Что  нужно  для  счастья  человеку?

                          Почему  несчастлив  Онегин?

А  счастье, по-моему, просто

Бывает  разного  роста:

От  кочки  и  до  Казбека,

В  зависимости  от  человека.

Подпись: К
    /Э.Асадов/   

каждый  человек  слово  счастье  понимает  по-своему. Понятие  счастье  зависит  от  человека, его  положения, воспитания, развития, образа  жизни. Представление  о  счастье  может  меняться, если  меняется  сам  человек. Но  счастье  никогда  не  бывает  постоянным.

            О  человеческом  счастье, о  месте  человека  в  жизни  размышляет  Пушкин  в  романе  Евгений  Онегин. Вырос  герой  этого  романа  в  дворянской  семье, получил  типично  дворянское  воспитание  и  образование:

     Он  по-французски  совершенно

     Мог  изъясняться  и  писал;

     Легко  мазурку  танцевал

     И  кланялся  непринужденно

            Он  знал  немного  по  латыни, в  совершенстве  изучил  науку  страсти  нежной.

            Став  в  восемнадцать  лет  светским  человеком, Онегин  посвятил  свою  жизнь  светским  развлечениям  и  удовольствиям: балы, приемы, рестораны, театр.

            Через  несколько  лет  Онегин  понял, что  такая  жизнь  не  может  его  удовлетворить  и  принести  ему  счастье. В  то  время  как  все  окружающие  его  люди  были  довольны, Онегин  не  мог  найти  удовлетворения  в  такой  жизни, потому  что  Онегина  отличают  мечтам  невольная  преданность, неподражательная  странность  и  резкий  охлажденный  ум.

            Онегин  пытается  найти  цель  в  жизни, это  могло  бы  принести  ему  счастье, как  всякому  думающему  человеку. Он  пытается  приобщиться  к  писательскому  труду, всерьез  заняться  чтением, но  у  него  ничего  не  выходит, потому  что  труд  упорный  ему  был  тошен, и  ничего  не  вышло  из  пера  его. Но  в  этом  не  столько  вина  его, сколько  его  беда, так  как  его  воспитание  не  привило  ему  никакой  привычки  к  труду.

                Оказавшись  в  деревне  после  смерти  дяди, Онегин  пытается  заняться  хозяйственной  деятельностью: Ярем  он  барщины  старинной  оброком  легким  заменил, и  раб  судьбу  благословил. На  такие  смелые  преобразования  в  начале  XIX  в.  решались  очень  немногие  помещики. Онегин  был, конечно, прогрессивно  мыслящим  человеком. Чтобы  проводить  такие  реформы, нужно  было  иметь  мужество  и  смелость, ведь  на  Онегина  ополчились  все  соседи: в  голос  все  решили  так, что  он  опаснейший  чудак. Хозяйственная  деятельность  не  увлекла  Онегина  по-настоящему. И  вскоре  он  к  ней  охладел. Общение  с  природой  тоже  не  принесло  Онегину  счастья:

     Два  дня  ему  казались  новы

     Уединенные  поля,

     Прохлада  сумрачной  дубровы,

     Журчанье  тихого  ручья;

     На  третий  роща, холм  и  поле

     Его  не  занимали  боле,

     Потом  уж  наводили  сон,

     Потом  увидел  ясно  он,

     Что  и  в  деревне  скука  та  же

               

                Онегин  мог  бы  найти  счастье  в  дружбе  с  Ленским, они  оба  были  умны  и  талантливы, меж  ними  все  рождало  споры  и  к  размышлению  влекло. Но  Онегин  не  сумел  сохранить  эту  дружбу, разрушив  ее  своим  эгоизмом, своей  жестокостью. Ухаживая  за  Ольгой  на  именинах  Татьяны  в  доме  Лариных, он  не  задумывается  о  том, какую  боль  причиняет  Ленскому  и  Татьяне. Он  не  сумел  найти  в  себе  силы  отказаться  от  дуэли  с  Ленским, потому  что  побоялся  шепота  и  хохотни  глупцов. Онегин, понимая  все  ничтожество  дворянского  общества, не  может  окончательно  порвать  с  ним, подчиняется  тем  законам, которые  навязывает  ему  это  общество. В  этой  двойственности  тоже  несчастье  Онегина. Счастье  Онегин  мог  бы  найти  в  любви  к  Татьяне, но, встретив  ее  в  глуши, в  деревне, он  смотрел  на  нее  как  на  наивную  девочку, которая  не  научилась  властвовать  собою, не  постигла  всей  глубины  и  сложности  жизни. Татьяна  привлекает  его  своей  искренностью, глубиной  чувств, внешностью, умом, но  он  не  может  решиться  на  брак, потому  что  превыше  всего  ценит  личную  свободу  и  независимость. Убив  Ленского  на  дуэли, он  отправляется  в  путешествие, но  и  это  не  приносит  ему  удовлетворения, счастья, радости, он  возвращается  в  Петербург, где  вновь  встречается  с  Татьяной. Но  теперь  перед  ним  не  наивная  деревенская  девочка, а  светская  дама, законодательница  зал, замужняя  женщина. А  самое  главное, Татьяна  стала  для  него  близким  по  духу  человеком, и  взаимная  любовь  тоже  бы  принесла  Онегину  счастье. Но  Татьяна, продолжая  любить  Онегина, не  может  изменить  мужу, а  Онегин, требуя  от  нее  ответного  чувства, не  может  понять, в  какую  бездну  толкает  любимую  женщину. Татьяна  упрекает  его:

     Что  ж  ныне

     Меня  преследуете  вы

     Не  потому  ль, что  мой  позор

     Теперь  бы  всеми  был  замечен

     И  мог  бы  в  обществе  принесть

     Вам  соблазнительную  честь?

                Он  вынужден  был  расстаться  с  Татьяной, любовь  тоже  не  принесла  ему  счастья.

                Но  сохранились  наброски  десятой  главы  романа, в  которой  Пушкин  отправляет  своего  героя  в  путешествие  по  аракчеевской  России, по  тем  военным  поселениям, которые  повсюду  создавались  в  стране. Конечно, Онегин  не  мог  остаться  равнодушным, увидев  страдания  крестьян. Возможно, Пушкин  сделал  бы  Онегина  единомышленником  декабристов, и  в  этом  он  мог  бы  найти  свою  цель  и  свое  счастье, но  все  это  осталось  за  пределами  романа.

Хостинг от uCoz