Что волнует меня в рассказах о любви
Куприна и Бунина?
------------------------------------
В творчестве этих двух русских писа-
телей прослеживается одна общая тема
-тема любви.Необычайная сила и ис-
кренность чувства свойственны героям
бунинских рассказов.Любовь захваты-
вает все помыслы человека,все его силы.
Чтобы любовь не выдохлась,необходимо
расстаться и навсегда,что происходит
во всех рассказах Бунина.Все его герои
живут в ожидании любви,ищут её и чаще
всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у
писателя долго не живёт-в семье,в
браке,в буднях.Короткая,ослепительная
вспышка,до дна озарившая души влюблён-
ных,приводит их к трагическому концу-
гибели,самоубийству,небутию.В творчес-
тве Куприна в каждом из героев есть
сходные черты:душевная чистота,мечта-
тельность,пылкое воображение,соединён-
+
ная с непрактичностью и безволием.И яс-
нее всего раскрываются они в любви.Все
они относятся к женщине с сыновьей чис-
тотой и благоговением.Готовность погиб-
нуть ради любимой женщины,романтическое
поклонение,рыцарское служение ей и в то
же время недооценка себя,неверие.Мужчины
в рассказах Куприна как бы меняются мес-
тами с женщинами.Это энергичная,волевая
"полесская колдуунья" Олеся и"добрый,но
только слабый"Иван Тимофеевич,умная,рас-
чётливая Шурочка Николаевна и "чистый,
милый,но слабый и жалкий" подпоручик
Ромашов.Все эти купринские герои с хруп-
кой душой,попавшие в жестокий мир.
Через всё творчество этих двух русских
писателей проходит тема чистого и прек-
расного чувсва."Всякая любовь-великое
счастье,даже если она не разделена"-
эти слова из рассказа "Тёмные аллеи"
Бунина могли бы повторить все герои.#
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину
"сильным русским характером"?
----------------------------------------
В драме Островского показан сложный,тра-
гический процесс раскрепощения оживающей
души.Здесь мрак борется со светом,взлёты
сменяются падениями,здесь сказывается и
живучесть морали"тёмного царства",и шат-
кость этой морали. Глубоко трагична пер-
вая встреча Катерины с любимым. Здесь
звучит мотив народной песни -мотив неми-
нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со
полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты
пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей
погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!"
Каким же сильным должно быть её чувство,
если она во имя него идёт на верную ги-
бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает
она, отдавшись этому чувству. Так любить
может не всякий,и мы убеждаемся в необы-
чайной силе героини.А каковы первые сло-
ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель-
но:"Для меня,маменька,всё одно, что род-
ная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя лю-
бит". В отличие от жены,Тихон произносит
свои оправдания жалобно,даже,может быть,
плаксивым тоном и вместе с тем весьма
почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон,
возражая на упрёки.Но с каким достоинст-
вом, как просто и искренне говорит она!
Характерно и это обращение на"ты" (как к
равной),и стремление к ясным, доброжела-
тельным человеческим отношениям.В первом
явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и
Тихона,мы представляем себе Катерину как
покрную жертву,человека со сломанной во-
лей и растоптанной душой. "Маменька её
поедом ест, а она как тень какая ходит,
безответная. Только плачет да тает как
воск", -говорит о жене Тихон. И вот она
сама перед нами. Нет, она не жертва. Она
человек с сильным, решительным характе-
ром,с живым,вольнолюбивым сердцем.Из до-
му она убежала, чтобы проститься с Бори-
сом,не побоявшись кары за этот поступок.
Она не только не прячется, не таиться,но
+
"громко, во весь голос" зовёт любимого:
"Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю
тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует
себя рабой,напротив,она свободна,хотя бы
потому,что всё потеряла,что нечем ей бо-
льше дорожить,даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить,ну для чего?"Борис говорит о
себе:"Что обо мне-то толковать!Я вольная
птица".В сцене свидания Катерина ему за-
видует:"Ты вольный казак".Но,по сути де-
ла,кто из них двоих более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене
прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей
воле еду: дядя посылает... Не застали бы
здесь!". Борис скован страхом. Последний
монолог Катерины рисует её внутреннюю
победу над силами "тёмного царства"."Оп-
ять жить? Нет,нет, не надо... нехорошо!"
Характерно здесь слово "нехорошо": жить
под игом Кабанихи,с точки зрения Катери-
ны,безнравственно."А поймают меня,да во-
ротят домой насильно..."Как страшно зву-
чит здесь это слово -поймают,словно не о
человеке идёт речь! При мысли о насилии,
которое совершится над ней,Катерина вос-
клицает: "Ах,скорей,скорей!" Жажда осво-
бождения торжествует и над тёмными рели-
гиозными представлениями.Катерина прони-
кается убеждением в своём праве на сво-
боду чувства,на свободу выбора между
жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть
придёт,что сама...а жить нельзя!"-размы-
шляет она о самоубийстве,которое,с точки
зрения церкви, является смертным грехом.
И далее она подвергает сомнению это пре-
дставление: "Грех! Молится не будут? Кто
любит,тот будет молится..."Мысль о любви
сильнее, нежели страх перед религиозными
запретами, и предсмертные слова Катерины
обращены не к богу и выражают не раская-
ние в совершённых грехах,-они обращены к
любимому: "Друг мой!Радость моя!Прощай!"
Так свободное от предрассудков, живое и
сильное чувство победило в душе Катери-
ны, и она вырвалась из пут "тёмного цар-
ства" на волю.#
"Петербург Достоевского"
(По роману Достоевского "Преступление и
наказание").
----------------------------------------
Город пышный,город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит.
А.С.Пушкин
Петербург... Город, к которому в своих
произведениях обращались многие писатели
от Ломоносова до поэтов наших дней. "Дух
неволи",отмеченный в Петербурге ещё Пуш-
киным, наложил отпечаток на разочарован-
ных жизнью преждевременно усталых героев
Гоголя,Блока, Белого, Достоевского. Но у
последнего город во всех произведениях
многолик.
Царственный град Петра,воплощение силы и
власти, открывается мечтателю из "Белых
ночей"; Раскольникову же ближе другая,
вторая столица- сдавленное пространство
примыкающих к сенной площади кварталов,
тёмные дворы,чёрные лестницы.Герой прос-
то не замечает города, он слишком погло-
щён своими думами,мыслями,переживаниями.
Ему знаком только такой Петербург:
"...духота,толкотня,всюду извёстка,леса,
кирпич, пыль и та особая летняя вонь,
столь знакомая каждому петербуржцу."
Родион живёт в коморке, "которая походи-
ла более на шкаф,чем на квартиру".И,лёжа
там часами, в голове рождается мысль об
убийстве. Данные писателем повторяющиеся
детали: "вонь","духота",как бы нагнетают
обстановку в преддверии жуткой трагедии.
Лишь раз, как в тумане, возникает Петер-
бург перед Раскольниковым: "Необъяснимым
холодом веяло на него от этой великолеп-
ной панорамы; духом немым и глухим полна
была для него эта пышная картина..."
Здесь Петербург уже как самостоятельный
персонаж,виновник разыгрывающихся драмм,
враждебная людям сила.Великолепная пано-
рама Исаакиевского собора и Зимнего дво-
рца была нема для героя, как нема она и
для живущей вблизи бедноты, потому что
всё её сознание заполнено страхом перед
будущим. Но город этот ещё и город ма-
+
ленького человека-Мармеладова,титулярно-
го советника, которого мы встречаем уже
"с отёкшим от постоянного пьянства жёл-
тым,даже зеленоватым лицом и с припухши-
ми веками". В пьянстве он пытается уто-
пить реальность жизни, хотя сам чётко
сознаёт пагубность этого занятия. Траге-
дия Мармеладова- трагедия и окружающих
его людей. Теперь о пригородах. В фанта-
стическом сне Раскольникова пригород--
большой кабак,где всегда "...орали,хохо-
тали,ругались,так безобразно и сипло пе-
ли..." Но ведь реальность ничуть не луч-
ше:Соня Мармеладова,раздавленный копыта-
ми лошади Мармеладов.
"Маленькие люди" описаны и Гоголем.В Пе-
тербурге Гоголя есть те же "серые,жёлтые
и грязно-зелёные дома" с их угрюмостью.
Но описание Достоевского не так безыс-
ходно: в этом мрачном городе мелькнёт
хоть"один луч света". В душе героя и пи-
сателя мечта о городе прекрасном,создан-
ным для счастья людей. Об этом думает
Раскольников, идя на убийство: "он даже
очень было занялся мыслию об устройстве
высоких фонтанов и о том, как бы они хо-
рошо освежали воздух на всех площадях".
Так входит в роман тема города и челове-
ка,развитая в"Преступлении и наказании".
Петербург Достоевского- среда, в которой
уживаются многочисленные слои общества :
ростовщики,бедняки, студенты,интеллиген-
ция,богачи и аристократы. Для каждого из
них город видится по-разному: кому-то
празднично и весело,кому-то серо и безы-
сходно.
Достоевский писатель-гуманист,он протес-
тует против существования зла в защиту
людей.Человек и его душа,умеющая радова-
ться тому, что на мгновенье "улица вдруг
блеснёт",фантастика,контрасты-вот Петер-
бург Достоевского.
P.S. П-г- город,где рождается преступ-
ление.Что в облике города способствует
этому? Какие средства использует автор
в создании страшной картины города-
преступления?#
" Униженные и оскорблённые "
--------------------------------------
Роман Ф.М.Достоевского-это "психологи-
ческий отчёт одного преступления",прес-
тупления,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников,убивший старуху-
процентщицу.Однако в романе речь идёт
о необычном уголовном преступлении.Это,
если так можно выразиться,идеологичес-
кое преступление,а исполнитель его--
преступник-мыслитель,убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя
обогащения и даже не ради того,чтобы
помочь своим близким:матери и сестре.
Это преступление явилось следствием
трагических обстоятельств окружающей
действительности,результатом долгих и
упорных размышдентй героя романа о своей
судьбе,о судьбе всех"униженных и оскор-
блённых",о социальных и нравственных за-
конах,по которым живёт человечество.
Жизнь предстаёт перед нами как клубок
неразрешимых противоречий.Повсюду он ви-
дит картины нищеты,бесправия,подавления
человеческого достоинства.На каждом шагу
ему встречаются отверженные и гонимые
люди,которым некуда деться.Их примером
служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов-
на и многие другие.Да и сам Раскольников
оказался не в лучшем положении.Ему тоже,
по существу,некуда пойти.Живёт он впро-
голодь,ютится в жалкой каморке,похожей
на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на
улицу.Подо угрозой оказалась судьба его
матери и сестры.А судьба Мармеладова?
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым
в кабаке звучит мысль о том,что в нищем
(а значит и в нём) никто не подозревает
благородства чувств.А в нём это благоро-
дство есть.Он способен глубоко чувство-
вать,понимать,страдать не только за се-
бя,но и за голодных детей,оправдывать
грубое отношение к себе жены, ценить
самоотверженность Катерины Ивановны и
Сони.При всей,казалось бы,потере Мар-
меладовым человеческого облика его не-
возможно презирать.В словах Мармеладова
-боль за то,что его,однажды выгнав из
человеческой компании,уже больше никогда
в неё не допустят.Перед нами оскорблён-
ный человек,но сохранивший чувство соб-
ственного достоинства,глубоко сознающий
своё падение,но не в силах ничего изме-
нить.Осмелишься ли осудить человека,су-
дьба которого сложилась так трагически
не только по его вине? Это человек,а в
нём не хотят видеть человека.
Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она
больна чахоткой,о чём говорят красные
пятна на её лице,которых так боиться
Мармеладов.Из его рассказа о жене мы
узнаём,что она из дворянской семьи,
воспитывалась в губернском дворянском
институте.Выйдя замуж без родительского
благословления,оказавшись в отчаянном
положении,с тремя детьми на руках,она
после смерти мужа вынуждена была пойти
замуж за Мармеладова."Можете судить по
тому,до какой степени её бедствия дохо-
дили,что она,образованная и воспитанная
+
и фамилии известной,за меня согласилась
пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ло-
мая,пошла!Ибо некуда было идти".Но об-
легчения не наступило и после замужес-
тва:муж выгнан со службы и пьёт,грозит
выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебе-
зятников,плачут голодные дети.Не жесто-
кость руководит ею,когда она посылает
Соню на панель,а отчаяние и безвыход-
ность.Катерина Ивановна понимает,что
Соня принесла себя в жерву близким.
Именно поэтому,когда Соня вернулась
с деньгами,она "весь вечер в ногах у
неё на коленях простояла,ноги ей цело-
вала,встать не хотела".Мармеладов даёт
жене точную характеристику,говоря,что
она "горячая,гордая,непреклонная". Но
человеческая гордость её,как и Марме-
ладова,попирается на каждом шагу,о дос-
тоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувсвия
у окружающих, "некуда идти" Катерине
Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне
и встретившейся Раскольникову девочке,
писатель не случайно останавливает вни-
мание читателей на их портретах:чистота
и беззащитность,показанные в портретах
Сони и обманутой девочки,не соответству-
ют образу жизни,который они вынуждены
вести,поэтому Раскольникову"странно и
дико было смотреть на такое явление".
Соню толкает на панель нищета и невоз-
можность честно зарабатывать на жизнь.
Её будущее безрадостно,как и будущее
обманутой девочки.Оно укладывается в
формулу:"больница...вино...кабаки и ещё
больница...года через два-три-калека,
итого житья ей 19 аль 18 лет от роду
всего-с...".Достоевский убедительно
показывает,что иные отношения,кроме
безразличия,любопытства,злорадной нас-
мешки,противоестественны в этом мире.
Люди смотрят друг на друга"враждебно и
с недоверчивостью".Все,кроме Расколь-
никова,слушают"забавника"Мармеладова,
"фыркая","улыбаясь","зевая",а в общем
равнодушно.Так же равнодушна толпа зри-
телей,хлынувших посмотреть на муки уми-
рающего Мармеладова.В сне Раскольникова,
так похожем на явь,лошадь секут"с нас-
лаждением","хохотом и остротами".
Роман"Преступление и наказание"отразил
тревогу Достоевского за будущее челове-
чества.Он показывает,что такой жизнью,
которой сейчас живут"униженные и оскор-
блённые"жить дальше нельзя."Опираясь на
реальный материал действительности,
Достоевский выдвигал и освещал проблемы,
имеющие всемирное значение,проблемы
борьбы добра и зла в социальной жизни,
во внутренней природе людей,темы жизнен-
ного призвания человеческой личности,
страдания и протеста,эгоизма и самопо-
жертвования,преступления и наказания,
вопросы общественных,духовных связей
между людьми и их разъединения,спра-
ведливого устройства социального мира
и многие другие".#
Сергей Александрович Есенин.
----------------------------------------
Творчество Сергея Александровича Есени-
на, неповторимо яркое и глубокое, ныне
прочно вошло в нашу литературу и пользу-
ется огромным успехом у многочисленного
советского и зарубежного читателя. Стихи
поэта полны сердечной теплоты и искрен-
ности, страстной любви к беспредельным
просторам родных полей, "неисчерпаемую
печаль" которых умел он так эмоционально
и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл
как выдающийся лирик.Именно в лирике вы-
ражено всё, что составляет душу есенин-
ского творчества. В ней полнокровная,ис-
крящаяся радость юноши, заново открыва-
ющего удивительный мир,тонко чувствующе-
го полноту земной прелести, и глубокая
трагедия человека,слишком долго оставав-
шегося в"узком промежутке"старых чувств и
воззрений.И если в лучших стихотворениях
Сергея Есенина- "половодье" самых сокро-
венных, самых интимных человеческих
чувств,они до краёв наполнены свежестью
картин родной природы, то в других его
произведениях- отчаяние,тлен,безысходная
грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец
Руси,и в его стихах, по-русски искренних
и откровенных, мы ощущаем биение беспо-
койного нежного сердца. В них "русский
дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в
себя великие традиции национальной поэ-
зии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
Даже в любовной лирике Есенина тема люб-
ви сливается с темой Родины. Автор "Пер-
сидских мотивов" убеждается в непрочнос-
ти безмятежного счастья вдали от родно-
го края. И главной героиней цикла стано-
вится далёкая Россия:"Как бы ни был кра-
сив Шираз, он не лучше рязанских раздо-
лий". С радостью и горячим сочувствием
встретил Есенин Октябрьскую революцию.
Вместе с Блоком, Маяковским он без коле-
баний встал на её сторону. Произведения,
написанные Есениным в то время("Преобра-
жение","Инония", "Небесный барабанщик"),
проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт
захвачен бурей революции, её величием и
рвётся к новому, к будущему. В одном из
произведений Есенин восклицал:"Мать моя-
родина,я-большевик!" Но Есенин, как он
сам писал,воспринял революцию по-своему,
"с крестьянским уклоном","больше стихий-
но,чем сознательно". Это наложило особый
отпечаток на творчество поэта и во мно-
гом предопределило его дальнейший путь.
Характерны были представления поэта о
цели революции,о будущем,о социализме. В
поэме"Инония"он рисует будущее как некое
+
идиллическое царство крестьянского бла-
гополучия, социализм кажется ему блажен-
ным "мужицким раем". Такие представления
сказались и в других произведениях Есе-
нина того времени:
Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Ино-
нии,естественно,не суждено было сбыться.
Революцию возглавлял пролетариат,деревню
вёл за собой город."Ведь идёт совершенно
не тот социализм,о котором я думал",-за-
являет Есенин в одном из писем того вре-
мени.Есенин начинает проклинать"железно-
го гостя", несущего гибель патриархаль-
ному деревенскому укладу, и оплакивать
старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и
объясняется противоречивость поэзии Есе-
нина, прошедшего сложный путь от певца
патриархальной,нищей,обездоленной России
до певца России социалистической, России
ленинской. После поездки Есенина за гра-
ницу и на Кавказ в жизни и творчестве
поэта происходит перелом и обозначается
новый период.Она заставляет его крепче и
сильнее полюбить своё социалистическое
отечество и по-иному оценить всё, что в
нём происходит."...Я ещё больше влюбился
в коммунистическое строительство",-писал
Есенин по возвращении на родину в очерке
"Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь
хулигана", написанном сразу же по приез-
де из-за границы,настроения потерянности
и безысходности сменяются надеждой на
счастье,верой в любовь и будущее.Прекра-
сное стихотворение"Заметался пожар голу-
бой...", полное самоосуждения, чистой и
нежной любви, даёт ясное представление о
новых мотивах в лирике Есенина:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Творчество Есенина-одна из ярких,глубоко
волнующих страниц истории советской ли-
тературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина,
но его поэзия продолжает жить, пробуждая
чувство любви к родимому краю, ко всему
близкому и разному. Нас волнует искрен-
ность и одухотворённость поэта,для кото-
рого самым дорогим на всей планете была
Русь.#
Обломов и Штольц.
-------------------------------------
Обломов и Штольц-главные герои романа
Гончарова"Обломов". Они-люди одного
класса,общества,времени.Казалось бы,
что живя в одной среде,их характеры,
мировоззрение должны быть похожи.Но
читая роман,мы с удивлением находим
в Обломове и Штольце различные ком-
поненты,составляющие их личность.
Что же делает их различными? Чтобы
ответить на этот вопрос,проследим их
физическое и духовное развитие с са-
мого детства,так как это заклкдывает
основы их характеров.
Штольц.Он воспитывался в небогатой
семье.Отец его по происхождению был
немец.Мать-русская дворянка.Все дни
семьи проходили в работе.Когда Штольц
подрос,отец стал брать его в поле,на
базар,заставлял работать.В то же время
и обучал его наукам,учил немецкому язы-
ку.Дальше Штольц стал отправлять сына в
город с поручениями,"и никогда не слу-
чалось,чтобы он забыл что-нибудь,переи-
начил,недоглядел,дал промах".Мать учила
его литературе и сумела дать прекрасное
духовное воспитание сыну. Итак,Штольц
сформировался сильным,умным юношей.
Обломов.Родители его были дворянами.
Жизнь их в селе Обломовке проходила по
своим особым законам.Самое главное в их
жизни была еда.Ей посвящали много вре-
мени.Они всей семьёй решали,"какие блю-
да будут в обед или ужин".После обеда
следовал продолжительный сон.Весь дом
засыпал.Так проходили все дни:сон и еда.
Когда Обломов подрос,его отдали учиться
в гимназию.Родителей не интересовали
знания Илюши.Они мечтали получить справ-
ку,доказывающую то,что"Илья прошёл все
науки и искусства".Что касается физичес-
кого воспитания,то его даже не выпускали
на улицу.Боялись,как бы он не убился,не
заболел.Итак,Обломов вырос забитым маль-
+
чиком,без образования,но добрым в душе.
Теперь проанализируем их взгляды на
жизнь.Труд для Штольца был частью его
жизни,удовольствием.Он не гнушался даже
самой чёрной работы.Для Обломова это бы-
ло бремя.Он был барин,а это значит,что
труду он не должен уделять ни капли вре-
мени.Я не говорю даже о физическом труде.
Ему было даже лень встать с дивана,выйти
из комнаты,чтобы там убрались.О характе-
ре героев говорит и их образ жизни.Обло-
мов проводит свою жизнь в существовании
на диване.Он ничего не делает,ничем не
интересуется(он до сих пор не может
заставить себя дочитать книгу"Путешес-
твие в Африке",даже страницы этой книги
пожелтели). Штольц ведёт деятельную
жизнь.С того момента,как он ушёл из до-
ма,он живёт трудом.Благодаря труду,силе
воли,терпению он стал богатым и извест-
ным широкому кругу людей.Идеал счастья
Обломова-полное спокойствие и хорошая
еда.И он достиг этого:он спокойно спал
на диване и хорошо питался.За ним уби-
рали слуги и дома у него больших проблем
с хозяйством не было.Идеал счастья Што-
льца-жизнь в труде.Это у него есть.Он
много трудиться,жизнь его кипит дейст-
вием.Но несмотря на все имеющиеся между
ними различия,они друзья,друзья с дет-
ства.Их сближают самые хорошие части
характера:честность,доброта,порядоч-
ность.Ещё можно рассказать о любви Обло-
мова к Ольге,если это,конечно,можно наз-
вать любовью.Для достижения её любви он
стал читать,ездить по музеям,гулать.Но
это изменение только внешнее.Внутри
Илья Ильич остаётся прежним Обломовым.
Суть романа в том,что бездействие может
погубить все лучьшие чувства человека,
разъесть его душу,погубить его личность,
а труд,стремление к образованию принесёт
счастье.#
Маяковский "о месте поэта в
рабочем строю".
----------------------------------------
На рубеже нового периода в жизни страны
и в своём собственном творчестве у Мая-
ковского возникает необходимость заново
пересмотреть и до конца продумать свои
взгляды на сущность литературы и на по-
ложение и задачи писателя в социалисти-
ческом обществе.В стихотворении"Разговор
с фининспектором о поэзии"Маяковский ре-
шает волнующий и его и каждого писателя
вопрос "о месте поэта в рабочем строю",о
значении поэзии. По его мнению,место со-
ветского поэта "в ряду беднейших рабочих
и крестьян",потому что поэт -это "народа
водитель и одновременно народный слуга".
Маяковский стремится поднять уважение к
труду поэта и отводит поэзии важную роль
в жизни общества. Маяковский высоко под-
нимал значение поэзии.Он требовал от по-
этов ответственного отношения к своему
труду, упорной, напряжённой работы над
стихом. Борьба за высокое и совершенное
мастерство-одна из главных идей"Разгово-
ра с фининспектором о поэзии".Маяковский
всегда порицал отношение к поэзии как к
лёгкому занятию. В своих стихах он резко
осуждает поэта,который,"пользуясь чужими
словами", "строчку чужую вставит и рад".
Смысл своей творческой деятельности Мая-
+
ковский видел в том, чтобы быть рупором
партийных идей,острым оружием политичес-
кой борьбы."Я...прежде всего поставивший
своё перо в услужение сегодняшнему часу,
настоящей действительности и проводнику
её -советскому правительству и партии",-
говорил Маяковский.Он видел высокое наз-
начение советского поэта в создании ак-
тивной, политически целеустремлённой и
действенной поэзии.В творчестве Маяковс-
кого-впервые в истории поэзии-политичес-
кая и эстетическая позиции художника со-
ставили взаимообусловленное единство:
политика явилась не только идейным соде-
ржанием,но и стала творческим принципом.
Это- главная особенность,характеризующая
новый тип реалистической поэзии, создан-
ной Маяковским.
Основная идея Маяковского: поэзия- это
труд,труд сложный, напряжённый,но вместе
с тем и радостный. В обществе Маяковский
хочет поднять уважение к труду поэта,а у
поэтов усилить чувство ответственности
за своё призвание. От поэзии Маяковский
требует большой политической целеустрем-
лённости. Поэзия,как и всякое искусство-
есть отражение жизни. И, в то же время,
оружие в современной общественной борь-
бе.#
Современна ли сатира Маяковского?
--------------------------------
Жизнь меняется каждый день,зада-
вая всё новые и новые вопросы и не
давая ответов.Можно ли сейчас ска-
зать что-то справедливое в отноше-
нии творчества Маяковского? Трудно
разобраться в своём времени,а что
говорить о прошлом.Получается так,
что у каждого времени своя правда.
Какое оно время Маяковского?Удиви-
тельное время.Время трагедий,разъ-
единивших отцов и детей,время фан-
тастических прогнозов,святой и на-
ивной веры в человеческое братство,
мир во всём мере:"Хоть раз бы уви-
деть,что вот,спокойный,живёт чело-
век..." Мы тоже хотим в это верить.
Эта вера сближает поколения.Мы име-
ем право рассматривать лишь стерж-
невые вопросы творчества Маяковского,
опуская те его просчёты,заблуждения,
которые породило его время,о кото-
рых мы не можем судить,так как это
уже история.В последнем своём произ-
ведении "Во весь голос" Маяковский
сказал:"Я сам расскажу о времени и о
себе".У Владимира Высоцкого есть
такие слова"...добро всегда остаётся
добром,в прошлом,будущем и настоящем".
Для человека во все века непреложные
истины добра,справедливости,честности
были ориентиром в жизни и верой в са-
му жизнь.Смысл его творчества можно
определить первыми строками поэмы
"150000000":
Идея одна у неё-сиять в
настоящее завтра.
Но каким образом?
В диком разгроме
старое смыв,
новый разгремим
по миру миф.
Как сейчас по-новому читаются эти
строки.Пророчествовав одно,он,сам не
зная,предсказал другое.Мы действи-
тельно создали лишь новый миф.
Гром разодрал побережий уши,
и брызги взметнулись земель за
тридевять,
когда Иван,шаги обрушив,
пошёл грозою вселенную выдивить.
Вот так и получается,что,рассказывая
о себе,он рассказал и о нас,правда,
смысл эти слова в конце века приобре-
ли другой.Невозможно "рай" будущего
возвести на"трупе"прошедшего.Интерес-
но читать сейчас заключительную главу
этой поэмы про"Октябрьскую революции
сотую годовщину".Не получилось все-
мирного торжества по этому поводу.
В первоначальном варианте эта поэма
была названа"Былина об Иване".Она,
действительно, сегодня читается,как
фантастическая сказка,но уже о прош-
лом.Что интересно,поэма"Пятый Интер-
национал"имела первоначальное назва-
ние"Тридевятый Интернацирнал".Гово-
рят,что в истории всё повторяется по
кругу.В это действительно веришь,ко-
гда читаешь такой его плакат из РОСТА:
Только уголь даст хлеб.
Только уголь даст одежду.
Только уголь даст тепло.
А угля добываем всё меньше и меньше.
Как выйти из этого положения?
Делайте предложение!
Не сегодняшний ли это день? Разница
лишь в том,что плакаты теперь никто
не читает,впрочем,как и самого Маяков-
ского.Победа революции внушила неоп-
равданный оптимизм насчёт дальнейших
побед.Но человечество без проблем ни-
когда,наверное,не останется.Безрабо-
тица,низкий уровень жизни,низкая за-
рабатная плата,плохие жилищные усло-
вия,бюрократические извращения в ор-
ганах власти,хотя уже и не советской
-вот вопросы,которые решаются и по
сей день,а вернее всего не решаются.
Разве эти строки не о нас:
Слава,Слава,Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
+
Теперь
поговорим
о дряни.
И нечего нам сейчас добавить к его
фразе:"Дрянь пока что мало поредела".
Что ещё и о нас тоже? "Спросили раз
меня:"Вы любите НЭП?"-"Люблю,-ответил
я,-когда он не нелеп".А вот мудрое
политическое пророчество Маяковского-
экономиста:
На арену!
С купцами сражаться иди!
Надо счётами бить учиться.
Пусть "всерьёз и надолго" ,
но там
впереди
может новый Октябрь случиться.
Читай-август. А "Прозаседавшиеся"?
А"Бюрократиада"? Для сокращения шта-
тов избирается"тройка","тройка"выде-
ляет"комиссию и подкомиссию","комис-
сия"расширяет штат"сверхштатной сот-
ней",вопрос обсуждают на пленуме,
слушают,постановляют...
Только наших штатных современников
вся страна вместо работы с утра до
ночи слушает.Теперь мы, благодаря
телевидению,всей страной заседаем.
Бумага взад.
Бумага вперёд.
По проторенному другими следу
через замзава проплыла к преду.
Пред в коллегию внёс вопрос...
Гротеск"Прозаседавшихся"убийственный,
обнажающий абсурдность поведения лю-
дей,убивающих всё время и энергию на
бесконечные пустые заседания,напри-
мер,на заседание по поводу "покупки
склянки чернил Губкооперативом".
Разве мало в нашей жизни аналогичных
пустопорожних заседаний?Декреты,пос-
тановления,заседания,а "воз и ныне
там".
О,хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех
заседаний.
Бюрократия во все времена умела быс-
тро менять своё лицо,одевать новую
маску,иными словами,приспосабливаться.
Рой чиновников с недели на день
аннулирует
октябрьский гром и лом,
и у многих даже
проступают сзади
пуговицы
дофевральские с орлом.
Наш сегодняшний"Хулиган" всё тот же:
Смотрит-кому бы заехать в ухо?
Что башка не придумает дурья?!
Бомба из безобразий и ухарств,
дурости,пива и бескультурья.
Слова Маяковского из"Барышни и хулиг-
ана"надо сделать сегодняшним лозунгом:
Пора топором закона
отсечь гнилые дела и речь!
В "Стихотворении о Мясницкой,о бабе
и о всероссийском масштабе" поэт
опять прав:
Что бабе масштаб грандиозный наш?!
Бабе грязью обдало рыло,
и баба,
взбираясь с этажа на этаж,
сверху
и меня,
и власти крыла.
Действительно,"почему это о грязи на
Мясницкой вопрос никто не решает в
общемясницком масштабе?!"."Резолюцию"
Маяковского из стихотворения"Бюрокра-
тиада"можно считать резолюцией наших
дней:
По-моему,
это
-с другого бочка-
знаменитая сказка про белого бычка.
Говорят,что каждый великий поэт дол-
жен переживать сперва непризнание,по-
том признание,потом забвение-и возвра-
щение к себе.Это о Маяковском.Маяков-
ского часто называли поэтом будущего
времени.Сейчас он понятен,как никогда.
Его будущее наступило.#
" Люди холопского звания"
(по поэме Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо").
----------------------------------------
Поэма"Кому на Руси жить хорошо" -вершина
творчества Некрасова. Это произведение
грандиозное по широте замысла,правдивос-
ти, яркости и многообразию типов. Сюжет
поэмы близок к народному сказу о поисках
счачтья и правды. Но двинувшиеся в путь
крестьяне-- не странники-богомольцы. Они
символ тронувшейся с места, очнувшейся
России. Все люди, с которыми встречаются
семь мужиков,разные:одни счастливые,дру-
гие нет;бедные и состоятельные;бунтари и
"рабы". О последних хочется поговорить
отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас
рабской жизни,были и такие,которые свык-
лись со своим бесправным положением, хо-
лопы по убеждению.Яков Верный-холоп при-
мерный.Обиженный жестоким помещиком,Яков
в отместку кончает жизнь самоубийством у
барина на глазах.В поэме Некрасов созда-
ёт и образы холопов не только по положе-
нию, но и по своей психологии. Такой и
дворовый князя Переметьева,который счас-
тлив, вылизывая тарелки и допивая из рю-
мок иностранное вино.
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая...
Он молится:
"Оставь мне,господи,
Болезнь мою почётную,
По ней я дворянин!"
Близки к холопам Клим и Ипат- люди кня-
зя Утятина. Один называет себя рабом,не-
достойным,а барина-князюшкой.Другому дал
оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик:и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
+
С цыганами вожжается,
Бродяга,коновал!
Среди крестьян встречаются и такие,кото-
рые за деньги способны предать своих
товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шу-
тов. За службу в полиции его избивали во
всех деревнях, где он появлялся. Выражая
общее мнение людей о шпионах, Влас, один
из влиятельных крестьян, замечает по ад-
ресу Егорки:
Ай служба-должность подлая!..
Гнусь человек!-Не бить его,
Так уже кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завещание
об освобождении восьми тысяч душ.Рассказ
о крестьянском грехе повествуется Игна-
тием вслед за легендой Ионушки "О двух
великих грешниках".Рассказ даётся в под-
тверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик,а всё не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предательский-самый тяжёлый грех:
Всё прощает бог,
А Иудии грех не прощается.
Ой мужик!Мужик!Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маятся!
Для чего же Некрасов показал столько ти-
пов крестьян-холопов? Крепостное право
"калечит", делает из людей либо подхали-
мов, либо горьких пьяниц, разбойников, а
хуже всего-предателей. Реформа 1861 года
не улучшила положение народа, и недаром
крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
Явление"холопство", если так можно выра-
зиться, можно встретить и в наше время.
Большинство таких людей-"холопы" по пси-
хологии. "Холопство" пока неискоренено и
существует повсюду.#
Образы помещиков в поэме Некрасова
"Кому на Руси жить хорошо".
---------------------------------------
В поэме"Кому на Руси жить хорошо" Некра-
сов словно от имени миллионов крестьян
выступил гневным обличителем обществен-
но-политического строя России и вынес
ему строгий приговор. Поэт мучительно
переживал покорность народа,его заби-
тость,темноту.На помещиков Некрасов
смотрит глазами крестьян,без всякой
идеализации и сочувствия рисуя их обра-
зы.Сатирически гневно рассказывает Не-
красов о паразитической жизни помещиков
в недавнем прошлом,когда"дышала грудь
помещичья свободно и легко".Барин,вла-
девший "крещёной собственностью", был
полновластным царьком в своей вотчине,
где всё ему "покорствовало".
Ни в ком противоречия,
Кого хочу-помилую,
Кого хочу-казню.
Вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-
дуев.В условиях полной безнаказанности
и бесконтрольного произвола складывались
и правила поведения помещиков,их привыч-
ки и взгляды:
Закон-моё желание!
Кулак-моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..
Отмена крепостного права"ударила одним
концом по барину,другим по мужику".К
условиям жизни нарастающего капитализма
барин приспособиться не может и не жела-
ет,-неизбежным становится запустение
усадеб и разорение господ. Без всякого
сожаления говорит поэт о том,как"по кир-
пичику"разбираются господские дома.Сати-
рическое отношение Некрасова к барам
сказывается и в тех фамилиях,которыми
+
он наделяет их:Оболт-Оболдуев,Утятин-
"Последыш".Особенно выразителен в поэме
образ князя Утятина-"Последыша".Это ба-
рин,который"весь век чудил,дурил".Жес-
токим деспотом-крепостником остаётся он
и после 1861года.Совершенно не зная сво-
их крестьян,"Последыш"отдаёт нелепые
распоряжения по вотчине,приказывает на
"вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо-
ва,избу поправить заново,чтобы жили в
ней,плодилися и правили тягло!" Мужики
хохотом встречают этот приказ,так как
"той вдове-под семьдесят,а жениху --
шесть лет!" Глухонемого дурака"Последыш"
назначает сторожем,пастухам приказывает
унимать стадо,чтобы коровы своим мыча-
нием не будили барина.Нелепы не только
приказы"Последыша",ещё более нелеп и
странен он сам,упорно не желающий при-
мириться с отменой крепостного права.
Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом,как у ястреба,
Усы седые,длинные
И -разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый-мутный,пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан
и помещик Шалашников,"воинскою силою"
покорявший собственных крестьян. Ещё
более жесток управляющий немец Фогель.
При нём"настала каторга корёжскому
крестьянину-до нитки разорил!"-говорит
Савелий.Мужики и барин-непримиримые,
вечные враги."Хвали траву в стогу, а
барина в гробу",-говорит поэт. Пока
существуют господа,нет и не может быть
счастья крестьянину,-вот тот вывод, к
которому с железной последовательностью
проводит Некрасов читателя поэмы.#
Путь Пьера Безухова к счастью.
----------------------------------------
Чтобы жить честно,надо рваться,
путаться,биться,ошибаться,начи-
нать и бросать,и опять начинать
и опять бросать,и вечно бороть-
ся и лишаться.А спокойствие-ду-
шевная подлость.
Л.Н.Толстой
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого со-
стояла из нравственных исканий.Всю жизнь
он повторял одну и ту же молитву:"Госпо-
ди! Научи меня жить!" Романы свидетель-
ствуют о бесконечной душевной борьбе пи-
сателя. Задумав писать роман о декабрис-
те,вернувшемся из ссылки,он понял,что
для раскрытия внутреннего мира героев
ему надо вернуться на несколько лет на-
зад и окунуться в общество 1812 года.Но
работа с историческими книгами и архива-
ми заставила его вернуться к 1805 году.
Главной задачей Толстого было раскрытие
внутренней жизни героев."Люди, как ре-
ки...",-говорил он,подчёркивая этим сра-
внением необъятность,сложность челове-
ческой души,изменчивость и непрерывное
развитие внутренней жизни.Духовная кра-
сота любимых героев Льва Николаевича
проявляется в непрерывной внутренней
борьбе мыслей и чувств, в неустанных по-
исках смысла жизни,в мечтах о деятельно-
сти для пользы народа. На Пьера,которого
он задумал как декабриста,Толстой потра-
тил лучшие краски души своей.Безухов
ищет ответ на вопрос, поставленный перед
ним эпохой 60-х годов:что делать? Чему
посвятить жизнь?
"Он так всеми силами души своей всегда
искал одного:быть вполне хорошим",-эти
слова Пьера,сказанные об Андрее Болкон-
ском,относятся и к самому Пьеру.Впервые
встречаясь с ним в салоне Шерер,мы чув-
ствуем,что этот неуклюжий молодой чело-
век,как инородное тело,не в своей среде,
выглядит довольно нелепо.Он слишком ис-
кренен и естественен,чтобы скрывать свои
чувства за непроницаемой маской и сдер-
живать эмоции.Он не защищён от ошибок и,
как многие молодые люди того времени,во-
схищаются Наполеоном. А защищая перед
ярыми монархистами идеи французской ре-
волюции,он заходит так далеко,что совсем
уже не вписывается в это высокомерное,
презрительно относящиеся ко всему общес-
тво,и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пье-
ра в нужные рамки.В отличии от него Ан-
дрей Болконский уже устал от всего и
стремится на войну,надеясь найти там
применение себе и совершить подвиг,до-
быть славу себе,а,следовательно,и оте-
честву.Со сдержанно презрительной улыб-
кой прохаживается он между опостылившими
ему людьми,лишь встретив Пьера,он стано-
вится немного теплее и доброжелательнее.
Чувствуя себя довольно неуютно в салоне
Анны Шерер,Пьер тратит свои силы на раз-
гул в компании Долохова и Курагина, где
"золотая молодёжь"веселится,как ей угод-
но,доходя до безрассудства.Описывая раз-
влечения молодых людей,Толстой невольно
сравнивает их с помещением,в котором они
собираются.Сначала этот зал,освещённый
богатыми люстрами,сверкает своей изыс-
канностью,белизной и богатством. Столы,
покрытые белыми,накрахмаленными скатер-
тями,ломятся под тяжестью аккуратно,
строго симметрично расставленной сереб-
ряной посуды.С иголочки одетые молодые
люди рассаживаются за столы. Но через
полчаса комната в нечто,очень похожее на
хлев.Молодые люди,отбросив все приличия,
+
пьют вино,закусывая его жирным мясом,
спорят,ставят об заклад.Сам Долохов,пос-
порив,что выпьет бутылку вина,стоя на
карнизе,уже выиграл спор и принялся за
новое развлечение.Но когда Пьер решил
испытать себя,его остановили и успокои-
ли.Этим писатель хотел подчеркнуть,что
Пьера любили и уважали...
Молодой человек мечется,ошибается,совер-
шает одну из самых страшных ошибок- свя-
зывает свою жизнь с Элен. Воспользовав-
шись его детской беспомощностью в вопро-
сах брака,его женили на холодной Элен.Но
ищет счастья в супружеской жизни и не
находит его. Поиски правды приводят его
в масонскую ложу.Пьеру кажется,что в ма-
сонстве он нашёл воплощение своих идеа-
лов.Мысль о совершенствовании мира и са-
мого себя охватывает его. Идеи братства,
равенства и любви больше всего привлека-
ют молодого человека в масонстве.Он хо-
чет действовать,приносить пользу людям.
Прежде всего он решает облегчить участь
крепостных.Но ханжество и лицемерие про-
никли и в среду масонства.Нет и личного
счастья.В жизни его наступает полоса ра-
зочарований в личном счастье,в обществе-
нных идеалах.И вновь ошибки...
Пытаясь найти своё место,он едет на Бо-
родино и волею случая оказывается на са-
мом главном и опасном редуте.Пьер рад
любой работе:таскать ящики,помогать ра-
неным.Выглядит он очень нелепо,но симпа-
тии солдат всё же обращены к нему. Вид
бойни приводит его в ужас:"Нет, теперь
они оставят это,теперь они ужаснутся
того,что они сделали!" Всем своим видом
и душевным смятением выражает Пьер всю
антигуманную сущность войны.Оставшись в
Москве,он вновь сталкивается с ужасами
войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона,
видя в этом своё предназначение.Но пони-
мает вскоре,что Наполеон недоступен и
убить его невозможно.Спасая девочку из
огня пожара,Пьер попадает в плен,где пы-
тается понять этих людей,которые привык-
ли спать в пыли,отдавать последнее,не
оставляя себе самого нужного.Духовные и
физические страдания научили Пьера це-
нить жизнь и маленькие её радости.Встре-
ча с Платоном Каратаевым,который пред-
ставляет собой обобщённый крестьянский
образ,во многом меняет отношение Пьера к
жизни.Платон изменяет сознание Пьера
своей народной мудростью,даёт ему возмо-
жность понять иное мироощущение,не осно-
ванное на злой власти и жестокости. То,
что говорит Каратаев,обобщено,как особый
дух правды и красоты.
Любовь Наташи походит на награду Пьеру
за все лишения и душевные мучения. Ната-
ша,словно ангел,входит в его жизнь, оза-
ряя её тёплым,ласковым светом. Наконец
Пьер нашёл своё счастье в семейной жиз-
ни.Но искания его ещё не кончились.Путь
к правде слишком труден.Пьера не понима-
ют, но он не отчаивается, а доказывает
правоту своих прогрессивных идей.
Между Платоном Каратаевым и Безуховым-
стена,признанная Пьером. Но в семье час-
то вспоминают этого доброго,милого чело-
века.Пьер постоянно обращается мысленно
к нему,спрашивая себя:"А как бы поступил
он?" Николай Болконский любит Пьера, мы
чувствуем,что он продолжит дело Пьера, о
чём свидетельствуют его слова в конце
романа:"Да,я сделаю то,чем бы даже он
был доволен..."Он-это Андрей Болконский,
дух которого вселился в душу мальчика,
одобряя его и Пьера.#
"Отцы и дети" Тургенев.
----------------------------------------
Написание романа "Отцы и дети" совпало с
важнейшими реформами 19 века, а именно
отменой крепостного права.Век знаменовал
собой развитие промышленности и естест-
венных наук.Расширилась связь с Европой.
В России стали принимать идеи западни-
чества. "Отцы" придерживались старых
взглядов.Молодое поколение приветствова-
ло отмену крепостничества и реформы.
Базаров,нигилист,представляет "новых лю-
дей", в качестве главного противника ему
противопоставлен Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович-сын боевого генерала 1812
года.Окончил пажеский корпус.Имел пртив-
ное красивое лицо, юношескую стройность.
Аристократ,англоман,был смешлив,самоуве-
рен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата,сохранил аристократические привыч-
ки.Базаров -внук дьячка,сын уездного ле-
каря.Материалист,нигилист.Говорит он"ле-
нивым, но мужественным голосом", походка
"твёрдая и стремительно смелая". Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоз-
зрения Базарова являются его атеизм и
материализм.Он "владел особенным умением
возбуждать к себе доверие в людях низших,
хотя он никогда не потокал им и обходил-
ся с ними небрежно". Взгляды нигилиста и
Кирсанова были совершенно пртивоположны-
ми. С первой встречи они почувствовали
друг друга врагами.Павел Петрович,узнав,
что Евгений будет гостить у них,спросил:
"Этот волосатый?" А Базаров вечером за-
метил Аркадию:"А чудоковат у тебя дядя".
Между ними всегда возникали противоречия.
"У нас ещё будет схватка с этим лекарем,
я это предчувствую",-говорит Кирсанов. И
она произошла. Нигилист не обоснованно
доказывал необходимость отрицания как
образа жизни и естественно, в силу своей
низкой филосовской культуры,наталкивался
на логически верные заключения противни-
ка. Это и являлось основой неприязни ге-
роев. Молодёжь пришла разрушать и обли-
чать, а построением займётся кто-то дру-
+
гой."Вы всё отрицаете,или,выражаясь вер-
нее,вы всё разрушаете. Да ведь надобно и
строить",-говорит Евгению Кирсанов. "Это
уже не наше дело.Сперва нужно место рас-
чистить",-отвечает Базаров.Или на вопрос,
что же вы отрицаете, последовал краткий
ответ:"Всё".Они спорят о поэзии,искусст-
ве,философии. Базаров поражает и раздра-
жает Кирсанова своими хладнокровными
мыслями об отрицании личности, всего ду-
ховного. Но всё-таки,как бы правильно не
мыслил Павел Петрович,в какой-то степени
его представления устарели.Тем более,его
противник имеет приимущества:новизна мы-
слей, народу он ближе, ведь тянутся же к
нему дворовые люди.Безусловно,принципы и
идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно
наглядно это показано в сцене дуэли Кир-
санова и Евгения."Дуэль,писал Тургенев,-
введена для наглядного доказательства
пустоты элигантно-дворянского рыцарства,
выставленного преувеличенно комическим".
Но с мыслями нигилиста тоже согласиться
нельзя. Любовь к Одинцовой вызвала окон-
чательное поражение его взглядов,показа-
ла несостоятельность идей. В конце рома-
на герой умирает от заражения трупным
ядом.Природа берёт своё. После этих раз-
мышлений хочу не согласится с замечанием
И.Репина: "Из литературы два героя -как
образчики для подражания- преобладали в
студенчестве. Базаров и Рахматов." По-
моему, не всякий захотел бы взять себе в
образец такого человека,как Базаров.
Роман раскрывает жестокий и сложный про-
цесс ломки прежних социальных отношений.
Этот процесс предстал в романе, как раз-
рушительная стихия, меняющая привычное
течение жизни.Тургенев так строит роман,
что нигилист и Павел Кирсанов всё время
находятся в центре внимания.Современники
остро реагировали на появление произве-
дения. Реакционная печать обвинила писа-
теля в заискивании перед молодёжью,демо-
кратическая упрекала автора в клевете на
молодое поколение. Однако роман "Отцы и
дети" имел бешенный успех в российских
литературных кругах.#
Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
----------------------------------------
Для того чтобы осознать конфликт романа
во всей его полноте, следует понять все
оттенки разногласий Евгения Базарова и
Павла Петровича Кирсанова.
"Кто есть Базаров?"-спрашивают Кирсановы
и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По
мнению Павла Петровича,нигилисты попрос-
ту ничего не признают и ничего не уважа-
ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп-
ределить,только выяснив его позицию. Во-
прос,что признавать,на чём, на каких ос-
нованиях строить свои убеждения,-чрезвы-
чайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петро-
вича Кирсанова: право на ведущее положе-
ние в обществе аристократы завоевали не
происхождением,а нравственными достоинс-
твами и делами("Аристократия дала свобо-
ду Англии и поддерживает её"),т.е. нрав-
ственные нормы,выработанные аристократа-
ми,-опора человеческой личности.Без при-
нципов могут жить лишь безнравственные
люди. Прочитав высказывания Базарова о
бесполезности громких слов,мы видим, что
"принсипы"Павла Петровича никак не соот-
носятся с его деятельностью на благо об-
щества,а Базаров принимает только то,что
полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь".
"В теперешнее время полезнее всего отри-
цание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и
государственный строй,что приводит Павла
Петровича в замешательство (он "поблед-
нел").Отношение к народу Павла Петровича
и Базарова разное. Павлу Петровичу рели-
гиозность народа,жизнь по заведённым де-
дами порядкам кажутся исконными и ценны-
ми чертами народной жизни, умиляют его.
+
Базарову же эти качества ненавистны:"На-
род полагает, что, когда гром гремит,это
Илья-пророк в колеснице по небу разъез-
жает.Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно
и то же явление и называется по-разному,
и по-разному оценивается его роль в жиз-
ни народа. Павел Петрович:"Он (народ) не
может жить без веры". Базаров:"Грубейшее
суеверие его душит".Просматриваются раз-
ногласия Базарова и Павла Петровича в
отношении к искусству, природе. С точки
зрения Базарова,"читать Пушкина-потерян-
ное время,заниматься музыкой смешно,нас-
лаждатьтся природою-нелепо".Павел Петро-
вич,напротив,любит природу,музыку.Макси-
мализм Базарова,полагающего, что можно и
нужно во всём опираться только на собст-
венный опыт и собственные ощущения, при-
водит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой
обобщение и художественное осмысление
чужого опыта. Искусство (и литература, и
живопись,и музыка)размягчает душу,отвле-
кает от дела. Всё это "романтизм","чепу-
ха". Базарову,для которого главной фигу-
рой времени был русский мужик, задавлен-
ный нищетой,"грубейшими суевериями", ка-
залось кощунственным"толковать"об искус-
стве,"бессознательном творчестве", когда
"дело идёт о хлебе несущном".
Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети"
столкнулись два сильных,ярких характера.
По своим взглядам, убеждениям Павел Пет-
рович предстал перед нами как представи-
тель "сковывающей,леденящей силы прошед-
шего",а Евгений Базаров-как часть"разру-
шительной, освобождающей силы настоя-
щего".#
ВСТУПЛЕНИЕ.
Знание эпохи, в которую жил писатель, его
биграфии и мировоззрения помогает понять
его творчество. Почувствовать и по досто-
инству оценить литературное произведение-
значит соотнести нарисованные картины жизни
с самой реальной действительностью.
Идейное богатство, эстетические ценности
классического произведения русской литера-
туры становятся достоянием только такого че-
ловека, который подготовил себя к восприятию
содержания во всей его полноте.
Основоположник русской критики В.Г.Белинский
видел, например,величие Пушкина в том, что в
его художественном творчестве"отразилась вся
Русь,со всеми её...стихами,всё разнообразие,
вся многосторонность её национального духа."
Да и сам Пушкин считал одной из основных
черт художника его способность откликаться
на все явления жизни. То же самое можно ска-
зать и о /имя писателя/ и о его замечатель-
ном произведении /название произведения/...
+
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Произведение /название/ гуманистично."Писа-
тель, в какую бы эпоху он ни жил, является
членом общества, гражданином своей страны.
Писатель, если он только одарён творческою
силою создавать собственные образы, воспи-
тайся прежде, как человек и гражданин земли
своей, а потом уже принимайся за перо!.." -
справедливо писал Гоголь.Художественное про-
изведение, в том числе и /название/, воздей-
ствует одновременно на ум и чувства. Оно вы-
зывает радость,восторг,волнение,чувство гне-
ва,протеста,неудовлетворённоти... Сила его в
том, что оно учит образно мыслить, видеть
прекрасное и безобразное в самой реальной
жизни.
Писатель /имя/ -гуманист, ибо главное в его
творчестве-Человек,его судьба,его жизнь,свя-
занная с добром и злом, с нравственными, ду-
ховными началами. Мы благодарны писателю :
он учит нас потребности творческой деятель-
ности, бороться с тем,что мешает жить разум-
но и красиво, учит восприятию общечеловечес-
ких нравственных и эстетических ценностей и
вместе с тем неисчерпаемых национальных ду-
ховных сокровищ.