Среднеобразовательная
Школа №1937
Реферат по географии
на тему:
лИндия. Проблемы и пути их решения╗
Выполнил ученик 11 класса
Лифанов Роман
Москва 1998 г.
Государственный строй Индии
Понятие государственного строя, как известно, включает две составнляющие: форму правления и форму административно - территориальнного устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много понлитиченских и социальных проблем связано с их установлением.
В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В тенчение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавнляемого Великобританией.
В соответствии с конституцией страны, приннятой в том же году, сонстоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха"). Главой гонсударства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обянзан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, котонрая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией нензависимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".
История становления административно - территориального устройнства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в данлекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальнной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной разндробнленности.
В эпоху британского владычества территория современной Индии сонстояла как бы из двух административно-территориальных часнтей. Пернвую из них представляли восемь провинций, составлявших так назынваемую "Британскую Индию". Это были крупные территориальные обнразования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бинхар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть обнранзовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимонсти от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные поменщичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населенния, что препятствовало нанциональной консолидации народов Индии.
Поэтому еще с конца 19 века одним из требованний нараставшего нанционально-освободительного движения стала ликвиндация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальнному) принзнаку. Наиболее последовательно они поддерживались парнтией "Инндийский национальный конгресс", но, придя к власти, эта парнтия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отноншениями в стране. Поэтому административно-территориальные ренформы осущенствлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.
На первом этапе (1947 - 1956) основной административно -территонриальной единицей Инндии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделянлись на четыре группы (категории). В группу "А" вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы влансти и управляющиеся губернаторами. В группу "В" вошли бывшие княженства и союзы княжеств, во главе котонрых стояли так называемые раджнпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утвернждением их президентом. К группе "С" были отнесены образованные из бонлее мелких княжеств так называенмые "комиссарские" штаты, управнляющиеся комиссарами или лейтеннант - губернаторами, к группе "Д" - Анданманские и Никобарские остнрова.
На втором этапе, который начался в 1956 году, произошли более радинкальные изменения в направлении укрупнения сетки административно - территориального деления и формирования более однородных в нанционнальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Южнной Индии, несколько меньше - в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штантов, сформированнных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был пределен статус нескольких союзных территорий, управнление которыми находилось в ведении президента Индии.
Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по терринтории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури, Минзор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Обнразование подобных <малых> штатов, в большинстве своем вынросших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.
Современная Индия - федеративное государство (по конститунции - союз штатов). В него входят 25 равноправных штатов и понмимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты преднставляют собой крупные административно- территориальные обнразования, в основе которых лежит языковая общность населенния. Это значит, что границы штатов более или менее точно совнпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует <свой> народ.
Союзные территории - небольшие административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно ценнтральным правительством. К ним относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Понндишери), бывших португальских колоний Даман и Диу и не котонрые другие.
Наиболее крупные народы Индии и ареалы
их распространения (по штатам)
Народы |
Штаты |
1 Хиндустанцы |
Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш Харьяна |
2 Бихарцы |
Бихар |
3 Бенгальцы |
Западная Бенгалия |
4 Телугу (андхра) |
Андхра-Прадеш |
5 Матархи |
Махараштра |
6 Тамилы |
Тамилнад |
7 Гуджаратцы |
Гуджарат |
8 Каннара |
Карнатака |
9 Малаяли |
Керала |
10 Ория |
Орисса |
11 Пенджабцы |
Пенджаб |
12 Раджастханцы |
Раджастхан |
13 Ассамцы Ассам
Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до ╜ в Джамму и Кашмире, но этот принцип сонблюдается всюду.
Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собранние и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и должнность губернатора, назначаемого президентом страны. Если презиндент временно вводит в том или ином штате президентское правнление, то оно от его имени осуществляется губернатором.
Административно-территориальное деление Индии не является изменным. Время от времени в него вносятся отдельные коррекнтивы хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать что между отдельными штатами существуют взаимные территоринальные претензии, обычно касающиеся небольших, но экономиченски важных районов.
Но главный административно-территориальный конфликт Инндии, имеющий очень большое политическое звучание, связан с Кашмиром. При разделе бывшей британской Индии на два госундарства Индия и Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмирнское княжество. После посылки <добровольцев> и вспышки вооруженных столкнонвений между двумя странами было принято компромиссное решенние о разделе Кашмира, 2/3 которого вошли в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые разногласия по кашнмирскому вопросу уже приводили к индо-пакистанской войне, конторая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти разногласия останются и поныне. Индия считает, что кашмирский вопрос уже решен уже окончательно, тогда как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума - в расчете на то, что преимущественно мусульманское население штата выскажется за присоединение к Пакистану. Существует и проект создания, точнее возрождения, независимости Кашмира.
Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует таблица
Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах
Годы
|
Численность Населения в млн. чел. |
Прирост за 10 лет |
Средненгодовой Прирост, В %
|
Рост по отношен. К 1901 г. В % |
|
В млн. Чел. |
В % |
||||
1901 238,4 - - - -
1911 252,1 +13,7 +5,75 0,56 +5,8
1921 251,3 -0,8 -0,31 -0,0З +5,4
1931 279,0 +2б,7 +11,00 1,04 +17,0
1941 318,7 +39,7 +14,22 1,33 +33,7
1951 361,1 +42,4 +13,31 1,25 +51,5
1961 439,2 +78,1 +21,51 1,96 +84,3
1971 548,2 +109,0 +24,80 2,20 +159,9
1981 683,3 +135,1 +24,66 2,22 +186,6
1991 843,9 +160,6 +23,50 2,11 +254,0
Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов ненсложных расчетов. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютнный и относительный рост его за отдельные десятилетия был донвольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бранзилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.
В результате подобных темпов роста в 1991 году население состанвило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. женнщин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.
Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии пронисходит демографический взрыв. В самом деле,
при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а кажндый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравннению с предшествующими периодами.
Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увелинчило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину насенления страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю стронить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии приндавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальнной программы планирования семьи в качестве официальной гонсударственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда нанчалось выполнение первого пятилетнего плана развития народнного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права женнщин.
Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традицинонной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозуннгами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По- времени завондить втонрого ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планиронвания семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>, <Два ребенка - достаточно!> и т. п. С помощью таких программ правительство раснсчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воснпроизводства населения, а в ХХ1 веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.
Политика планиронвания семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандинстские, медицинские, административно-правовые и другие менры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занинмающиеся преимущественно его координационно- административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распронстранении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточнных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное возннаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.
Другая очень важная мера - повышение возраста вступнления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женнщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответснтвенно до 23 и 17 лет, а в дальннейшем для женщин - до 18 лет. В седьнмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти прогнраммы были теснее иннтегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.
Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидентельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется прежде всего тем, что проведение демонграфической полинтики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних трандиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жинтенлей, различных семейных обрядов.
Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев останется огранинченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женнихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а занчастую и невозможным денлом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителянми, которые стремятся обеспечить перендачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родитенлям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предлонжат ему на выбор ненсколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандиндатур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые понлосы брачных объявлений.
Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешинтельными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие пронгнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.
Религиозный состав населения Индии
Религиозный состав населения Индии весьма сложен. Народы этой страны исповедуют индуизм, мусульманство, христианство сикнхизм, буддизм, джайнизм, местные традиционные верования. Ренлигия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на всю жизнь общества.
Наиболее распространнен в Индии индуизм.
(Индусами часто нанзывают всех жителей Индии, тогда как в данном случае правильнее употнреблять слово <индийцы> - собирательный термин, обонзначающий всех граждан этой страны. Слово же <индус> (искаженная форма от <хинду>) следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.)
Его исповедуют более 80% жителей страны. Индуиснты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.
Религия индуизма сформировалась в древнней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма, и в первую оченредь в <Бхагават-гите> а также в таких эпических произведениях, как <Махабхарата> (18 книг) и <Рамаяна>, посвященная подвигам Рамы.
В релингии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.
Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.
Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других. Впрочем культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.
Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда животнных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священнными считаются и некоторые растения, например лотос. Свянщенна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищенния - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где бенрега Ганга облицонваны каменными ступенями, заполненными прибывшими для очинщения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого правонверного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень монлоды. Хотя эти запреты официнально отменены, большая часть населения продолжает их соблюндать.
Естественно, что все это оказывает очень большое влиянние на жизнь и быт индусов. Но без всякого сомнения, нанибольшее воздействие на них оказывает догмат индуизма, предусматриванюнщий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите). Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена, но оказанлась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описынвает это влияние востонковед-индолог Н. Р. Гусева.
Принадлежнность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают именна своим детям, обунчают их, сообщают им специальные знания, отправляют все ритунальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожнжению (а некоторые - погребению) - все это происходит и произнводится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и занпретов, создание которого предписываетнся богам, божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты регулирует их поступки и даже чувства. С детских лет челонвек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхарнмы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты диктует ей внутрибнрачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии - большая реднкость.
Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общестнва. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, котонрые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговнцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он созндал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала опнределяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изнменяясь на протяжении жизни десятков поконлений. Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. разнличных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения этот вонпрос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных иснточниках оценивается от 2 до 5 тысяч.
В сословно-кастовой сиснтеме индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкансаемых, или париев, к котонрой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в ненведомую темноту. Из этих остатков и вышли непнрикасаемые, котонрым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечиснтыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Инндуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четынрех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких ненприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек. Конститунция Индии в законодательнном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправнное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар> (<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено словом <хариджаны> (<дети Бога>), предлонженным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не меннее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государстнвенных служащих. До сих пор крайне редки браки между преднставителями высших и низнших каст.
Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобландают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Утнтар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобнладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено занконом.
Последователи стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Хринстиане живут главным образом в южнных штатах,- особенно в Керале и в Наганленде.
Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где принверженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в ХV веке. Как бы отражая геонграфическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. Нанпример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, денление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужнчины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>, что значит <лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на манкушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха являнется также киннжал.
Буддизм зародился в Северной Индии в серендине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его исповедует меннее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Понскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение жинвых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда пренобландали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовнщики. Этинческие предписания джайнизма включают обеты правндивости, сдернжанности, бесстрастности, строгий запрет воровнства.
Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитиченскую ситуацию в стране, приводя к почти не прекранщающимся релингиозным противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.
Кровавые столкновения между индуистами и мусульманнами на религинозно-общинной почве время от времени буквально понтрясают страну. Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разруншили в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит, чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Сонгласно преданию именно в Айодхье - и это описано в <Рамаяне> - правил царь Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция вынзвала вспышку идуистско-мунсульманских столкновений по всей стране и привела к гибели бонлее 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы подвергнлись нападению со стороны мунсульман. В штате Уттаррадеш было введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязаннонсти и потанкавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть крупные силы, вынступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до созндания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобнного движения стоит фундаменталистская <Бхаратия Джанатз парти> (БДП).
В Пенджабе религиозно-общинные распри осонбенно усилились после того как местные сепаратистские группинровки начали призынвать к отделению районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в гонроде Амритсаре - центре сикхизма, само название которого ознанчает <хранилище амриты> (божественного нектара). В октябре 1984 года двое военнослужанщих-сикхов из состава личной охнраны премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертнвой аналогичного покушенния стал сменивший Индиру Ганди на понсту премьер-министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспиринрован тамильскими националистами, действуюнщими на юге страны.
Городское население и крупнейшие города
Индии
Индия - страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре ченловеченской цивилизации. Но до середины ХХ века уровень урбаннизации в Индии оставался очень невысоким, что характеризовало её в основном как страну сельских жителей. Лишь во второй полонвине ХХ века он стал возрастать быстрее.
Рост городского населения Индии в ХХ веке
Годы переписей
|
Городское население В млн. чел. |
Доля городского насенления, в % |
1901 25,8 10,8
1911 25,9, 10,3
1921 28,1 11,2
1931 33,4 12,0
1941 44,2 13,9
1951 62,4 17,3
1961 78,9 18,0
1971 109,1 19,9
1981 159,5 23,3
1991 217,2 25,7
Несмотря на это, Индия и в начале 90-х годов относится к средне - урбанизированным странам. Тем не менее по общему числу горонжан она уступает только Китаю. Согласно некоторым прогнозам к 2000 году городское население Индии может достигнуть 360 млн. человек или 34 %.
Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа городов. В 1901 году их насчитывалось немнонгим более 1900, 1981 - 4000, а в 1991 году - 4700. В том числе больших городов 1961 году было 108, в 1981 году - 220, а в 1991 году - более 300. В них живет примерно 2/3 всех горожан. Если в 1901 году население более 1 млн. имела только Калькутта, с 1911 года этот рубеж превзошел также Бомнбей, а в 1951 году таких городов- <миллионеров> стало 5, то в 1981 году их число увеличилось до 12, а в 1991 году- до 23.
Внешний обнлик большинства городов Индии сложился еще в колониальный пенриод. Для них характерно сочетание двух частей - старой и новой. Старая часть обычно представляет собой традиционный восточный город с тесной застройкой и оживленной торговой деятельностыо, сосредоточенной на многочисленных базарах, при слабой функнциональной дифференциации торговли. Новую же часть образует так называемый <европейский город> с деловым и администрантивным центром и четко распланированными кварталами, коттеднжей западного стиля, предназначенных для чиновников колонинальной администрации.
Кратко познакомимся далее с четырьмя крупнейшими городами страны - Дели, Бомбеем, Калькуттой и Мадрасом.
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ИНДИИ С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 1 МЛН. ЧЕЛОВЕК В 1991 ГОДУ
Агломерация |
Число жителей в тыс. чел. |
Агломерация |
Число жителей в тыс. чел. |
Большой Бомбей 12572 Джайпур 1514
Калькутта 10916 Кочин 1140
Дели 8375 Компуттур 1136
Мадрас 5361 Вододара 1115
Хайдерабад 4280 Индаур 1104
Бангалор 4087 Патна 1099
Ахмадабад 3248 Мадурай 1094
Пуна 2485 Висакхапатнам 1052
Канпур 2111 Варанаси 1026
Нашпуур 1661 Лидхиана 1012
Лакнау 1642
Сурат 1517
Город Дели, расположенный на правом берегу реки Джамны, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII века - Делийского султаната, с начала ХVI века - империи Великих Моголов, с 1911 года - Британской Индии, с 1947 года - Индийского доминиона и с 1950 года - Республики Индии. В 1911 году населенние города составляло всего 214 тыс. человек, в 1941 году - 700 тыс, в 1951 году - 1,4 млн, в 1971 году - 3,6 млн, в 1981 году - 5,7 млн, а в 1991 году - почти 8,4 млн. человек. Главная функция Дели - политико-административная, столичная. В этом смысле город раснпространяет свое влияние на всю страну. Но Дели также является одним из крупнейших в Индии промышленных центров, транснпортно-торговых узлов, сосредоточением науки, культуры, обранзования, искусства.
По функциям и внешнему облику город четко подразделяется на Старый и Новый Дели.
Старый Дели или Шахднжаханабад, расположенный в излучине Джамны, особенно богат историческими и архитектурными достопримечательностями. Это прежде всего знаменитый Красный форт (Лал кила) - грандиозное сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Монголов. Это также крупнейшая в стране мечеть Джама-Масджид, построенная в середине XVII века, где хранятся такие мусульманнские реликвии, как глава Корана, по преданию написанная под диктовку пророка Мухаммеда. Это 70- метровая башня Кутуб-Миннар, воздвигнутая мусульманскими завоевателями в XII - XIII веках. Здесь же, на берегу Джамны, находится мемориальный музей линдера национально-освободительной борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного <Махатмой>, что значит <велинкая душа>. В январе 1948 года он погиб от пули фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджхате) состоялась его кремация. А примерно в километре отсюда в мае 1984 года была кремирована Индира Ганди.
Бомбей и своим географическим положением и основными историнческими вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он расположен на берегу Аравийского моря, на семи небольших остнровах. В 1534 году, после начала португальской колонизации, они были захвачены Португалией, но уже в 1661 году перешли к Англии - в качестве приданого португальской принцессы, вышедшей занмуж за английского принца, ставшего затем королем Карлом II. Постепенно острова стали застраиваться. Земляными перемычками их соединили сначала между собой, превратив фактически в один остров, а затем с берегом. Более быстрый рост города начался уже во второй половине ХIХ века, особенно после открытия здесь в 1851 году первой индийской хлопчатобумажной фабрики. Совренменный Бомбей - самый большой по населению город Индии. В пределах Большого Бомбея живет 12,5 млн. человек; это обеспечинвает ему шестое место в мире после Мехико, Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорка и Шанхая. Бомбей также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко преднставлены как отрасли тяжелой, так и традиционной легкой пронмышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и ее главный морнской порт, обеспечивающий до 2/3 всей внешней торговли, главный финансовый центр, крупный центр науки и культуры.
Калькутта расположена в дельте Ганга, на правом берегу одного из его рукавов - Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Еще до принхода англичан в этом месте, откуда начинаются важные пути в глубь Индии, располагались фактории португальцев, голландцев, датчан. Калькутта же была основана в 1690 году агентом британнской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех денревень одна из которых носила название Каликатта. Особенно бынстрый рост города происходил в 1773-1911 годах, когда Калькутта была столицей Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. При разделе страны в 1947 году на два доминиона и образования Восточного Пакистана (затем - Бангладеш) нарушились ее традицинонные связи с Восточной Бенгалией. Тем не менее Калькутта и в наши дни остается вторым после Бомбея промышленным и портонвым городом Индии и крупнейшим его культурным центром. При численности населения около 11 млн. человек Калькутта замыкает десятку крупнейших городов мира.
Мадрас был основан в 1639 году английскими купцами как форт Ост-Индской компании. Он протягивается почти на 20 км вдоль побережья Бенгальского залива, образующего здесь один из лучнших в мире пляжей - Марина. Мадрас более <индийский> город, чем другие крупнейшие города страны, контрасты между местной и европейской застройкой здесь выражены не так сильно. Заводы Мадраса выпускают автомобили, вагоны, велосипеды. Здесь нахондится крупнейшая в стране киностудия.
Сельскохозяйственные районы Индии.
В целом Индия имеет вполне благоприятные природные предпонсылки для развития сельского хозяйства. Для ее земельного фонда характерен чрезвычайно высокий (более 1/2 всей территории) уронвень распаханности. По общим размерам обрабатываемых земель она уступает только США. Агроклиматические условия на большей ее части благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (сумма активных температур 4000░ - 8000░ в год). Лимитирует лишь недостаток влаги. Вот почему в стране орошается 2/5 всех посевных площадей, и по общей площади орошаемых земель она лишь немного уступает Китаю.
Индия - страна древней землендельческой культуры, и ее сельское хозяйство имеет ярко выранженную растениеводческую направленность. Растениеводство - преимущественно трудоинтенсивное - дает более 4/5 всей стоимонсти сельскохозяйственной продукции, причем примерно такая же часть всей посевной площади занята продовольственными культунрами. Животноводство, несмотря на наличие самого 6ольшого в мире поголовья скота, развито гораздо слабее. Товарное скотонводство встречается довольно редко, а крупный рогатый скот иснпользуется главным образом в качестве тягловой силы на полевых работах. Что же касается размеров поголовья, то оно в значинтельной мере объясняется воззрениями индуизма, запрещающими убивать <священных> коров. В результате поголовье совершенно непродуктивного и неработоспособного беспородного скота исчиснляется десятками миллионов голов.
После завоевания независимонсти в стране произошли большие аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа, направленная на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и привела к укренплению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и воспольнзовалась плодами начавшейся в 60-е годы <зеленой революции>, увеличив тем самым социальное расслоение общества. Об успехах <зеленой революции> в Индии написано очень много. Действинтельно, она привела к тому, что валовой сбор зерновых в стране увеличился до 185 млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться от дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забынвать и о том, что такое самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне потребления зерна (230 - 240 на душу населения в год). То же относится и к душевому потреблению друнгих продуктов питания: мяса - 1,6 кг, животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг, молока -55 л, яиц - 24 штуки. Причем это средние показантели, которые не должны скрывать того обстоятельства, что 60 % населения Индии по-прежнему живет за официальной чертой бедности, в условиях постоянного недоедания и даже голода.
На этом общем фоне отдельные районы Индии сильно отличаются друг от друга как по природным условиям, так и по уровню товарности и характеру специализации, сельского хозяйства.
Наиболее благоприятна для земледелия Индо-Гангская низменнность, относительно благоприятны равнины и низменности на воснтоке и северо-востоке страны и менее благоприятны районы, раснположенные в центральной и южной частях Индостана. Исходя из основной специализации земледелия, в самом общем, генерализонванном виде в Индии можно выделить три главных района.
Первый из них - район с преобладанием посевов пшеницы, хотя здесь возделываются также рис, просо, хлопчатник, масличные культуры, сахарный тростник. Он расположен на территории штатов Пенджаб, Харьяна и Уттар-Прадеш. Хотя и меньше, чем в других, частях Инндии, здесь также выражены два основных сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) и зимний (раби). В летний сезон - главным источником влаги служат муссонные дожди, диктующие все оснновные сроки полевых работ, а в зимний, сухой сезон поля нужданются в искусственном орошении.
Роль основной житницы страны выполняет сравнительно небольшой по территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе значит <Пятиречье>. Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его территории охватывала бассейны пяти главных притоков Инда: Сатледжа, Биаса, Рави, Чиннаба и Джелама. Здесь были созданы самые крупные в стране оросительные системы. Но после раздела бывшей Британской Инндии основная их часть оказалась в пределах Пакистана. Поэтому в Пенджабе с самого начала большое внимание уделялось гидротехнническому строительству. Поэтому в 1948 - 1970 годах здесь на реке Сатледж был сооружен крупнейший в стране гидроузел Бханкра-Нангал, включающий ГЭС мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов общей длиной 4,5 тыс. км; с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено 1,5 млн. га земель. Затем были построены и другие гидроузлы и оросительные сиснтемы.
Ирригация способствовала тому, что именно в Пенджабе началась и в наибольшей мере проявилась (в условиях Индии) <зеленая революция>. Она охватила прежде всего преобладающие здесь хозяйства кулаков и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко применяющих также сельскохозяйственную техннику и минеральные удобрения. В результате доля Пенджаба в обнщеиндийском сборе пшеницы, которая выращивается в сезон раби, выросла до 40%. Значительно увеличились также сборы риса, длинноволокнистого хлопчатника, других культур.
Штат Харьяну можно назвать своего рода уменьшенной копией Пенджаба. Напоминает его и самый большой по населению штат Уттар-Прадеш - крупнейший производитель пшеницы, но также бонбовых и масличных культур, сахарного тростника, картофеля и овощей, лежащий уже полностью в пределах Гангской низменности.
Второй район - район с преобладанием понсевов риса, хотя наряду с ним здесь возделываются также сахарнный тростник, джут, просяные и масличные культуры, пшеница. Он занимает значительно большую площадь, чем пшеничный район, охватывая основную часть низменностей Ганга и Брахмапутры, восточную часть Деканского плоскогорья, а также Коромандельский и Малабарский берега Индостана. Но ядро его находится в пределах штатов Западная Бенгалия, Бихар, Орисса и отчасти Уттар-Прадеш.
Рис здесь возделывают уже на протяжении тысячелентий. Высевают его обычно в начале сезона хариф, когда стоит сунхая и жаркая погода с майскими температурами до 42 - 44░С. С нанступлением в начале июня муссонных дождей рисовые поля покрынваются водой, а уборку урожая производят уже осенью. Но при искусственном орошении, которое обеспечивается с помощью как крупных оросительных систем, так и колодцев (скважин), рис успешно выращивается и в сезон раби.
Третий сельскохозяйственный район Индии занимает основную часть Деканского плоскогорья. Он не имеет такой четкой специализации. Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и другие пронсяные, но также рис, пшеницу, кукурузу, из технических - коротнковолокнистый хлопчатник. Общий уровень сельского хозяйства, его урожайность и товарность
здесь значительно ниже, орошается только 1/7 посевных площандей. Даже хлопчатник выращивается не на поливных землях, хотя под его посевы используются преимущественно наиболее плодонродные темноцветные глинистые почвы на базальтовых покровах - регуры. Поэтому и урожайность хлопчатника в Индии составляет 26 ц/га, что значительно ниже среднемировой (55 ц/га), не говоря уже о США или Узбекистане. На Индию приходится 1/4 всех посенвов хлопчатника в мире, но по сбору хлопка она занимает лишь
четвертое место.
Кроме этих трех основных районов, в Индии можно выделить еще несколько более узко специализированных районов сельского хозяйства. Это, например, низовья Ганга в Занпадной Бенгалии, где фактически монокультурой служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке, которая еще в конце ХIХ века превратилась в один из крупнейших чаепроизводящих районов мира. Или Малабарское побережье - крупнейший поставщик коконсов, а также черного перца и других пряностей. В большинстве из них преобладает плантационное хозяйство.
Состояние окружающей среды в Индии
Состояние окружающей среды в Индии зависит от многих фактонров, среди которых следует, очевидно, выделить два главных: длительность сельскохозяйственного использования территории и быстрый рост населения.
Археологические и исторические данные позволяют выделить пять этапов в использовании территории этой страны: древнейший земледельческий (3 - 2-е тысячелетия до н. э.), скотоводческий, (1-е тысячелетие до н. э.), богарного земледелия (III век до н. э. - ХIV век), примитивного богарного и орошаемого земледелия, и более интенсивного орошаемого земледелия ( с сенредины ХХ века). В результате природа Индии подверглась очень сильной <переработке>, и ныне более 60% ее территории харакнтеризуется сильно и измененными антропогенными ландшафтами. Это всего орошаемые районы Пенджаба и Индо-Гангской низменнонсти, ландшафты речных долин и дельт, приморские аллювиальные равнины, пенепленизированные равнины Деканского плоскогорья, оазисы пустыни Тар.
Понятно, что демографический взрыв, пронисходящий во второй половине ХХ века еще более увеличил <нангрузку> на территорию. Естественная необходимость обеспечить почти 850 млн. человек пищей, дровами, пастбищами для 270 млн. голов крупного рогатого скота - больше и 120 млн. голов овец и коз имела прямым следствием денградацию многих природных ландшафтов, нарушение, а иногда и разрушение важнейших экосистем. К тому же они затронули пракнтически все компоненты географической оболочки.
Пожалуй, в наибольшей мере процессы такой деградации коснулись почвеннного покрова. Коррозия почвы - едва ли не главный бич земледельнческих ландшафтов Индии. Она охватила более половины тернритории страны, и в особенности сильно распаханные и обезлесенные Индо-Гангские равнины, Декан. Индийские ученые-аграрники, сонбрав данные специальных исследовательских станций подсчитали, что ежегодно в результате процессов водной и ветровой эрозии страна теряет более млрд. т. почвы. При этом некоторые участки станновятся полностью непригодными для земледелия, превращаясь в <бедленды>. К этому нужно добавить вторичное засоление и забонлачивание почв - главным образом в Пенджабе, штатах Уттар-Пандеш, Западная Бенгалия и других районах распространения иррингации, резко возросшее во второй половине текущего столетия зангрязнение почв пестицидами.
На западе Индии в Раджастхане, большую угрозу представляет собой опустынивание. В 3 - 2-м тысячелетиях до нашей эры это был один из важных очагов древней цивилизации. Но потом пески поглотили города, засыпали караванные пути, о чем свидентельствуют раскопки города Мохенджо-Даро (теперь находится в Пакистане ). И ныне территории этого штата занимают подвижные пески пустыни Тар. Продвижение их к востоку представляет большую угрозу и для соседних штатов.
Очень сильно нарушен также растительный покров Индии. Хотя лесистость в стране в два раза выше, чем в Китае, и составляет 34%, в значительной степени это уже не первичные, а вторичные леса, кустарники, антропогенная саванна. В последнее время осонбенно большую тревогу вызывает уничтожение девственных лесов в предгорьях Гималаев. В основе такого обезлесивания лежат две главные причины. Первая из них - насущная необходимость расшинрения посевных площадей в условиях фактически повсеместного малоземелья (не говоря уже о широком применении в прошлом в предгорных районах хищнической подсечно-огневой системы земнледелия). Вторая - продолжающееся массовое использование дренвесины в качестве топлива. Ещё в начале 80-х годов доля дров в структуре топливо потребления Индии достигла 1/3.
В результате площадь лесов в Индии ежегодно сокращается на 1,5 млн. га. Но и это не может обеспечить потребности страны. Из-за низкой продуктивности лесов ежегодная заготовка древесины сонставляет примерно 40 млн. м│, то есть из расчета на душу населения всего 0,046 м│ дровяной и деловой древесины (в США только делонвой древесины на каждого жителя приходится 1,86 м│, или в 40 раз больше). Индийское правительство оценивает потребности страны в древесине к 2000 году в 290 млн. м│, что в семь раз больше того объёма лесозаготовок, который может быть обеспечен благодаря ожидаемому приросту лесных ресурсов. Следовательно, вырубка лесов, наносящая большой экологический ущерб, по-видимому, бундет продолжаться.
В свою очередь сведение лесов имело поистине катастрофические последствия для водного хозяйства Индии: нарушился режим рек, увеличился твердый речной сток (Ганг еженгодно выносит в Бенгальский залив 1,5 млн. т. наносов, немного уснтупая в этом отношении только Хуанхэ). Согласно индийским даннным, в наши дни наводнениям подвержены 400 тыс. км. территории страны. Чаще всего они случаются в дождливый летний сезон, когда муссоны приносят влажный воздух с Индийского океана. Ежегодно наводнениям подвергаются в среднем 8 млн. га, полонвину из которых составляют сельскохозяйственные земли, и страндает от них более 30 млн. человек. Добавим, что нарушение ренжима рек в Индии крайне отрицательно сказывается и на соседней стране - Бангладеш.
К этому нужно добавить растущее промышнленно-бытовое загрязнение водной среды. Не только стоки с полей, но и промышленные и городские отходы обычно сбрасываются в реки без всякой очистки. Из всех городов Индии только 8 полностью, а 210 частично обонрудованы системами канализации. А ведь только по течению Ганга распложены (Катастрофическое наводнение в Бангладеше в августе-сентябре 1988 года охнватило более 2/3 территории этой страны, оставив без крова 30 млн. челонвек. Осенью 1990 года в результате наводнения погибло по разным оценкам от 150 до 300 тыс. человек.) 114 городов с населением свыше 50 тыс. человек. Свои неочищеннные отходы сбрасывают в Хугли 150 крупных джутовых фабрик. И это при том, что снабжение 4/5 населения питьевой водой зависит от ресурсов речного стока.
Загрязнение атмосферы пока не приняло столь устрашающих масштабов. Еще несколько десятилетий назад основными источнинками ее загрязнения были домашние очаги (мангалы), где в каченстве топлива обычно использовался кизяк, и плавильни. Но теперь их место заняли крупные <грязные> производства - ТЭС, предпринятия черной и цветной металлургии, нефтехимии. Считается, нанпример, дышать воздухом Бомбея - это то же самое, что выкуринвать десять сигарет в день. Растущие выбросы серы и азота уже приводят к возникновению кислотных дождей, влияющих на понсевы, воды и сооружения. Очевидна опасность, которая грозит знаменитой гробнице Тадж-Махал в связи с выбросами соседних нефтеперерабатывающих заводов.
На первых этапах индустриализации охране окружающей среды в Индии не уделялось большого внимания - прежде всего из-за отсутствия средств. Но затем необходимость таких мер была осозннана и правительственными кругами и общественностью, и среднства, хотя и небольшие, выделены. В середине 80-х годов был принят <План действия для Ганга>, который предусматривал устанновление мониторинга за состоянием вод реки и начало строинтельства канализационных систем в городах. Тогда же была созндана национальная комиссия по борьбе с опустыниванием, основнной задачей которой стало ежегодное восстановление лесов на площади 5 млн. га. Искусственные спутники стали использоваться для наблюдения за почвой и предсказания засух и наводнений. В стране насчитывалось 7 национальных парков, 80 резерватов динкой природы.
Однако все это можно рассматривать только в каченстве первоначальных мер. <Если Индии, пишут специалисты, - не удастся в ближайшее время остановить рост населения и сменить приоритеты развития, чтобы перераспределить средства и выденлить значительные суммы на борьбу за восстановление почвенных и водных ресурсов, то она скорее последует за Африкой, нежели за Китаем>. Некоторые <суперпроекты> в Индии уже разработаны. К ним относятся, например, планы комплексного освоения Ганга и Брахмапутры, предусматривающие сооружение в восточной части Гималаев гидроузла мощностью в 3,7 млн. кВт, а в Ассамской донлине - в 10 млн. кВт в комплексе с другими гидротехническими соноружениями. Но опыт говорит о том, что от составления проекта до его реализации - дистанция большого размера.
Список литературы:
1) В. П. Максаковский "Географическая карта мира" 1995 г.
2) Г. В. Сдасюк "Индия, география хозяйства" 1975 г.
3) В. Л. Кореев "Индия 80-е годы" 1986 г.
4) Огел Киценко "Дорогами Индии" 1983г.