Евгений Онегин подготавливался всем ранним творчеством Пушкина , и следы его явственно заметны на многих его произведениях. Евгений Онегин подготавливался поэмой Руслан и Людмила, первым опытом Пушкина в эпическом роде, в котором он практически постигнул все законы и возможности свободной поэтической формы.
Он подготавливался в равной мере и южными поэмами Пушкина, где он впервые постиг для себя тот тип русского героя, который он изобразит столь живо и убедительно в Онегине. Многое в Евгении Онегине было подготовлено и ранней лирикой Пушкина. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения - и естественно, что он стал одним из самих совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина , но и всей русской литературы.
Евгений Онегин писался дольще, чем любое другое произведение Пушкина,- в течение более 7 лет. Он писался в Кишеневе и в Одессе, в Михайловском и в Петербурге, и в Болдине - писался в разные времена и при разных обстаятельствах жизни.За 7 лет , в течение которых он создавался , многое менялось и в России, и в самом Пушкине , и все эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразнй ее поэтичеслой историей .
При всем этом Евгений Онегин представляет собой удивительно цельное произведение . В самой пестроте и разнохарактерности картин , в разнообразии настоении ,
в быстрых переходов от темы к теме - цельное . Эта
цельость обуссловлена пежде всего единством и цельностью личности автора в романе . В свободном романе Пушкина автор не только один из его героев, но и самый главный его герой . Автор неотступно присутствует при всех сценах романа , комментирует их,
дает свои пояснения , суждения , оценки . Он присут -ствует не только как автор , литературно существующий
во всяком романе , а именно как персонаж , свидетель ,
отчасти даже участник событий и историограф всего происходящего.
Вся первая глава , казалось бы рассказывет
об Онегине ; его детсве , юности развлечениях , друзьях . Эпиграф
аф
к этой главе : и жить торопится и чувствовать
ть спешит
( Князь Вяземский) - тоже про Онегина . Но если прочесть главу повнимательней , мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф , мы узнаем о каждом из них очень много- об авторе почти столько же , сколько о герое. Они во многом похожи , недаром Пушкин сразу сказал об Онегине :добрый мой приятель . Но много у них и разного. Трудно,конечно, сравать реально жившего великого человека с другим, его фантазией. И все-таки насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем типичным представителем его эпохи! Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет лицемерить, казаться, являться;зато, как многие светские люди умеет скучать, томиться.
Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Этого мало: многие добрадушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит- имея глаза ничего не видеть. Светская жизнь убивала в Онегине не чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Онегин не был ни холоден, ни сух,ни черств, в душе его жила поэзия и вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет- все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собой. Связь с Ленским, юным мечтателем, все громче говорят против мнимого бездушия Онегина. И Пушкин любит молодого поэта - нет сомненья. Более того : те высокие идеалы, которым верит , которым покланяется Ленский, Пушкин называет чудесами. Ленский наивен, не знает жизни, но Онегину, конечно, интереснее с ним, чем с остальными соседями, которые благоразумно беседуют о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родине, - в этом коротком перечне - полная картина их бессмысленной, тупой жизни.
На первый взгляд, жизнь Онегина очень интересна: развлечения с утра до глубокой ночи, и такие яркие , богатые развлечения: прогулки, беседы с умными людьми, рестораны, балы.
Всегда, каждый день, каждый год, много летт подряд - одно и тоже. Пушкин беспощадно точно определяет эту жизнь: ... однообразна и пестра. И завтра тоже , что вчера.
Онегин- добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется;но он знает, и очень хорошо знает чего ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его безнравственность, но и отняла у него страсть сердца, теплоту души,доступность всему доброму и прекрасному. Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это днлают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды- воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстаятельств. Онегин- эгоист поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли роком.
Беда Онегина в том,что труд упорный ему был тошен. В нем живы ум, совесть, мечтания, но нет у него способности действовать, быть активным, которой, наперекор своему веку, обладали Пушкин и его друзья.
Мы часто говорим о поколении в целом, совсем не учитывая того, что каждая возрастная группа людей вовсе не одинакова, что в каждом поколении есть свои борцы и мыслители, герои и философы, трусы и подлецы, карьеристы и стяжатели; есть свои яркие и выдающщиеся личности - по ним-то мы чаще всего и судим обо всем поколении .
О чем может мечтать человек все в жизни испробовавший, и ничего для себя не нашедший ? Может быть , именно из-за этой преданности мечтам Онегин застрелиться , слава Богу , попробовать не захотел . Он все -таки надеялся ,
все таки верил , что есть какая -то другая жизнь , пусть еще не доступная ему , но должна же она быть ! Эту веру, эту надежду и ценит в нем Пушкин, а к разочарованности своего героя поэт относится сочувственно, но в тоже время с иронией. Онегин ничего не надо- и в этом его трагедия. Вот он получил наследство от отца - и предоставил его заимодавцам, большой потери в этом не видя. Конечно, говоря об Онегине, мы не можем не учитывать и не обвинять сформировавшую его среду, его век, его окружение- они отняли у Онегина умение любить жизнь и наслаждаться многими радостями жизни. Не случайно Онегиным начинается целый длинный ряд социальных типов и характеров, порожденных русской исторической действительностью и ярко запечатленных в послепушкинской русской литературе.Это и Печорин, и Обломов, и Рудин, и некрасивый Парин и др. Все они генетически восходят к пушкинскому Онегину. Онегиным Пушкин наметил общие социальные и человеческие приметы родственных характеров, игравших весьма существенную роль в русской исторической жизни, и одной из задач для тех писателей, которые пришли в литературу после Пушкина, было обнаружить их в современной действительности и художественно воплотить с достаточной степенью конкретизации, неповторимо-индивидуально. Как писал Герцен, образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России,и не потому,что хотели копировать его, а потому, что его постоянно находили возле себя или в самом себе.
Это в большей или меньшей степени относится и к Татьяне, и к Ольге, и к Ленскому. Они тоже социальные типы исторически значимы, и в их художественном воспроизведении Пушкин тоже был первооткрывателем. В них он запечатлел не только определенный род людей, но и определенный род жизненного уклада, культуры, социального сознания.
В художественном отношении все герои в романе едва ли не равноправны. Во всяком случае, их роль никогда не бывает ни второстепенной, ни подчиненной. Они существуют в художественной системе произведения как бы паралельно, с достаточной долей независимости. Конечно, Ольга оттеняет Татьяну, составляет для нее выразительный фон, помогает лучше понять ее духовную, идеальную высоту. Но она значительна и сама по себе ( в своей незначительности значительна), она тоже отражение жизни и эпохи. Конечно, Ленский,
с его романтической восторженностью и трогательным непониманием самых простых вещей, до некоторой степени облегчает нашу оценку Онегина, но еще больше он помогает понять некоторые существенные стороны русской жизни 20-х годов 19 в., помогает познакомиться с одним из самых интересных типов
людей того времени. Разочарованность рядом с романтической очарованностью, трезвостью рядом с восторженностью и идеальностью- все это несомненные приметы той исторической эпохи. Герои пушкинского романа не просто исторически значимы- само их художественное существование, характер их художественно воплощения несомненно определялись теми историческими задачами и целями, которые ставил перед собой Пушкин, создавая свой роман.
Его стремлением возможно шире показать исторические типы и через них живую, многообразную и многоголосную историческую эпоху обусловливается и наличие в романе большого количества так называемых эпизодических персонажей. Они не принимают условия в основном действии, мало или совсем не связаны с основными героями романа, но они до бесконечности раздвигают его рамки - и тем самым роман не только полнее отражает жизнь,но и сам становится, как жизнь: таким же бурлящим, говорливым, многоликим. Каждый из персонажей романа - не только главные- ярко типичны и незабываемы, а вместе, в целом они образуют большой художественный мир, в котором живая жизнь и живая история.
Со второй главы романа читатель вместе с автором из Петербурга попадает в один из глухих и прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидают новые впечатления, новые незабываемые картины, знакомство с новыми человеческими типами.
Цветы, любовь, деревня- понятно, что всему этому можно быть преданным душой. Праздность опостылела Онегину, от нее бежал он из Петербурга. Праздность, как и деятельность, бывает разная. Томительное безделие Онегина не имеет ничего общего с праздностью, знакомой Пушкину,- когда одинокие прогулки или часы, проведенные в сумерках у камина, наполненные мыслями, работой воображения, ума и сердца.
Когда душа человека пуста, ему тоскливо и скучно наедине с самим собой. В наше время на помощь такому человеку приходит техника: магнитофон, телевизор... Но ведь все это может так же надоесть, как надоели Онегину балы и карты. Спасает от тоски только душевная заполненность, богатство внутренней жизни- в нее входит наслождение природой, и роскошь человеческого общения, и просто умение думать. Конечно, жизнь яркого , думающего , значительного человека тоже не состоит из одного блаженства. Пушкин не хуже своего героя знал приступы грусти, отчаяния, тоски. Но он умел преодолеть их, победить. Есть у человека выход из любого, самого трагического положения. Всегда остается с нами природа, всегда остаются друзья- если они настоящие, остается наш труд- если мы научили себя находить в нем радость. А это уже так много, так бесконечно много...
Онегин писан был в продолжении нескольких,- и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести:они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманную.В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!
Известное определение Белинского, назвавшего поэму Евгении Онегин энциклопедией русской жизни, подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа.В Евгении Онегине перед читателем проходит серия бытовых явлений,нравописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.Не в том заключено реалестическое новаторство Евгения Онегина, что в нем описан быт, неоднократно изображенный до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том,что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками. По-новому, реалистически,то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу.
Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьми и крепостными крестьянами составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и пристижа. Это, в частности, привело к тому, что стремление увеличивать число душ доменировало над попытками повысить доходность поместья путем рационального землеиспользования. Герои Евгения Онегина довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина промотался, сам герой романа, после получения наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком.Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения. Слова долги, залог, заимодовцы встречаются уже в первых строках романа.Предпологалось, что дворянин на полученные при закладе деньги приобретет новые поместья или улучшит состояние старых и, повысив таким образом свой доход, получит средства на
уплату процентов и процентов и выкуп поместья из заклада. Однако в большенстве случаев дворяне проживали полученные суммы в банке, тратя их на покупку или строительство домов в столице, туалеты, балы.
Поэт изображает достаточно развернуто провинциальное дворянство как часть той общественной среды, где проходит жизнь Онегина. Сначала провинциальное общество показано символически в фантастической ситуации( сон Татьны). Сравнение мелкопоместного провинциального дворянства с фантастическими образами чудовищ из сна Татьяны подтверждается отмеченным еще современниками параллелизмом в описании Пушкиным съезжающихся на именины гостей.Не следует подыскивать каждому из гостей параллели среди фантастических образов. Рой чудовищ, соотнесенный с толпой гостей, нужен был автору для создония общего впечатления о дикости, праздности, косности, жестокости, мертвенной среды, в которой оказался его герой.К поколению незаурядных представителей дворянского общества принадлежит и Онегин,судьба которого обрисована в следующей строфе ( Предметом став суждений шумных). Между людей благоразумных Онегин слывет притворным чудаком, потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих людей,- значит притворяться. Его героя тяготит то, что составляет цель жизни благоразумного большенства в современном ему обществе.Таким образом, в порвых строфах главы Странствие была намечена и получила развитие тема Онегина как лишнего человека в дворянском обществе. Но почему он лишний? Онегин предан мечтанью, отличается озлобленным умом, Кипящим в действии пустом потому, не может жить по рецептам и канонам поведения и образа мыслей благонамеренных обывателей. Но он не может и активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же он ничем заняться не умел.Автор не скрывает своих симпатий и антипатий, неприятия многих сторон современных ему нравов, выступая перед читателями как человек определенной эпохи. В романе немало критических оценок светского общества. Автор боиться мертвящего упоенья света, в котором можно Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть. Он иронически замечает: И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой. С огорчением констатирует он распростронение эгоизма, чванства, карьеризма ( Мы почитаем всех нулями...Мы все глядим в Наполеоны), сетует на коварство иных друзей ( Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, боже! ,на равнодушие в отношениях между родственниками) Иронически говорит Пушкин и о двух типах светских женщин: о красавицах недоступных, ...непостижимых для ума, с их спесью модной; и о причудницах самолюбиво равнодушных Для вздохов страстных и похвал, расчетливо кокетливых. Автор- противник жеманства в жизни и в литературе. С горечью Пушкин замечает :Мы должны Признаться: вкусу очень мало у нас и в наших именах (не говорим уж о стихах) ; Нам просвещенье не пристало, и нам досталось от него жеманство - больше ничего.Нравственность в светском обществе носит чисто внешний характер. Автор - гармоническая натура, человек, любящий жизнь во всем богатстве ее проявлений. Не случайно многие авторские отступления начинаются глаголом люблю. Не раз говорит поэт о природе. Он восхищается петербурским балатом и несравненным искусством прославленной балерины Истоминой, одесской оперой, обаянием женской красоты. Он упивается дыханьем ночи благосклонной, очарован напевом Торкватовых октав. Поэт любит веселье светского бала.Образ автора существенно расширяет представление читателей об изображаемой в романе жизни России в 20-е 19в., потому что Пушкин является одним из ярчайших носителей и выразителей передового общественного сознония своего времени, реформатором русской литературы и русского литературного языка. Образ автора помогает глубже понять характеры Онегина и других героев романа. Лирическое начало пронизывает все компоненты содержания и формы Евгения Онегина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.
Героиня романа, влюбленная в Онегина, склонна его идеализировать. И тогда ее сознание озаряется неожиданной догадкой : неужели Онегин подражает безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с озлобленным умом? В таком случае он не настоящий человек, а всего лишь ничтожный призрак, чуждый ей по духу человек ( ведь ей органически чужды подражательные затеи). Затем следует новый вариант