Что нужно для счастья человеку?
Почему несчастлив Онегин?
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
/Э.Асадов/
О человеческом счастье, о месте человека в жизни размышляет Пушкин в романе Евгений Онегин. Вырос герой этого романа в дворянской семье, получил типично дворянское воспитание и образование:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
Он знал немного по латыни, в совершенстве изучил науку страсти нежной.
Став в восемнадцать лет светским человеком, Онегин посвятил свою жизнь светским развлечениям и удовольствиям: балы, приемы, рестораны, театр.
Через несколько лет Онегин понял, что такая жизнь не может его удовлетворить и принести ему счастье. В то время как все окружающие его люди были довольны, Онегин не мог найти удовлетворения в такой жизни, потому что Онегина отличают мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум.
Онегин пытается найти цель в жизни, это могло бы принести ему счастье, как всякому думающему человеку. Он пытается приобщиться к писательскому труду, всерьез заняться чтением, но у него ничего не выходит, потому что труд упорный ему был тошен, и ничего не вышло из пера его. Но в этом не столько вина его, сколько его беда, так как его воспитание не привило ему никакой привычки к труду.
Оказавшись в деревне после смерти дяди, Онегин пытается заняться хозяйственной деятельностью: Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил. На такие смелые преобразования в начале XIX в. решались очень немногие помещики. Онегин был, конечно, прогрессивно мыслящим человеком. Чтобы проводить такие реформы, нужно было иметь мужество и смелость, ведь на Онегина ополчились все соседи: в голос все решили так, что он опаснейший чудак. Хозяйственная деятельность не увлекла Онегина по-настоящему. И вскоре он к ней охладел. Общение с природой тоже не принесло Онегину счастья:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон,
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же
Онегин мог бы найти счастье в дружбе с Ленским, они оба были умны и талантливы, меж ними все рождало споры и к размышлению влекло. Но Онегин не сумел сохранить эту дружбу, разрушив ее своим эгоизмом, своей жестокостью. Ухаживая за Ольгой на именинах Татьяны в доме Лариных, он не задумывается о том, какую боль причиняет Ленскому и Татьяне. Он не сумел найти в себе силы отказаться от дуэли с Ленским, потому что побоялся шепота и хохотни глупцов. Онегин, понимая все ничтожество дворянского общества, не может окончательно порвать с ним, подчиняется тем законам, которые навязывает ему это общество. В этой двойственности тоже несчастье Онегина. Счастье Онегин мог бы найти в любви к Татьяне, но, встретив ее в глуши, в деревне, он смотрел на нее как на наивную девочку, которая не научилась властвовать собою, не постигла всей глубины и сложности жизни. Татьяна привлекает его своей искренностью, глубиной чувств, внешностью, умом, но он не может решиться на брак, потому что превыше всего ценит личную свободу и независимость. Убив Ленского на дуэли, он отправляется в путешествие, но и это не приносит ему удовлетворения, счастья, радости, он возвращается в Петербург, где вновь встречается с Татьяной. Но теперь перед ним не наивная деревенская девочка, а светская дама, законодательница зал, замужняя женщина. А самое главное, Татьяна стала для него близким по духу человеком, и взаимная любовь тоже бы принесла Онегину счастье. Но Татьяна, продолжая любить Онегина, не может изменить мужу, а Онегин, требуя от нее ответного чувства, не может понять, в какую бездну толкает любимую женщину. Татьяна упрекает его:
Что ж ныне
Меня преследуете вы
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Он вынужден был расстаться с Татьяной, любовь тоже не принесла ему счастья.
Но сохранились наброски десятой главы романа, в которой Пушкин отправляет своего героя в путешествие по аракчеевской России, по тем военным поселениям, которые повсюду создавались в стране. Конечно, Онегин не мог остаться равнодушным, увидев страдания крестьян. Возможно, Пушкин сделал бы Онегина единомышленником декабристов, и в этом он мог бы найти свою цель и свое счастье, но все это осталось за пределами романа.