

 

 

Хостинг от uCoz