Юрий Васильевич Бондарев

"Горячий снег"

 

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года

в городе Орске. В годы Великой Отечественной войны

писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от

Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951

год он учился в Литературном институте имени М. Горького.

Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов

"На большой реке" вышел в 1953 году.

Широкую известность принесли писателю повести

"Юность командиров", вышедшая в 1956 году, "Батальоны

просят огня" (1957 год), "Последние залпы" (1959 год).

Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность

в описании событий военной жизни, тонкость

психологического анализа героев. В последствии вышли в

свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964

год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969

год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения"

(1978 год) и другие.

С середины 60-х годов писатель работает над

созданием фильмов по своим произведениям; в частности,

он был одним из создателей сценария киноэпопеи

"Освобождение".

Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и

Государственных премий СССР и РСФСР. Его произведения

переведены на многие иностранные языки.

 

Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег"

занимает особое место, открывая новые подходы к

решению нравственных и психологических задач,

поставленных ещё в его первых повестях -- "Батальоны

просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне --

целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем

снеге" наибольшей полноты и образной силы. Первые

повести, самостоятельные во всех отношениях, были

вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть может

ещё не задуманному, но живущему в глубине памяти

писателя.

События романа "Горячий снег" разворачиваются под

Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками

6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942

года, когда одна из наших армий выдерживала в

приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала

Манштейна, который стремился пробить коридор к армии

Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или

неуспеха этой операции в значительной степени зависел

исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой

войны. Время действия романа ограничено всего

несколькими днями в течение которых герои Юрия

Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок

земли от немецких танков.

В "Горячем снеге" время стиснуто даже плотнее, чем в

повести "Батальоны просят огня". "Горячий снег" -- это

недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала

Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это

стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые

декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических

отступлений, будто у автора от постоянного напряжения

перехвачено дыхание, роман "Горячий снег" отличается

прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными

событиями Великой Отечественной войны, с одним из её

решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами

их судьбы освещаются тревожным светом подлинной

истории, в результате чего всё обретает особую

весомость, значительность.

В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не

всё читательское внимание, действие сосредоточено по

преимуществу вокруг небольшого числа персонажей.

Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи -- частица великой

армии, они -- народ, народ в той мере в какой

типизированная личность героя выражает духовные,

нравственные черты народа.

В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа

возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия

Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии

характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не

исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов --

командиров артиллерийских взводов, ни колоритными

фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из

народа,-- вроде немного трусливого Чибисова, спокойного

и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и

грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими,

как командир дивизии полковник Деев или командующий

армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и

принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице

чинов и званий, они составляют образ сражающегося

народа. Сила и новизна романа заключается в том, что

единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено

без особых усилий автора -- живой, движущейся жизнью.

Образ народа, как итог всей книги, быть может более

всего питает эпическое, романное начало повествования.

Для Юрия Бондарева характерна устремлённость к

трагедии, природа которой близка событиям самой войны.

Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности

художника, как тягчайшее для страны время начала войны,

лета 1941 года. Но книги писателя -- о другом времени,

когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа

русской армии.

Гибель героев накануне победы, преступная

неизбежность смерти заключает в себе высокую

трагедийность и вызывает протест против жестокости

войны и развязавших её сил. Умирают герои "Горячего

снега" -- санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый

еэдовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет

Касымов и многие другие... И во всех этих смертях

виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и

бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за

смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина

Дроздовского, они прежде всего -- жертвы войны.

В романе выражено понимание смерти -- как нарушение

высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит

Кузнецов на убитого Касымова: "сейчас под головой

Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое

лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-

белым, истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо

смотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на

свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённую

телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это

убило его и почему он так и не смог встать к прицелу. В

этом невидящем прищуре Касымова было тихое

любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и

одновременно спокойная тайна смерти, в которую его

опрокинула раскалённая боль осколков, когда он пытался

подняться к прицелу".

Ещё острее ощущает Кузнецов необратимость потери

ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрыт сам механизм

его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем

того, как Дроздовский послал на верную смерть

Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда

проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а

изменить ничего не сумел.

В "Горячем снеге", при всей напряжённости событий, всё

человеческое в людях, их характеры открываются не

отдельно от войны, а взаимосвязанно с нею, под её огнём,

когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника

сражений может быть пересказана отдельно от

индивидуальности его участников,-- бой в "Горячем снеге"

нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры

людей.

Существенно и весомо прошлое персонажей романа. У

иных оно почти безоблачно, у других так сложно и

драматично, что былая драма не остаётся позади,

отодвинутая войной, а сопровождает человека и в

сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлого

определили военную судьбу Уханова: одарённый, полный

энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но

он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова

определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды

Чибисова, едва не сломившие его (он провёл несколько

месяцев в немецком плену), отозвались в нём страхом и

многое определяют в его поведении. Так или иначе в

романе проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и

Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью

отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить

только к концу романа.

Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова.

Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его

позицию и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская

листовка, сообщающая отом, что сын Бессонова попал в

плен, попадает в контрразведку фронта в руки

подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и

службе Бессонова.

Весь этот ретроспективный материал входит в роман

так естественно, что читатель не ощущает его

отдельности. Прошлое не требует для себя отдельного

пространства, отдельных глав -- оно слилось с настоящим,

открыло его глубины и живую взаимосвязанность одного и

другого. Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а

сообщает ему большую драматическую остроту,

психологизм и историзм.

Точно так же поступает Юрий Бондарев и с портретами

персонажей: внешний облик и характеры его героев

показаны в развитии и только к концу романа или со

смертью героя автор создаёт полный его портрет. Как

неожиданен в этом свете портрет всегда подтянутого и

собранного Дроздовского на самой последней странице --

с расслабленной, разбито-вялой походкой и непривычно

согнутыми плечами.

Такое изображение требует от автора особой зоркости

и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения

их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся

возможность тайны или внезапного озарения. Перед нами

весь человек, понятный, близкий, а между тем нас не

оставляет ощущение, что прикоснулись мы только к

краешку его духовного мира,-- и с его гибелью

чувствуешь, что ты не успел ещё до конца понять его

внутренний мир. Комиссар Веснин, глядя на грузовик,

сброшенный с моста на речной лёд, говорит: "Какое всё-

таки война чудовищное разрушение. Ничто не имеет цены".

Чудовищность войны более всего выражается -- и роман

открывает это с жестокой прямотой -- в убийстве

человека. Но роман показывает также и высокую цену

отданной за Родину жизни.

Наверное, самое загадочное из мира человеческих

отношений в романе -- это возникающая между

Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и кровь,

её сроки, опрокидывающие привычные представления о

времени,-- именно она способствовала столь

стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство

складывалось в те короткие сроки марша и сражения,

когда нет времени для размышлений и анализа своих

чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности

Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А

вскоре -- так мало времени проходит -- Кузнецов уже

горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек

взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от

слёз лицо, "снег на рукаве ватника был горячим от его

слёз".

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском,

лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа,

открывается нам как личность нравственная, цельная,

готовая на самопожертвование, способная объять своим

сердцем боль и страдания многих. .Личность Зои познаётся

в напряжённом, словно наэлектризованном пространстве,

которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением

женщины. Она как бы проходит через множество испытаний,

от назойливого интереса до грубого отвержения. Но её

доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она

воистину сестра солдатам.

Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги,

её главные события, её суровую, жестокую реальность

женским началом, лаской и нежностью.

Один из важнейших конфликтов в романе -- конфликт

между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту

отдано немало места, он обнажается очень резко, и легко

прослеживается от начала до конца. Поначалу

напряжённость, уходящая ещё в предысторию романа;

несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже

стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется,

трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую

речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная

гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором

отчасти повинен Дроздовский,-- всё это образует

пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную

несовместимость их существований.

В финале пропасть эта обозначается ещё резче:

четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском

котелке только что полученные ордена, и глоток, который

каждый из них сделает, это прежде всего глоток

поминальный -- в нём горечь и горе утрат. Орден получил и

Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его

-- он уцелевший, раненный командир выстоявшей батареи,

генерал не знает о тяжких винах Дроздовского и скорее

всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны.

Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне

от собравшихся у солдатского честного котелка.

Крайне важно, что все связи Кузнецова с людьми, и

прежде всего с подчинёнными ему людьми, истинны,

содержательны и обладают замечательной способностью

развития. Они на редкость не служебны -- в отличие от

подчёркнуто служебных отношений, которые так строго и

упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во

время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь

он проявляет своё хладнокровие, отвагу, живой ум. Но он

ещё и духовно взрослеет в этом бою, становится

справедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми

свела его война.

Отдельного повествования заслуживают отношения

Кузнецова и старшего сержанта Уханова -- командира

орудия. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях

1941 года, а по военной смекалке и решительному

характеру мог бы, вероятно, быть превосходным

командиром. Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы

застаём Уханова и Кузнецова в конфликте: это

столкновение натуры размашистой, резкой и самовластной

с другой -- сдержанной, изначально скромной. С первого

взгляда может показаться, что Кузнецову предстоит

бороться и с бездушием Дроздовского, и с анархической

натурой Уханова. Но на деле оказывается, что не уступив

друг другу ни в одной принципиальной позиции, оставаясь

самими собой, Кузнецов и Уханов становятся близкими

людьми. Не просто людьми вместе воюющими, а

познавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими. А

отсутствие авторских комментариев, сохранение грубого

контекста жизни делает реальным, весомым их братство.

Наибольшей высоты этическая, философская мысль

романа, а также его эмоциональная напряжённость

достигает в финале, когда происходит неожиданное

сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без

непосредственной близости: Бессонов наградил своего

офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него

Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стол на

рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более

возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь.

Например, потрясённый гибелью Веснина, Бессонов винит

себя в том, что из-за своей необщительности и

подозрительности он помешал сложиться между ними

дружеским отношениям ("такими, как хотел Веснин, и

какими они должны быть"). Или Кузнецов, который ничем не

мог помочь гибнущему на его глазах расчёту Чубарикова,

терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это,

"казалось, должно было произойти потому, что он не успел

сблизиться с ними, понять каждого, полюбить...".

Разделённые несоразмерностью обязанностей,

лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал

Бессонов движутся к одной цели -- не только военной, но

и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга,

они думают об одном и в одном направлении ищут истину.

Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о

соответствии ей своих поступков и устремлений. Их

разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как

брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к

народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.

_______________________________________

 

 

 

_______________

План.

1. Биография.

2. Место и время действия романа "Горячий снег".

3. Анализ произведения.

а. Образ народа.

b. Трагедийность романа.

с. Смерть как величайшее зло.

d. Роль прошлого героев для настоящего.

е. Портреты персонажей.

f. Любовь в произведении.

g. Кузнецов и люди.

а. Зоя.

б. Дроздовский.

в. Уханов.

h. Близость душ Бессонова и Кузнецова.

4. Цель жизни героев романа.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Ю.В. Бондарев, "Горячий снег".

2. А.М. Борщаговский, "Одно сражение и вся жизнь".

Хостинг от uCoz