ЦДБ Невской районной ЦБС.
Основная задача ЦДБ не только удовлетворение информационных потребностей относительно учебной программы и досугового чтения, но и, с учетом особенностей детской психологии, направление на удовлетворение потребностей связанных с самообразованием, с общением, самовоспитанием и развитием личности.
В связи с этим, основной целью работы библиотеки на 1998 г. является активизация образовательной и информационной деятельности. Для решения заданной цели стоят следующие задачи:
ЦДБ Невского района наметила следующие основные функции в своей работе с поставленными задачами:
Данные функции будут осуществляться в соответствии с программами:
Книги, брошюры, периодические издания, аудио-видео средства.
В основном литература представлена с 1960 г. Имеются издания с 1924 г. (сб. детских стихов В. Маяковского, Е Чарушина). Изданий в период с 1924 по 1958 гг. насчитывается ~ 100 экз.
В основном книги представлены на русском языке. С 1997 г. открыт отдел Иностранной литературы и ведется комплектование книг на английском, французском, немецком и испанском языках.
Данные за 1996 г.
Обращаемость:
О=В/Ф=146000/70858= 2,060458946061=2.06
Читаемость:
Ч=В/А=146000/10000=14,6
Книгообеспеченность:
К=Ф/А=70858/10000=7,1
Сравнение: О<К<Ч
Данные за 1997 г.
Обращаемость:
О=В/Ф=147301/68814= 2,140567326416=2.14
Читаемость:
Ч=В/А=147301/11704=12,58552631579=12.59
Книгообеспеченность:
К=Ф/А=68814/11704= 5,87952836637=5.88
Сравнение: О<К<Ч
Годы |
Книжный фонд |
Читатели |
Книговыдача |
1996 |
70858 |
10000 |
146000 |
1997 |
68814 |
11704 |
147301 |
Коэффициент роста книжного фонда составляет:
Трф=68814/70858=0,9711535747551=0,97
Коэффициент роста количества читателей:
Тра=11704/10000= 1,17
Коэффициент роста книговыдачи:
Трв=147301/146000=1,008910958904=1,01
1.01<1.17> 0.97 => Троста книговыдачи < Троста количества читателей > Ткнижного фонда
Выводы: Такое соотношение темпов роста показателей свидетельствует, что нет интенсификации использования фонда, так как темпы роста книговыдачи отстают от темпов роста количества читателей. Число читателей растет быстрее, чем объем фонда и книговыдача. Сохранение таких темпов может привести к недостаточной книгообеспеченности, росту неудовлетворенных запросов, снижению читаемости, к дальнейшему падению интенсификации использования фонда библиотеки.
Управленческие решения: увеличение объема фонда за счет увеличения ежегодных поступлений в библиотеку, поднятие темпов роста фонда. Значительная пропаганда литературы для увеличения роста книговыдачи.
У ЦДБ Невского района в 1997 г. высокая обращаемость, низкая читаемость, низкая книгообеспеченность.
Низкая книгообеспеченность свидетельствует о недостаточном комплектовании фонда библиотеки.
Низкая читаемость говорит о недостаточном комплектовании фонда библиотеки, и о его хорошей пропаганде среди читателей.
Такое сочетание показателей не является оптимальным, что не позволяет говорить об эффективном использовании фондов. Резервы повышения эффективности использования следует искать в повышении книгообеспеченности.
Контр.показат. |
всего |
ОПЛ |
2 |
3 |
4 |
5 |
75 |
81-83 |
85 |
Х.Л. |
Д. |
01.01.98 |
68841 |
11828 |
4447 |
3622 |
585 |
1063 |
1315 |
4851 |
4213 |
29165 |
7725 |
% с-в фонда |
100% |
17,2 |
6,5 |
5,3 |
0,8 |
1,5 |
1,9 |
70 |
6,1 |
42,3 |
11,2 |
Книговыдача |
147301 |
19386 |
14288 |
5670 |
1253 |
942 |
1500 |
11251 |
6994 |
32327 |
30221 |
%Книговыдачи |
100% |
28,2 |
20,8 |
8,2 |
1,8 |
1,4 |
2,2 |
16,3 |
10,2 |
46,9 |
43,9 |
Коэффициенты соответствия |
|||||||||||
ОПЛ |
0,6 |
Пассивно используется |
|||||||||
2 |
0,3 |
Пассивно используется |
|||||||||
3 |
0,6 |
Пассивно используется |
|||||||||
4 |
0,4 |
Пассивно используется |
|||||||||
5 |
1,1 |
Активно используется |
|||||||||
75 |
0,8 |
Активно используется |
|||||||||
81-83 |
0,4 |
Пассивно используется |
|||||||||
85 |
0,6 |
Пассивно используется |
|||||||||
Х.Л. |
0,9 |
Активно используется |
|||||||||
Д. |
0,26 |
Пассивно используется |
Практическая работа по моделированию фонда.
Тема
: Начальная компьютерная подготовкаИндекс ББК
Типы изданий |
Структурные подразделения |
Библиотеки с которыми координируется комплектация |
|
Абонемент |
Читальный зал |
||
официальные |
|||
научные |
|||
научно-популярные |
|||
производственные |
|||
учебные |
|||
справочные |
Математическая модель
Ситуационная |
Оптимальная |
Фонд = |
Фопт = Аплан х Копт |
Выдача = |
Вопт = Аплан х Чопт |
Число читателей = | Аплан= |
Обращаемость = |
Оопт = Вопт / Фопт |
Читаемость = | Чопт = |
Книгообеспеченность = | Копт = |