В   1867  году  Лев  Николаевич  Толстой  закончил  работу  над  поизведением  " Война  и  мир " . Говоря  о  своём  романе , Толстой  признавался , что  в  " Войне  и  мире "  он  " любил  мысль  народную " . Автор  поэтизирует  простоту , доброту , нравственность  народа . Толстой  видит  в  народе  источник  нравственности , необходимой  для  всего  общества .

С .  П .  Бычков  писал : " По  мысли  Толстого , чем  ближе  дворяне  стоят  к  народу , тем  острее  и  ярче  их  патриотические  чувства , богаче  и  содержательнее  их  духовная  жизнь . И , напротив , чем  дальше  они  от  народа , тем  суше  и  черствее  их  души , тем  непривлекательнее  их  моральные  принципы " . ***  Лев  Николаевич  Толстой  отрицал  возможность  активного  воздействия  личности  на  историю , поскольку  предусмотреть  или  изменить  направление  исторических  событий  нельзя , ибо  они   зависят  от  всех  и  ни  от  кого  в  отдельности . В  своих  философско - исторических  отступлениях  Толстой  рассматривал  исторический  процесс  как  сумму , складывающуюся  из  " бесчисленного  количества  людских  произволов " , то  есть  усилий 

каждого  человека . Совокупность  этих  усилий 

выливается  в  историческую  необходимость , отменить  которую  никто  не  может . По  мнению  Толстого , историю  делают  массы , и  её  законы  не  могут  зависеть  от  желания  отдельного  исторического  лица . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " Толстой  отказывается  признать  силой , руководящей  историческим  развитием  человечества , какую  бы  то  ни  было  " идею " , а  также  желания  или  власть  отдельных , пусть  даже  и  " великих "  исторических  деятелей . " Есть  законы , управляющие  событиями , отчасти  неизвестные , отчасти  нащупываемые  нами , - пишет  Толстой . - Открытие  этих  законов  возможно  только  тогда , когда  мы  вполне  отрешимся  от  отыскивания  причин  в  воле  одного  человека , точно  так  же , как  открытие  законов  движения  планет  стало  возможно  только  тогда , когда  люди  отрешились  от  представления  утверждённости  Земли " . Перед  историками  Толстой  ставит  задачу  " вместо  отыскания  причин ... отыскание  законов " . Толстой  остановился  в  недоумении  перед  осознанием  законов , которые 

определяют  " стихийно - роевую "  жизнь  народа . Согласно  его  взгляду , участник  исторического  события  не  может  знать  ни  смысла  и  значения ,

ни - тем  более - результата  совершаемых  действий . В  силу  этого  никто  не  может  разумно  руководить  историческими  событиями , а  должен  подчиняться  стихийному , неразумному  ходу  их , как  подчинялись  древние  фатуму . Однако  внутренний , объективный  смысл  изображённого  в  " Войне  и  мире "  вплотную  подводил  к  осознанию  этих  закономерностей . Кроме того , в  объяснении  конкретных  исторических  явлений  сам  Толстой  очень  близко  подходил  к  определению  действительных  сил , руководивших  событиями . Так , исход  войны  1812  года  был  определён , с  его  точки  зрения , не  таинственным  и  недоступным  человеческому  пониманию  фатумом , а  " дубиной  народной  войны " , действовавшей  с

" простотой "  и  " целесообразностью " . *** Народ  у  Толстого  выступает  как  творец  истории : миллионные  массы  простых  людей , а  не  герои   и  полководцы  творят  историю , двигают  общество  вперёд , создают  всё  ценное  в  материальной  и  в 

 духовной  жизни , совершают  всё  великое  и  героическое . И  эту  мысль - " мысль  народную " - Толстой  доказывает  на  примере  войны  1812  года .

       Лев  Николаевич  Толстой  отрицал  войну , горячо  спорил  с  теми , кто  находил  " красоту  ужаса "  в  войне . При  описании  войны  1805  года  Толстой  выступает  как  писатель - пацифист , но  при  описании  войны  1812  года  автор  переходит  на  позиции  патриотизма . Война  1812  года  предстаёт  в  изображении  Толстого  как  война  народная . Автор  создаёт  множество  образов  мужиков , солдат , суждения  которых  в  совокупности  составляют  народное  мироощущение . Купец  Ферапонтов  убеждён , что  французов  не  пустят  в  Москву ,

" не  должны " , но , узнав  о  сдаче  Москвы , он  понимает , что  " решилась  Расея ! " . А  если  уж  Россия  гибнет , то  нечего  спасать  своё  добро . Он  кричит  солдатам , чтобы  забирали  его  товары , лишь  бы  ничего  не  досталось  " дьяволам " . Мужики  Карп  и  Влас  отказались  продавать  сено  французам , взяли  в  руки  оружие  и  ушли  в  партизаны . В  период  тяжких  испытаний  для  Отечества  " делом 

народным " , всеобщим  становится  защита  Родины . Все  герои  романа  проверяются  с  этой  стороны : одушевлены  ли  они  всенародным  чувством , готовы  ли  на  подвиг, на  высокую  жертву  и  самоотвержение.

В  любви  к  Родине , патриотическом  чувстве  равны  князь  Андрей  Болконский  и  солдат  его  полка . Но  князь  Андрей  не  только  одушевлён  всеобщим  чувством , а  и  умеет  сказать  о  нём , анализировать  его , понимает  общий  ход  дел . Настроение  всего  войска  перед  Бородинским  сражением  именно  он  в  состоянии  оценить  и  определить . Сами  многочисленные  участники  величественного  события  действуют  по  тому  же  чувству , и  даже  не  бессознательно , - просто  они  очень  немногословны .

" Солдаты  в  моём  батальоне , поверите  ли , не  стали  водку  пить : не  такой  день , говорят " , - вот  и  всё , что  слышит  князь  Андрей  про  солдат  от  батальонного  командира  Тимохина . Пьер  Безухов  вполне  понимает  смысл  " неясных "  и  тоже  слишком  кратких  слов  солдат : " Всем  народом  навалиться  хотят , одно  слово  -  Москва . Один  конец  сделать  хотят " . Солдаты  выражают  уверенность  в  победе ,

готовность  умереть  за  Родину . В романе  " Война  и  мир "  Толстой  описывает  войну  1812  года  лишь  на  территории  России , справедливую  войну . Д . С . Лихачёв  писал : " Историческая  сторона  романа  в  её  нравственно - победной  части  вся  оканчивается  в  России , и  ни  одно  событие  в  конце  романа  не  переходит  за  пределы  Русской  земли . Нет  в 

" Войне  и  мире "  ни  Лейпцигской  битвы  народов , ни  взятия  Парижа . Это  подчёркивается  смертью  у  самых  границ  Кутузова . Дальше  этот  народный  герой  " не  нужен " . Толстой  в  фактической  стороне  событий  усматривает  ту  же  народную  концепцию  оборонительной  войны ...  Вторгающийся  враг , захватчик  не  может  быть  добр  и  скромен . Поэтому древнерусскому  историку  не  надо  иметь  точных  сведений  о  Батые , Биргере , Торкале  Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане  Батории  или  о  любом  другом  ворвавшемся  в  Русскую  землю  неприятеле : он , естественно , в  силу  одного  только  этого  своего  деяния , будет  горд , самоуверен , надменен , будет 

поизносить  громкие  и  пустые  фразы . Образ 

вторгшегося  врага  определяется  только  его 

деянием - его  вторжением . Напротив , защитник  отечества  всегда  будет  скромен , будет  молиться  перед  выступлением  в  поход , ибо  ждёт  помощи  свыше  и  уверен  в  своей  правоте . Правда , этическая  правда  на  его  стороне , и  этим  определён  его  образ " . ***

        По  Толстому , бесполезно  противиться  естественному  ходу  событий , бесполезно  пытаться  исполнять  роль  вершителя  судеб  человечества . Во  

время  Бородинской  битвы , от  исхода  которой  многое  зависело  для  русских , Кутузов  " не  делал  никаких  распоряжений , а  только  соглашался  или  не  соглашался  на   то , что  предлагали  ему " . В  этой  кажущейся  пассивности  проявляются  глубокий  ум  полководца , его  мудрость . Сказанное  подтверждают  и  проницательные  суждения  Андрея  Болконского :

" Он  всё  выслушает , всё  запомнит , всё  поставит  на  своё  место , ничему  полезному  не  помешает  и  ничего  вредного  не  позволит .Он  понимает , что  есть что - то  сильнее  и  значительнее  его  воли , - это  неизбежный  ход  событий , и  он  умеет  видеть  их ,

умеет  понимать  их  значение  и , ввиду  этого  значения , умеет  отрекаться  от  участия  в  этих  событиях , от  своей  личной  воли , направленной  на  другое ". Кутузов  знал , что  " решают  участь  сраженья  не  распоряжения  главнокомандующего , не  место , на  котором  стоят  войска , не  количество  пушек  и  убитых  людей , а  та  неуловимая  сила , называемая  духом  войска , и  он  следил  за  этой  силой  и  руководил  ею , насколько  это  было  в  его  власти " . Слитность  с  народом , единение  с  простыми  людьми  делает  Кутузова  для  писателя  идеалом  исторического  деятеля  и  идеалом человека.

Он  всегда  скромен  и  прост . Выигрышная поза , актёрство  ему  чужды . Кутузов  накануне  Бородинского  сражения  читал  сентиментальный  французский  роман  мадам  Жанлис  " Рыцари

Лебедя " . Он  не  хотел  казаться  великим  человеком - он  был  им . Поведение  Кутузова  естественно , автор  постоянно  подчёркивает  его  старческую  слабость . Кутузов  в  романе - выразитель  народной  мудрости . Сила  его  в  том , что  он  понимает  и   хорошо  знает  то , что  волнует  народ , и  действует  сообразно 

этому. Правота  Кутузова  в  его  споре  с  Бенигсеном  на  совете  в  Филях  как  бы  подкрепляется  тем , что на  стороне  " дедушки "  Кутузова  симпатии  крестьянской  девочки  Малаши . С. П.  Бычков  писал :

" Толстой , с  присущей  ему  огромной  проницательностью  художника , правильно  угадал  и  великолепно  запечатлел  некоторые  черты  характера  великого  русского  полководца  Кутузова : его  глубокие  патриотические  чувства , его  любовь  к  русскому  народу  и  ненависть  к  врагу , его  близость  к  солдату . Вопреки  лживой  легенде , созданной  официозной  историографией  об  Александре  I - спасителе  отечества  и  отводившей  Кутузову  второстепенную  роль  в  войне , Толстой  восстанавливает  историческую  истину  и  показывает  Кутузова  как  вождя  справедливой  народной  войны .

Кутузов  был  связан  с  народом  тесными  духовными  узами , и  в  этом  заключалась  его  сила  как  полководца . " Источник  необычайной  силы  прозрения  в  смысл  совершающихся  явлений , - говорит  Толстой  о  Кутузове , - лежал  в  том  народном  чувстве , которое  он  носил  в  себе  во  всей 

 чистоте  и  силе  его . Только  признание  в  нём  этого  чувства  заставило  народ  такими  странными  путями  его , в  немилости  находящегося  старика , выбрать , против  воли  царя , в  представителя  народной 

войны " . ***

        В  " Войне  и  мире "  создаются  как  бы  два  идейных  центра : Кутузов  и  Наполеон . Мысль  о  развенчании  Наполеона  возникла  у  Толстого   связи  с  окончательным  уяснением  характера  войны  1812  года  как  справедливой  войны   со  стороны  русских . Образ  Наполеона  раскрывается  Толстым  с  позиции  " мысли  народной " . С. П.  Бычков  писал : " В  войне  с  Россией  Наполеон  выступал  в  роли  захватчика , стремившегося  поработить  русский  народ , он  был  косвенным  убийцей  многих  людей , эта  мрачная  деятельность  и  не  давала  ему , по  мысли  писателя , права  на  величие . Толстой  развенчивал  легенду  о  Наполеоне  с  позиций  подлинного  гуманизма .Уже  с  первого  появления  Наполеона  в  романе  раскрываются  глубоко  отрицательные  черты  его  характера . Толстой  тщательно , деталь  за  деталью ,

выписывает  портрет  Наполеона , сорокалетнего ,

откормленного  и  барски  изнеженного  человека,

надменного  и  самовлюблённого . " Круглый  живот " ,

" жирные  ляжки  коротких  ног " , " белая  пухлая  шея ",

" потолстевшая  короткая  фигура "  с  широкими ,

" толстыми плечами " - вот  характерные  черты  внешности  Наполеона . При  описании  утреннего  туалета  Наполеона  накануне  Бородинского  сражения  Толстой  усиливает  разоблачительный  характер  первоначальной  портретной  характеристики  императора  Франции : " Толстая  спина " , " обросшая  жирная  грудь " , " выхоленное  тело ", " опухшее  и  жёлтое "  лицо , " толстые  плечи " - все  эти  детали  рисуют  человека , далёкого  от  трудовой  жизни , разжиревшего , глубоко  чуждого  основам  народной  жизни . Наполеон  был  эгоистически  самовлюблённым  человеком , самонадеянно  считавшим , что  вся  вселенная  повинуется  его  воле . Люди  для  него  не  представляли  интереса . Писатель  с  тонкой  иронией,

иногда  переходящей  в  сарказм , разоблачает  претензии  Наполеона  на  мировое  господство , его постоянное  позирование  для  истории , его  актерство.

Наполеон  всё  время  играл , в  его  поведении  и  в 

его  словах  не  было  ничего  простого  и  естественного . Это  выразительно  показано  Толстым  в  сцене  любования  Наполеона  портретом  сына  на  Бородинском  поле . Наполеон  подошёл  к  портрету , чувствуя , " что  то , что  он  скажет  и  сделает  теперь , - есть  история " ; " сын  его  в  бильбоке  играл  земным  шаром " - в  этом  выражалось  величие  Наполеона , но он  хотел  выказать  " самую  простую  отеческую  нежность " . Разумеется , это  было  чистое  актерство.

Он  не  выражал  здесь  искренних  чувств  " отеческой  нежности " , а  именно  позировал  для  истории , лицедействовал . Эта  сцена  ярко  раскрывает  самонадеянность  Наполеона , полагавшего , что  с  занятием  Москвы  будет  покорена  Россия  и  осуществятся  его  планы  завоевания  мирового  господства  . Как  игрока  и  актёра  писатель  изображает  Наполеона  и  в  ряде  последующих  эпизодов . Накануне  Бородина  Наполеон  произносит :

" Шахматы  поставлены , игра  начнётся  завтра " . В  день  битвы  после  первых  пушечных  выстрелов  писатель  замечает : " Игра  началась " . Далее  Толстой  показывает , что  эта  " игра "  стоила  жизни 

десяткам  тысяч  людей . Так  раскрывался  кровавый  характер  войн  Наполеона , стремившегося  поработить  весь  мир . Война - не  " игра " , а  жестокая

необходимость , думает  князь  Андрей . И  в  этом  заключался  принципиально  иной  подход  к  войне , выражалась  точка  зрения  мирного  народа , вынужденного  взяться  за  оружие  при  исключительных  обстоятельствах , когда  над  родиной  нависла  угроза  порабощения " . ***

        На  борьбу  с  захватчиками  поднялся  весь  русский  народ . Лев  Николаевич  Толстой  считал , что роль  отдельной  личности  в  истории  незначительна , что  творят  историю  миллионные  массы  простых  людей . Тушин  и  Тихон  Щербатый - типичные  представители  русского  народа , поднявшегося  на  борьбу  с  врагом . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала  о  Тушине : " Толстой  намеренно  и  много  раз  подчёркивает  невзрачность  своего  героя :

" Небольшой  сутуловатый  человек , офицер  Тушин , спотыкнувшись  на  хобот , выбежал  вперёд , не  замечая  генерала  и  выглядывая  из - под  маленькой  ручки " ; " ... закричал  он  тоненьким голоском ,

которому  он  старался  придать  молодцеватость , не  шедшую  к  его  фигуре . - Второе , - пропищал  он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький  человек , с  слабыми , неловкими  движениями ... выбегал  вперёд  и  из - под  маленькой  ручки  смотрел  на  французов " .

Толстой  не  смущался  даже  тем , что  слово 

" маленький "  дважды  употреблено  в  одной   фразе .

Вслед   за  нею - его  грозный  приказ : " Круши ,

ребята ! " , хотя  выстрелы  заставляют  его  " каждый  раз  вздрагивать " . Потом  ещё  будет  сказано  про 

" слабый , тоненький , нерешительный  голосок " . Однако  солдаты , " как  и  всегда  в  батарейной  роте , на  две  головы  выше  своего  офицера  и  вдвое  шире  его " ( " как  всегда " - это  Толстой  видел  на  Кавказе  и  в  Севастополе ) - " все , как  дети  в  затруднительном  положении , смотрели  на  своего  командира , и  то  выражение , которое  было  на  его  лице , неизменно  отражалось  на  их  лицах " . В  итоге  авторского  описания  происходит 

преображение : " Сам  он  представлялся  себе  огромного  роста , мощным  мужчиной , который  обеими  руками  швыряет  французам  ядра " . Глава 

заканчивается  неожиданно , но  вполне  в  духе 

толстовского  представления  о  людях  подвига :

" - До  свидания , голубчик , - сказал  Тушин , - милая  душа ! прощайте , голубчик, - сказал  Тушин  со  слезами , которые  неизвестно  почему  вдруг  выступили  ему  на  глаза " . Андрею  Болконскому  придётся  защищать  Тушина  перед  начальством ,

и  его  слова  прозвучат  уже  торжественно : " Я  был  там   и  нашёл  две  трети  людей  и  лошадей  перебитыми , два  орудия  исковерканными  и  прикрытия  никакого ... Успехом  дня  мы  обязаны  более  всего  действию  этой  батареи  и  геройской  стойкости  капитана  Тушина  с  его  ротой " . Так  из  противоречий , из  сочетания  " малого "  и  " великого ",

скромного  и  поистине  героического  создаётся  образ  рядового  защитника  Родины . Нетрудно  видеть , что  и  облик  руководителя  народной  войны - Кутузова - строится  по  тем  же  художественным  законам ". ***

        Толстой  создаёт  яркий  образ  неутомимого  партизана , мужика  Тихона  Щербатого , приставшего  к  отряду  Денисова . Тихон  отличался  богатырским  здоровьем , огромной  физической  силой  и  выносливостью . В  борьбе  с  французами  он 

проявляет  ловкость , отвагу  и  бесстрашие . Характерен  рассказ  Тихона  о  том , как  на  него  набросились  четыре  француза  " со  шпажонками " , а  он  на  них  пошёл  с  топором . Это  перекликается  с  образом  француза - Фехтовальщика  и  русского , орудующего  дубинкой . Тихон  и  есть  художественная  конкретизация  " дубины  народной  войны " . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " Тихон - образ  вполне  ясный . Он  как  бы  олицетворяет  собою  ту

" дубину  народной  войны " , которая  поднялась  и  со  страшной  силой  гвоздила  французов  до  тех  пор , пока  не  погибло  всё  нашествие .  Он  сам ,

добровольно ,попросился  в  отряд  Василия  Денисова.

В  отряде , постоянно  нападавшем  на  вражеские  обозы , оружия  было  много . Но  Тихону  оно  было  не  нужно - он  действует  иначе , и  его  поединок  с  французами , когда  надо  было  достать  " языка " , вполне  в  духе  общих  рассуждений  Толстого  о  народной  освободительной  войне : " Пойдём , говорю,

к  полковнику . Как  загалдит . А  их  тут  четверо . Бросились  на  меня  с  шпажками . Я  на  них  таким  манером  топором : что  вы , мол , Христос  с  вами , -

вскрикнул  Тихон , размахнув  и  грозно  хмурясь , выставляя  грудь " . ***

         Народному  патриотизму  Толстой  противопоставляет  лжепатриотизм  светской  знати ,

основная  цель  которой - ловить  " кресты , рубли , чины " . Патриотизм  московских  аристократов  заключался  в  том , что  они  вместо  французских  блюд  ели  русские  щи , а  за  французские  слова  назначали  штраф . Облик  Александра  I   в  толстовском  изображении  непригляден . Черты  двуличия  и  лицемерия , которые  были  присущи

" высшему  свету " , проявляются  и  в  характере  царя.

Особенно  ярко  они  видны  в  сцене  приезда  государя  в  армию  после  победы  над  врагом . Александр  заключает  Кутузова  в  объятия , бормоча  при этом  : " Старый  комедиант " . С. П. Бычков  писал :

" Нет , не  Александр  I  был  " спасителем  отечества " ,

как  это  тщились  изобразить  казённые  патриоты , и  не  среди  приближённых  царя  надо  было  искать  истинных  организаторов  борьбы  с  врагом . Напротив,

при  дворе , в ближайшем  окружении  царя , существовала  группа  откровенных  пораженцев  во 

главе  с  великим  князем  и  канцлером  Румянцевым , которая  боялась  Наполеона  и  стояла  за  заключение  с  ним  мира ". ***

        Платон  Каратаев - вогплощение  " всего  русского,

доброго  и  круглого " , патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех  тех  качеств , которые  так  ценил  Лев  Николаевич  Толстой  у  русского  крестьянства . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " Образ  Платона  сложнее  и  противоречивее,

он  чрезвычайно  много  значит  для  всей  историко - философской  концепции  книги . Не  больше , впрочем,

чем  Тихон  Щербатый . Просто  это  -  другая  сторона

" мысли  народной " . ***

        Патриотизм  и  близость  к  народу  в  наибольшей  степени  присущи  Пьеру  Безухову , князю  Андрею  Болконскому , Наташе  Ростовой . В  народной  войне  1812  года  была  заключена  та   огромная  нравственная  сила , которая  очищала  и  перерождала  любимых   героев  Толстого , выжигала  в  их  душе  многие  сословные  предрассудки , себялюбивое  чувство . В  Отечественной  войне  судьба  князя  Андрея  идёт  той  же  дорогой , что  и   судьба 

народная . Андрей  Болконский  сближается  с  простыми  солдатами . " В  полку  его  называли " наш  князь "

 , им  гордились  и  его  любили " , - писал  Толстой . Он  начинает  видеть  главное  назначение  человека  в  служении  людям , народу . Ещё  до  войны  1812  года  князь  Андрей  понял , что  будущее  народа  зависит  не  от  воли  правителей , а  от  самого  народаю. Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала :

" Уже  поняв  внутренние  пружины  войны , Андрей  Болконский ещё  заблуждался  относительно  мира .

Его  тянуло  в  высшие  сферы  государственной  жизни, " туда , где  готовилось  будущее , от  которого  зависели  судьбы  миллионов " . Но  судьбы  миллионов  решают  не  Адам  Чарторыжский , не  Сперанский , не  император  Александр , а  сами  эти  миллионы - такова  одна  из  главных  идей  толстовской  философии  истории . Встреча  с  Наташей  Ростовой  и  любовь  к  ней  ясно  подсказывают  Болконскому , что  преобразовательные  планы  холодного  и  самоуверенного  Сперанского  не  могут  сделать  его ,

князя  Андрея , " счастливее  и  лучше "  ( а  это  всего  важнее  в  жизни ! )  и  не  имеют  никакого  отношения 

к  жизни  его  богучаровских  мужиков . Так  впервые  народная  точка  зрения  входит  как  критерий  в  сознание  Болконского " . ***

        Простые  русские  солдаты  сыграли  также  решаю щую  роль  в   моральном  обновлении  Пьера  Безухова . Он  прошёл  через  увлечение  масонством ,

благотворительностью , и  ничто  не  дало  ему  нравственного  удовлетворения . Только  в  тесном  общении  с  простыми  людьми  он  понял , что  цель  жизни  в  самой  жизни : " Пока  есть  жизнь , есть  и  счастье " . Уже  на  Бородинском  поле , ещё  до  встречи  с  Каратаевым , у  Пьера  Безухова  зарождается  идея  опрощения : " Солдатом  быть , просто  солдатом ! "  Встречи  с  простыми  солдатами  произвели  сильнейшее  действие  на  его  душу , потрясли  его  сознание , возбудили  желание  переменить , перестроить  всю  свою  жизнь . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " Душевное  спокойствие , уверенность  в  смвсле  жизни  Пьер  обратает , пережив  героическое  время  12 - го  года  и  страдания  плена  рядом  с  простыми  людьми , с  Платоном  Каратаевым . Он  испытывает  " ощущение 

 своей  ничтожности  и  лживости  в  сравнении  с  правдой , простотой  и  силой  того  разряда  людей ,

которые  отпечатлелись  у  него  в  душе  под  названием  они " . " Солдатом  быть , просто

солдатом " , - с   восторгом  думает  Пьер . Характкрно , что  и  солддаты , хоть  не  сразу , но  охотно  приняли  Пьера  в  свою  среду  и  прозвали  " наш  барин " , как  Андрея  " наш  князь " . Пьер  не  может  стать  " просто  солдатом " , капелькой , сливающейся  со  всей  поверхностью  шара . Сознание  своей  личной  ответственности  за  жизнь  всего  шара  неистребимо  в  нём . Он  горячо  думает  о  том ,что  люди  должны  опомниться , понять  всю  преступность , всю  невозможность  войны " . ***

        Положительные  черты  Наташи  Ростовой  с  особенной  яркостью  раскрываются  в  тот  момент ,

когда  она , перед  вступлением  французов  в  Москву ,

одушевлённая  патриотическим  чувством , заставляет  сбросить  с  подвод  семейное  добро  и  взять  раненых  и  когда  она  же  -  в  другую , счастливую  и  радостную  минуту - русской  пляской  и  восхищением  народной   музыкой  проявляет  всю  силу  заключённого  в  ней 

национального  духа . От  Наташи  исходит  энергия  обновления , освобождения  от  фальшивого , ложного,

привычного , выводящая  " на  вольный  божий  свет " .

И  здесь  её  роль  равносильна  тому , что  даёт  ищущим  героям  Толстого  общение  с  народом . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " В  образе  Наташи  воплощается  одна  из  главных  идей  романа:

красоты  и  счастья  нет  там , где  нет  добра , простоты  и  правды " . ***

        В  романе  " Война  и  мир "  облик  каждого  героя  неразделим  с  его  языковой  характеристикой . Язык  дворянской  знати - офранцуженный , выражения  и  обороты  его , несмотря  на  изысканность , стали  привычными  штампами , употребляемыми  в   светской  беседе  для  любого  случая . Лев  Николаевич  Толстой - знаток  и  ценитель  великого  русского  языка. По  речи  героев  произведения  мы  можем  судить  об  отношении  к   ним   автора . Толстой  не  вкладывает  в  уста  своих  любимых  героев  офранцуженный  русский  язык .

        " Мысль  народная " - главная  идея  романа

" Война  и  мир " . Толстой  знал , что  жизнь , простая 

жизнь  людей , с  её  " частными "  судьбами , интересами  и  радостями , идёт  своим  чередом , независимо  от  встреч  Наполеона  с  Александром ,

дипломатической  игры  или  государственных  планов Сперанского . Лишь  те  исторические  события , которые  приводят  в  движение  народные  массы , касаются  судеб  национальных , способны  изменить -

пусть  драматически , но  всегда  благотворно - отдельного  человека . Так  очищаются  и  возвышаются  в  бедствиях  Отечественной  войны  его  любимые  герои : Андрей  Болконский , Пьер  Безухов , Наташа  Ростова . Каждый  участник  исторических  событий  для  Толстого  не  менее  важен , чем  Наполеон . Направление  воли  миллионов  людей , которые , с  точки  зрения  Наполеона  и  тогдашней  исторической  науки , были  бесконечно  малыми  единицами , определяет  историческое  развитие .

Хостинг от uCoz