I. Правонарушения.
1) Понятие правонарушения;
2) Структура (состав) правонарушения;
3) Виды правонарушений.
II. Юридическая ответственность.
1) Понятие юридической ответственности;
2) Принципы юридической ответственности;
3) Виды юридической ответственности.
Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.
Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закреплянет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение норнмы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.
Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой оборонны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при вынполнении профессиональных обязанностей, в случаях производнственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.
Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает канких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Констинтуция РФ закрепляет принцип, который гласит, что никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся пранвонарушением в момент его совершения.
Если любое правонарушение является противоправным деяннием, то не любое противоправное действие непременно являетнся правонарушением. Например, уголовное законодательство освобождает от ответственности лиц, которые совершили пренступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.
Вина понимается как психическое отношение правонарушинтеля к совершенному деянию и выражается, прежде всего, в том, что он осознает общественно-опасный характер своего деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Осознание общественной опасности деяния может исходить из различных обстоятельств и, прежде всего из знаний о наличии нормы, занпрещающей подобные действия.
Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии соответствующего запрета в действующем законодантельстве. Однако это обстоятельство не освобождает от ответстнвенности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима дейстнвует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнаннием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие пранва и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить.
Общественную опасность большей части действий можно осознавать и без знания конкретных норм права, руководствуясь логикой отношений и стремлением не нарушать интересов других лиц. Религиозная и моральная заповедь Ц не желай друнгому того, то не желаешь себе Ц четко ориентирует любое лицо, какие его действия могут быть общественно-опасными, причиннить вред другим людям.
Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руковондствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравонго смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть рензультаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть рензультаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек отличается от животных. Последние, действуя на основе инстинктов, без разумения, не могут выстунпать субъектами правонарушения даже в случаях, когда они причиняют вред имуществу или здоровью человека.
Современное законодательство последовательно исходит из принципа, что только человек, обладающий свободной волей и способный предвидеть результаты своих действий, может нести ответственность за свои противоправные деяния, совершенные им виновно.
Способность человека быть субъектом правонарушения нанзывается деликтоспособностью. Не все люди обладают ею. Имеются два основания, по которому люди могут признаваться неделиктоспособными Ц возраст и психическое заболевание.
По законодательству Российской Федерации лица, достигншие шестнадцатилетнего возраста, несут уголовную и админинстративную ответственность в полном объеме, т.е. за все сонставы преступлений и административных поступков. За некотонрые составы преступлений ответственность наступает с 14 лет. В то же время УК РФ предоставляет право суду освобождать от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и обнщественную опасность своего деяния. Деликтоспособность ненсовершеннолетних в остальных отраслях права возникает однонвременно с наступлением правоспособности.
Вопрос о возможности лица, страдающего психическими занболеваниями, нести ответственность за совершенные противонправные деяния, решается судом на основании заключения псинхологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспонсобным, не может нести ответственности за гражданскоправовые и административные проступки. Оно освобождается от угонловной ответственности, если не могло осознавать фактическонго характера и общественной опасности своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического раснстройства, слабоумия иного болезненного состояния психики.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица.
Правонарушение имеет сложное строение, структуру. Оно состоит из четырех элементов Ц субъекта, субъективной сторонны, объекта и объективной стороны. При отсутствии хотя бы одного из них деяние меняет свое качество и может быть чем угодно, но не правонанрушением. Это положение является общепризнанным в юридинческой литературе и правоприминительной деятельности.
Правонарушение предстает как внешнее выражение свободнной воли правонарушителя, желающего удовлетворять свои иннтересы и потребности путем нарушения действующего права и, соответственно, охраняемых им интересов других лиц. Правонарушение, как и любой акт осознанного человеческого поведенния, является единым. Каждый из названных четырех элементов структуры правонарушения имеет самостоятельное значение лишь в качестве элемента правонарушения и вне него сам по себе не существует.
Субъектом правонарушения, как уже говорилось ранее, вынступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а такнже коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектанми гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные пронступки. В Российской Федерации названные субъекты не принзнаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.
Субъективную сторону правонарушения образует психиченское отношение правонарушителя к совершенному им противонправному деянию. Для признания противоправного деяния пранвонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субънекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправнонго деяния и выражается в двух формах Ц умысле или легкомысленность.
Умысел характеризует крайнюю форму негативного отношенния правонарушителя к обществу, государству, правам других лиц. Деяние признается умышленным, если лицо, его соверншившее, сознавало вредоносный, общественно-опасный харакнтер своего действия (1), предвидело его вредные последствия (2) и желало либо сознательно допускало наступление этих последнствий (3).
Значительная часть правонарушений может совершаться только умышленно. Например, нельзя осуществить по неостонрожности, грабеж, разбой или изнасилование. Однако имеются и правонарушения, совершаемые без целей причинить кому-либо вред. Лицо действует так, что причиняет его вопреки своним желаниям и воле. Такая вина правонарушителя называется легкомысленностью. При этом выделяют две формы легкомысленности: небрежность и самонадеянность.
Небрежность выражается в том, что лицо не предвидеть вознможности наступления общественно-опасных последствий свонего действия или бездействия хотя оно должно было и могло их предвидеть.
При самонадеянности лицо предвидит возможность наступнления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно надеется их предотвратить.
В гражданском праве допускается возможность привлечения к ответственности и без вины. В таком порядке возмещают вред юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих Ц использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии вынсокого напряжения, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществлением строительной и иной связанной с нею деятельности и др. Однако, ответственность владельца источнинка повышенной опасности за случай, независимо от его вины, не колеблет общего принципа вины как необходимого элемента гражданского правонарушения. Ибо основанием возмещение вреда владельцем источника повышенной опасности за случай выступает не правонарушение, а иные юридические факты.
Следует учитывать, что вина не исчерпывает всего содержанния психического отношения правонарушителя к противоправнному деянию и его результатам. Законодатель нередко называет и другие психические явления в качестве субъективной стороны правонарушения. Так, в УК РФ называются мотивы преступленния (корысть, личная заинтересованность), цели преступления (устранение с рынка других субъектов экономической деятельнности, оказание влияния на результаты конкурсов или соревнонваний). Названные и иные аспекты психического состояния пранвонарушителя учитываются при квалификации правонарушенния, при определении меры наказания. Однако для признания противоправного деяния правонарушением необходимо устанновление только вины.
Реализация воли правонарушителя посредством совершения им конкретных действий приводит к определенным изменениям в реальной действительности. Поэтому необходимым элементом правонарушения является объект, т.е. социальная сфера, котонрая испытывает негативное воздействие противоправных деянний. Такой сферой в теории права признаются общественные отношения. Объект правонарушения, таким образом, означает сферу общественных отношений, урегулированных нормами права.
При совершении правонарушений общественные отношения, которые предусматриваются нормами права, не возникают. Наноборот, в обществе возникают отношения, которые противоренчат воле законодателя, интересам личности, общества и госундарства и создают в обществе атмосферу недоверия к праву, зантрудняют реализацию прав и свобод граждан, дестабилизируют правопорядок.
В качестве объекта правонарушения не могут выступать животные, вещи или иные блага. Они являются объектом другого правового явления Ц правоотношений. Их участники вступают в правовые связи для удовлетворения своих интересов в определенных моральных и духовных благах.
Правонарушение также может совершаться в целях удовлентворения потребностей правонарушителя в материальном или духовном благе. Однако такие действия, осуществляемые вопренки действующему праву, не порождают тех результатов, к котонрым стремится правонарушитель. Незаконными действиями нельзя приобрести право собственности на вещь или животное. Правонарушитель владеет ими неправомерно, поскольку нарушил право собственника и основанные на этом праве абсолютнные правоотношения. Поэтому объектом противоправных дейнствий признаются общественные отношения, охраняемые пранвом, а не сами вещи, животные и иные блага, по поводу которых люди вступают в конкретные отношения.
Вредоносное воздействие на объект правоотношения оказынвают действия правонарушителя, которые составляют четвернтый элемент правонарушения Ц его объективную сторону.
Противоправное действие как акт волевого поведения деликтоспособного лица может выражаться в форме активного дейстнвия (грабеж, выход на работу в нетрезвом состоянии, нарушение правил дорожного движения) или же бездействия (халатность, невыход на работу, утеря паспорта). Бездействие считается пронтивоправным в случаях, когда обязанность активного действия вытекает из договора, из предыдущих действий лица, из професнсиональной или служебной обязанности.
Противоправное деяние в абсолютном большинстве случаев представляет собой акт самого правонарушителя. Однако в крайне редких случаях оно может быть совершено действиями других лиц. Преступления, совершенные под физическим приннуждением, рассматриваются как действия самого преступника. Лицо, действовавшее под принуждением, выступает в качестве орудия преступления, а не его субъекта.
Противоправные деяния всегда понимаются как выраженные вовне какие-либо акты поведения человека. Внутренний мир, его мысли, чувства, переживания, не проявившиеся в конкретнном поведении, для государства не существуют. Объективная сторона правонарушений может состоять тольнко из противоправных действий.
Однако для признания ряда правонарушений помимо противоправности деяния требуется наличие материального или монрального вреда, либо причинение вреда здоровью человека, окнружающей природе, животному или растительному миру.
В каждом правонарушении, где требуется наступление вреда, необходимо также наличие причинной связи между противонправным деянием и наступившим вредом. Такая связь означает, что вредоносные последствия с объективной необходимостью порождены именно данным деянием, а не какими-то его отданленными последствиями.
Санкция, как и норма права в целом, представляет собой рензультат правотворческой деятельности государственного органна, тогда как правонарушение Ц акт деятельности гражданина и иных лиц. Бесспорно, без соответствующей нормы права и ее санкций, правонарушение не может существовать, но это обнстоятельство не означает того, что в конкретное деяние человенка или организации нужно включать нечто чуждое, не присущее ему, стоящее над ним. Иначе нарушается один из основных принципов научного познания, требующий рассматривать предметы, явления такими, какими они существуют реально, без приписывания не присущих им качеств и элементов.
В теории права правонарушения делятся на два вида Ц пренступления и проступки. В основе классификации лежит преднставление законодателя о степени общественной опасности деянния для общества, государства и личности.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федеранции признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказанния. Таким образом, степень общественной опасности противонправных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологиченских представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоянтельств.
Как особый вид правонарушений преступления характеринзуются следующими признаками:
1) Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общенственные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражнданина, собственность и экономические основы общества и гонсударства, государственная власть, правосудие, порядок госундарственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред животнному и растительному миру, природным ресурсам.
2) По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. К преступлениям небольшой тяжести относятся деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы. Наказание за преступление средней тяжести не превышает пяти лет лишения свободы, а тяжкого преступления Ц десяти. УК РФ относит к категории особо тяжнких преступлений деяния, за которые предусматривается наканзание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизненнное лишение свободы.
3) Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерченские организации не привлекаются к уголовной ответственнонсти. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руковондством и при непосредственном участии которых были осущенствлены подобные деяния.
4) Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступнлением, содержится только в одном федеральном законе Ц Угонловном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.
Составы проступков закрепляются в гражданском, админинстративном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида Ц административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношенний, нарушаемые соответствующими проступками, а также спонсобы применения за них санкций. Так, административные пронступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматринваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.
Административный проступок Ц это противоправное винновное деяние, посягающее на государственный или общественнный порядок, собственность, права и свободы граждан, устанновленный порядок управления, за которое действующее законнодательство предусматривает административную ответственнность. Примерами административных проступков являются нанрушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на окружающую принродную среду, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности и др.
Характерная особенность административных проступков занключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными линцами, которые принимают решение о применении к нему санкнций. Административные проступки рассматриваются специальнно созданными органами Ц административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами госундарственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными орнганами и др. Там, где правонарушитель привлекается к ответстнвенности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок.
Субъектами административных проступков могут быть гранждане и должностные лица. Последние подлежат администрантивной ответственности за административные проступки, свянзанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного поряднка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполненния которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юриндические лица Ц предприятия, организации, учреждения Ц за допущенные ими нарушения законодательства об охране окрунжающей природной среды.
Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавлинвающие тот или иной режим деятельности.
Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соотнветствующего предприятия, организации, учреждения. В случанях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлеченнии к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.
Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные деянния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным ненимущественным благам: чести и достоинству человека, его денловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.
Ведущим принципом гражданского права является требованние полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, вленкущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских донговоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.
В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.). Монральный вред может и не влечь материальных утрат, как, нанпример, в случае распространения каких-либо позорящих челонвека сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако сонвременное гражданское законодательство Российской Федеранции признает возможным возмещать его в денежной форме. Коннечно, такое возмещение носит практически чисто символиченский характер и служит больше целям наказания правонарушинтеля, нежели реального возмещения морального вреда.
Субъектами гражданских правонарушений могут быть гражндане и юридические лица, действовавшие виновно и противонправно. Однако, как уже говорилось ранее, в гражданском праве допускается ответственность и без вины владельца источника повышенной опасности.
Государство, государственные органы не могут благодушно взирать на все случаи нарушения установленной ими законнонсти, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные норнмы права своим лправом╗ и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстанонвить нарушенные права и заставить правонарушителя действонвать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать пронтивоправные деяния, выступает юридическая ответственность.
Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность харакнтеризуется тремя специфическими признаками:
1) представляет собой вид государственного принуждения,
2) единственным осннованием применения ответственности выступает правонаруншение;
3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом привондится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер-офицерской вдове, лкоторая сама себя высекла╗. Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической деянтельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотреннных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и приннуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответнствующими государственными органами.
Так, лицу, совершившему административное или гражданнское правонарушение, дастся возможность добровольно исполннить меру государственного принуждения Ц заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако, если такие действия не бундут совершены к определенному сроку, то принудительные менры будут проведены судебным исполнителем, или иным органном. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения приговонра.
Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В механнизме правового регулирования властно-организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений отндельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в материальных благах при наличии экстремальнных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным дейнствующим законодательством.
В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, можно назвать слендующие:
1) реквизицию имущества, изымаемого у собственнинков по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;
2) меры, проводимые в профилактиченских, предупредительных целях (проверка документов у водитенлей транспортных средств, надзор за состоянием противопонжарной безопасности на предприятиях, в организациях и учренждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);
3) принудительные меры применяемые в целях пресечения пронтивоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принудинтельные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии ненвменяемости; истребование собственником имущества у добронсовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).
Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное винновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профинлактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и поэтому спранведливо не рассматриваются как вид юридической ответственнности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юриндической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страндающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, угонловное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственнность в общем порядке.
Не несет юридической ответственности и добросовестный приобретатель, поведение которого с точки зрения законности является безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя. Добросовестный приобретантель лишается только имущества, которым он незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных мер к нему не применяется. Между тем, юридическая ответственность характеризуется не только требованием государства реально исполнить обязанность, но и возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей, которых бы он не имел, действуя правомерно.
Применение ответственности всегда характеризуется отрицантельными последствиями для правонарушителя. Такие последнствия могут быть психологическими, имущественными или орнганизационно-правовыми.
Психологические меры выражаются в осуждении государстнвом поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выранжается в признании его виновным в совершении противоправнного деяния и определении ему конкретной меры ответственнонсти, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами псинхологического порядка Ч предупреждением, объявлением заменчания или выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях правонарушителем данных мер и самого факта привлечения к юридической ответственности. В то же время его имущественные и иные права остаются неизменными, такими, как они сложились до принятия решения о применении ответстнвенности.
Лишения имущественного плана, которые вынужден претернпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штранфа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение спенциального права, лишение права занимать определенные должнности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.
Суть юридической ответственности как лишения, ограниченния прав и интересов правонарушителей состоит в их штрафном характере. Лицо не имело бы этих последствий, если бы его дейнствия были правомерны. Благодаря применению юридической ответственности правонарушитель не только ничего не приобнретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравненнию с благом, приобретенным незаконным путем.
Лишения штрафного, карательного порядка, которые вынунжден претерпевать правонарушитель, применяются к нему в ценлях его перевоспитания, развития в его сознании установок на правомерное поведение неукоснительное следование дейстнвующим нормам права. И, как показывает практика борьбы с правонарушениями и преступлениями, юридическая ответстнвенность по-прежнему остается наиболее эффективным средстнвом воздействия на правонарушителей. Попытки их исправленния мерами общественного воздействия путем передачи на понруки трудовому коллективу не дали ожидаемых результатов, и ныне действующий УК не предусматривает этого способа иснправления и перевоспитания правонарушителей.
Юридическая ответственность применяется в рамках специнального правоохранительного отношения которое возникает между компетентным органом государства и правонарушитенлем. Это отношение носит властно-распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:
1) являться по их вызову;
2) участвовать в мероприятиях, провондимых в процессе сбора доказательств совершенного правонанрушения;
3) надлежащим образом исполнить примененную санкцию.
Таким образом, юридическая ответственность Ч это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.
В механизме правового регулирования юридическая ответстнвенность выполняет три функции Ц общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.
Устанавливая санкцию нормы права, государственный орган воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложенной обязанности. Угронза наступления такой ответственности может усиливаться эфнфективной деятельностью государства по выявлению правонанрушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции нормы к конкретным лицам, осознание реальности юридической ответственности выступает действенным предунпредительным средством, удерживающим большую часть насенления от правонарушений. В этом и заключается общепревеннтивная функция юридической ответственности.
Часстнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение, которое возникает между орнганом государства и правонарушителем завершается принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать правонанрушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может свондиться к неоправданной жестокости наказания. Голыми репреснсиями государству никогда не удавалось достичь всеобщего и беспрекословного законопослушания. Современное законодантельство требует от правопременителя учитывать и тяжесть сонвершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму его вины.
Правовосстановительная функция юридической ответственнности направлена на восстановление нарушенного права и полнное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и возложенные на него обязанности.
Законодательство допускает также замену реального исполннения обязательства денежной и иной компенсацией.
Обязанность компенсировать вред, причиненный неправонмерными действиями, полностью распространяется на государнство и его органы. Граждане, пострадавшие от незаконных дейнствий государственных органов и должностных лиц, имеют пранво требовать от государства полного возмещения причиненного материального ущерба. Так, государство наиболее часто возмещает вред, причиненный гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незанконным содержанием под стражей и по некоторым другим осннованиям.
При определении способов исполнения обязательств правоннарушителем в первую очередь учитываются права управомоченных лиц, возможность наиболее полного удовлетворения их интересов в максимально короткие сроки и надлежащим обранзом. В любом случае положение правонарушителя не должно улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего исполнения каких-либо своих обязательств. Понятно, что не всякий вред, причиненный правонарушениями, можно восполннить или компенсировать. И, тем не менее, правовосстановительная функция органически дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.
Юридическая ответственность может служить не только ценлям укрепления законности и защиты нарушенных прав и свонбод граждан и иных лиц. В руках государства она легко может превратиться в легализованное средство расправы и массовых репрессий. Государство, его органы, пытаясь искоренить правоннарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых слунчаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы юридическая ответственность не превращанлась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за конторой реакция на правонарушение предстает новым правонанрушением. В числе основных принципов юридической законнонсти чаще всего называют следующие принципы:
1) законности;
2) обоснованности;
3) справедливости;
4) неотвратимости юридической ответственности;
5) презумпции невиновности;
6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;
7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.
Принцип законности юридической ответственности означанет, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законодантельства и не выходит за пределы его требований, смысла и ценлей.
Ответственность применяется только за совершенное правоннарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения уголовноправовых и иных санкций. Современное демократическое государство отвергает ответственность по мотивам социальной опасности лица либо иным основаниям объективного вменения. Оно также последонвательно придерживается принципа неприменения закона, устаннавливающего запреты, к деяниям совершенным до его вступнления в законную силу. Придание обратной силы закону в даннном случае означало бы наказание лиц за действия, которое в момент их совершения были правомерными или юридически нейтральными.
Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом все уголовные дела и значительнная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод челонвека является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на раснсмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности котонрых оно отнесено законом. Действующее законодательство дентально регламентирует вопросы компетенции судебных органнов, их территориальной и персональной подсудности. И эти положения должны неукоснительно соблюдаться. Конституция РФ также закрепляет право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предунсмотренных федеральным законом. Однако этим конституционнным правом значительная часть обвиняемых пока что воспольнзоваться не может из-за отсутствия федерального закона и нанзванных судов у большей части субъектов РФ.
Исследование обстоятельств совершения правонарушения, применение и реализация санкции осуществляются в строгом соответствии с действующим процессуальным законодательством с соблюдением предусмотренных им процессуальных дейнствий, гарантирующих объективное и всестороннее рассмотренние дела и вынесение обоснованного решения.
Избранная мера ответственности правонарушителя огранинчивается пределами санкции нарушенной нормы. При опреденленных условиях она может назначаться и ниже низшего преденла. Однако более строгое наказание, чем предусмотренное санкнцией нарушенной нормы, может назначаться только по совонкупности правонарушений в порядке и на основаниях, установнленных законом.
Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоянтельств дела. Реализация данного принципа означает, что:
1) собранные по делу обстоятельства соответствуют действинтельности;
2) противоправное деяние и связанные с ним обстоянтельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;
3) по делу выявлены обстоятельнства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.
Важной гарантией обоснованности ответственности выстунпает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно котонрому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное законодательство и другие законы детально опнределяют порядок деятельности органов государства и должнонстных лиц в процессе сбора и анализа доказательств по делу. И во всех случаях, когда установленный законом порядок не был соблюден, полученные доказательства не могут использоваться при принятии решения по делу.
Справедливость юридической ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами гражнданского общества меры, примененной государственными органнами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов законнности и обоснованности. Если мера ответственности была принменена с нарушением закона или без выяснения всех обстоянтельств дела, установления истины, то она не может признанваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процеснсе правоприминительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесеннонго решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости юриндической ответственности имеет самостоятельное значение.
Справедливость юридической ответственности, в частности, означает, что:
1) нельзя назначать меры уголовного наказания за административные и иные проступки;
2) юридическую ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;
3) наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяженсти совершенного правонарушения. Нарушение этого требованния справедливости означает и незаконность самого решения.
Конечно, в обществе, характеризующемся противоречивыми интересами и правовыми взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться различным образом. Решение, которое одной частью населения может признаваться справеднливым, порой оценивается прямо противоположным образом другой частью населения. Поэтому критерием справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью населения, сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего обнщества или большинства его членов.
Принцип неотвратимости ответственности означает, что люнбое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному наканзанию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Вонпрос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным.
Осуществление принципа неотвратимости наказания являетнся необходимым условием эффективности юридической ответнственности, обеспечения действенности ее функций. Неотвратинмость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления и административные проступки, изобличать их в противоправнных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справеднливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству.
Остаются нераскрытыми чаще всего наиболее тяжкие, особо опасные преступления. Государство пока что не может поконнчить полностью с деятельностью преступных организаций, спенциализирующихся на кражах, продаже наркотиков, совершении заказных убийств и других преступлениях. Имеются также слунчаи, когда правонарушения, совершенные должностными лицанми и ставшие достоянием гласности, остаются безнаказанными.
Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негативнных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неотнвратимости наказания.
Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности Ч презумпции невиновности.
В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняенмый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральнным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Доказывание вины возлагается на специальнные органы государства: органы предварительного следствия и дознания, прокуратуру. При этом обязанность доказывания ненвиновности нельзя перекладывать на подозреваемого и обвиняемого. Ибо обвинение, положенное в основу приговора, должно быть основано на доказанных, а не предположительных фактах, а признание виновности обвиняемого подтверждено бесспорными и объективными доказательствами.
Презумпция невиновности распространяется и на сферу аднминистративных и дисциплинарных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не монжет признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении аднминистративного или дисциплинарного проступка.
Важнейшим принципом юридической ответственности, принзванным обеспечивать реальное действие презумпции невиновнности, является право на защиту и квалифицированную юридинческую помощь.
Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, привондить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользонваться квалифицированной юридической помощью. В соответнствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, занключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступленния имеет право пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кроме того, если обвиняемый не имеет достаточных средств, но желает пользоваться услугами адвоката, то такая помощь ему предоставляется бесплатно. Аналогичным правом обладают и лица, привлекаемые к ответнственности за совершение какого-либо проступка.
Важнейшим принципом юридической ответственности, нанправленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения - лне дважды за одно╗. Суть принципа выранжается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется встунпившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица.
Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, приговонренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном слунчае применяются два вида санкций: штрафная Ц в виде лишения свободы и правовосстановительная Ц в виде обязанности вознместить материальный ущерб. Примером противоправного деянния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.
Сообразно видам правонарушений в теории права выделяют четыре вида юридической ответственности: уголовную, админинстративную, дисциплинарную и гражданскую.
Уголовная ответственность применяется за нарушение запрентов, предусмотренных УК РФ. Поскольку преступления преднставляют собой наиболее опасные для общества деяния, то и меры наказания за них устанавливаются наиболее строгие. Дейнствующий УК РФ устанавливает 12 видов наказаний:
1) штраф, т.е. денежное взыскание, назначаемое в размере от двадцати пянти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года;
2) лишение права занинмать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет;
3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
4) обязательные работы, назнанчаемые осужденному и выполняемые ими бесплатно в свободнное от основной работы или учебы время;
5) исправительные работы на срок от двух месяцев до двух лет;
6) ограничение по воинской службе;
7) конфискация имущества;
8) ограничение свободы, т.е. нахождение осужденных в специальном учрежденнии без изоляции от общества;
9) арест на срок от одного до шести месяцев;
10) содержание в дисциплинарной воинской часнти;
11) лишение свободы на срок от шести месяцев до двадцати лет;
12) пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.
Привлечение лица, виновного в совершении преступления, осуществляется в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), которым детально регламентированы все процедуры, связанные с возбуждением уголовного дела, раснследованием преступления и вынесением приговора. УПК РФ определяет права и обязанности обвиняемого, подсудимого и осужденного, потерпевшего и других участников процесса, а также правомочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, порядок проведенния отдельных следственных действий и оценки полученных донказательств.
Единственным органом, управомоченным привлекать виновнных лиц к уголовной ответственности, является суд. Иные госундарственные органы не могут осуществлять правосудия и соотнветственно рассматривать уголовные дела.
Осужденный, несогласный с приговором, имеет право на его обжалование в вышестоящий суд, а также на прошение о поминловании или смягчении наказания. Помилование осуществляетнся Президентом РФ. Отношения уголовной ответственности прекращаются отбытием наказания либо освобождением от нанказания по амнистии или по указу Президента РФ о помилованнии.
Административная ответственность применяется за правонанрушения, предусмотренные законодательством об администрантивных правонарушениях. В отличие от УК РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех состанвов административных правонарушений, которые могут устаннавливаться и другими актами.
За совершение административных правонарушений устанавнливается 7 видов административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом админинстративного правонарушения;
4) конфискация предмета, явивншегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного гражданину;
6) исправительные рабонты на срок до двух месяцев;
7) административный арест на срок до 15 суток.
Порядок производства по делу об административном правоннарушении регламентирован Кодексом РФ об административнных правонарушениях. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, являнется достаточно широким. В него входят суды, административнные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонанрушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.
Постановление по делу об административном правонарушеннии может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Отношения административной ответственности прекращаются исполнением взыскания. Лицо считается не поднвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершит новонго административного правонарушения.
Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется КЗоТ РФ, уставами о дисциплине и другими нормативно-правовыми актами. Согласнно ст. 135 КЗоТ РФ за нарушение трудовой дисциплины применняются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий вынговор и увольнение. Последняя мера может применяться за наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, в том числе: 1) за систематическое неисполнение работником без уважительнных причин трудовых обязанностей, 2) прогул, 3) появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токнсического опьянения; 4) совершения по месту работы хищения. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут предусматриваться и иные дисциплинарные взыскания.
Порядок применения дисциплинарного взыскания достаточнно обстоятельно регламентируется законодательством. Ибо все принципы юридической ответственности действуют и в сфере дисциплинарной ответственности. Должностное лицо, разрешая дело о дисциплинарной ответственности конкретного работнинка, должно быть уверено в том, что оно установило по делу истину, собрало необходимые доказательства, а принимаемое реншение является справедливым.
Законодательство устанавливает достаточно короткие сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно может применняться непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или пронверки финансово-хозяйственной деятельности Ц не позднее двух лет со дня его совершения. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однанко к правонарушителю могут применяться и иные меры принуждения, не являющиеся дисциплинарным взысканием. Так, ранботник одновременно с выговором может быть лишен полнонстью или частично ежемесячной или квартальной премии.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарнному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплиннарному взысканию.
Гражданская ответственность преследует иные цели, нежели уголовная, административная и дисциплинарная. Она применяется, прежде всего, для восстановления нарушенных прав гражндан, иных лиц в случаях неисполнения должниками своих обязантельств по договору или вследствие причинения вреда. Должнник, не исполнивший или ненадлежаще исполнивший обязантельства по договору, обязан возместить кредитору убытки, в которые входят расходы кредитора, реальный ущерб и упущеннная выгода. По определенной части обязательств на должника, не исполнившего обязательств, может возлагаться обязанность выплачивать штрафные санкции в виде неустойки.
Правовосстановительные цели преследует и ответственность за вред, причиненный личности либо имуществу гражданина или юридического лица. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинивншим. В отдельных случаях, предусмотренных законом или догонвором, может устанавливаться обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда.
Однако гражданское право знает и карательные санкции. Это конфискация, штраф и отказ в защите субъективного гражданнского права. Конфискация имущества применяется в качестве одной из санкций за нарушение гражданского законодательства и, в частности, за совершение сделок с целью, противной оснонвам правопорядка и нравственности. Штрафные санкции (штраф, пеня) применяются к правонарушителям независимо от убытков, понесенных стороной потерпевшей в договоре, и вынплачиваются потерпевшему. Отказ в защите субъективного гранжданского права применяется в случаях злоупотребления пранвом управомоченным лицом.
Гражданская ответственность возникает с момента неисполннения обязательства в установленный срок или исполнения неннадлежащим образом. Обязательства вследствие причинения вреда возникают с момента его причинения. Характерная осонбенность гражданской ответственности состоит в том, что она может исполняться правонарушителем добровольно, без применнения мер государственного принуждения. И лишь в случае конфликта между участниками гражданского правоотношения к его разрешению подключаются государственные органы.
Гражданские дела рассматриваются общими или арбитражнными судами, а в некоторых случаях и иными государственнынми органами по заявлению участника правоотношения или понтерпевшего. Рассмотрение гражданского дела основывается на принципе диспозитивности предоставляющем сторонам право самостоятельно распоряжаться своими материалами и процеснсуальными правами. Возбуждение гражданского дела, опреденление предмета и основания иска, обращение к исполнению реншения суда зависят от волеизъявлений истца. Заключение миронвого соглашения определяется волей обеих сторон, а признание иска волей ответчика. В компетенцию суда входит оценка преднставленных сторонами доказательств и принятие решения.
Необходимым условием для применения гражданской ответнственности является вина, за исключением случаев причинения вреда источником повышенной опасности. Гражданская ответнственность завершается восстановлением нарушенного права.
1) Сырых В.М. / Теория государства и права. / Москва, издательство лБылина╗, 1998г.