Школа-гимназия №9

им. К. Э. Циолковского

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

по литературе

 

 

 

 

 

 

Тема: УТворчество Николая КлюеваФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа ученика

Каймакова Павла

Класс 11 УБФ

Преподаватель:

Еремина Л. И.

 

 

Калуга 1999 г.

 

 

 

 

 

План доклада:

 

1. Краткие биографические данные

2. Поэтическое течение предреволюционного десятилетия.

3. Особенности поэзии Николая Клюева.

4. Список литературы, использованной при составлениии доклада.

 

 

 

 

1. Краткая биография Николая Клюева (1884-1937).

 

Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецнкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области). В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна Ц мать поэта Ц была родом изЗаонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов. В 1897 году заканчиваеи двухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями. В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку. Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции желзной дороги прокламаций революцтонного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовыают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.

Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями. В действительности же Николай Клюев был растрелян в Томске 23-25 октября 1937 года.

 

2. Поэтическое течение предреволюционного десятилетия.

 

В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина УРадуницаФ. Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самонсознания.

Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображенния деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельнствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюцинонного десятилетия.

Следует иметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем УнародностиФ, активного национализма. Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет Ч поэзии, живописи, архитектуре. В среде либеральной художественной интеллигенции обостнрился интерес к УисконнымФ началам русской национальной жизни, ее Ународной стихииФ. В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России. В этих кругах особое внимание привлекала сектантнская литература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.

             3. Особенности поэзии Николая Клюева.

 

В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева (1887Ч 1937) и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно-либеральной и декандентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национальнного духа.

В поэзии Клюева, как вообще в новокрестьянской поэзии, отразинлись объективные противоречия крестьянского миропонимания, о конторых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, Убессильные проклятья по адресу капитализмаФ. Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания. Религиозные мотивы поэзии Клюнева и других новокрестьянских поэтов тоже имели объективное ос-нование в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм. Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость УнародностиФ поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.

В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов УСосен перезвонФ. Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком. Русская денревня в стихах Клюева рисовалась благодатным Уизбяным раемФ. Думы крестьян в его стихах Ч о нездешнем и неземном, в УперензвонеФ сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в Ужилище ангеловФ.

Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905Ч1906 гг. (УНародное гореФ, УГде вы, порывы кипунчиеФ), исполненных демократических настроений, сменяются мотинвами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжнности, духовных стихов. Клюев резко противопоставляет современнному Умиру железаФ патриархальную деревенскую УглухоманьФ, идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее УизбянойФ быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями. Для него Уизба Ч святинлище земли // с запечной тайною и раемФ.

Стихи второй книги Клюева УБратские песниФ (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений. Это песни, сочиненные для Убратьев по духуФ.

В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения Ч все существует в его поэзии вне современности. Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной УжелезнойФ городской культуры оборачивается у Клюева защитой УдремучихФ вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете Ч неприятием социального прогресса:

 

...Чует древесная сила,

Провидя судьбу наперед,

 Что скоро железная жила

Ей хвойную ризу прошьет.

Зовут эту жилу чугункой, Ч

С ней лихо и гибель во мгле...

Или:

...Заломила черемуха руки,

 К норке путает след горностайЕ

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай.

По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовнным песням. Недаром Есенин назовет Клюева Уладожским дьячкомФ.

В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Эти стихи сам Клюев вынделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. (См., например, сб. УМирские думыФ, 1916). Цикл УЛесные былиФ открывается характерным в этом смысле стихотворением:

 

Пашни буры, межи зелены,

Спит за елями закат,

Камней мшистые расщелины

Влагу вешнюю таят.

 

Хороша лесная родина:

Глушь да поймища кругом!..

Прослезилася смородина

Травный слушая псалом...

 

В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции Ч народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxax Клюева, опиравншихся на традиционную народную поэтику (в построении образов, композиции, широком использовании приема психологического панраллелизма, песенной символике), всегда, однако, ощущался принвкус нарочитости, стилизации. Часто поэт терял чувство меры, нангнетая УнародныеФ элементы, диалектизмы. Кроме того, Усоциальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюневу словно бы неизвестны. Многовековый патриархальный укладФ нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был УпродуктомФ этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверьяФ.

Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных хундожественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внинмание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.

 

 

 

 

 

4. Список литературы, использованной при составлениии доклада.

 

1.     УИстория русской литературы конца XIX начала XX векаФ

А. Г. Соколов.

2.  УРусская литература ХХ векаФ - учебное пособие для учащихся 11                                          ___класса средней школы. Ф. Ф. Кузнецов.

 

 

 

Хостинг от uCoz