ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ПАДАЛКО С.А.
ПРИНЯЛ: ОРФИНСКИЙ В.П.
УКРАИНСКОЕ БАРОККО
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нём поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины[2], воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане это базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для многочисленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и другим типам зданий дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.)
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины теперь они становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип древнерусской планировки радиально-порядковой, носившей живописный характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания высокая башня, необычная по форме на верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII начала XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко, «подлинный шедевр национального архитектурного стиля»[8]. Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.»[9]
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской архитектуры, а остальные к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора)
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского зодчества трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с капеллами[11] по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане, играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад с портиком[12] и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин мастер того направления позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры собор святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания, венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями» типичными для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий конического и четвёртый коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных[13] карнизах и очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные керамические коринфские капители[14] имеют 154см в высоту и 140 в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется и на вечность оная звонница стоять будет»[15].
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.
Из построек Киева, периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ешё в начале XVIII в. в 1744-1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И.Стобенский и С.Стобенский).
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающемся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и золотых капителей и деталей декора.
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры). Также как и Андреевская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей «командой» группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят большое здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса подчёркивают сплошным рустом[16] его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной «баней» и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лаврскими мастерами И.Горохом, И.Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру архитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко с пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)
Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе художественной выразительность ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный ещё для градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий
Барокко это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый стиль украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.
1. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. Киев.: Будивэльнык, 1989. стр. 32-49.
2. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. Москва.: Стройиздат, 1984.
3. Советский энциклопедический словарь.
4. Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. -Киев.: Будивэльнык 1986. стр.261-337.
5. Архитектура Украинской ССР. Том 1. Москва. 1954.
[1] Пилястра (ит.) плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обычно обработанный по трёхчастной схеме опоры того или иного ордера ( с основной частью, базой или капителью).
[2] Левобережье, Слобожанщина исторические названия частей Украины
[3] Экспансия расширение сферы господства
[4] Костёл польское название католического храма
[5] Базилика здание, разделённое продольными рядами колонн или столбов на несколько частей
[6] Аркбутан (фр.) наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа внешним опорным столбам контрфорсам.
[7] Сандрик небольшой карниз над дверью или окном, иногда опирающийся на два кронштейна.
[8] Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков. С. 106.
[9] Там же. Стр. 129.
[10] Барабан венчающая часть здания цилиндрической или многогранной формы, несущая купол или многогранный сомкнутый свод; световой барабан имеет оконные проёмы.
[11] Капелла католическая часовня.
[12] Портик галерея или вход в здание, у которых хотя бы одна из продольных сторон представляет собой открытую колоннаду.
[13] Раскреповка небольшой выступ или излом линии фасада, карниза и т.п. по горизонтали.
[14] Капитель головная часть колонны, пилястры или столба.
[15] Клессо С.К. Киево-Печёрская лавра. стр.84.
[16] Руст отдельный декоративно обработанный тёсаный камень в форме прямоугольного параллелепипеда в стене