ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник лОчерки и рассказы╗ (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, лсвободной╗ морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе лМать╗ (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса лНа дне╗, 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В локуровском╗ цикле (роман лЖизнь Матвея Кожемякина╗, 1910-11) Ч пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге лНесвоевременные мысли╗ (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: лДетство╗ (1913-14), лВ людях╗ (1915-16), лМои университеты╗ (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах (лЕгор Булычов и другие╗, 1932), в незавершенном романе-эпопее лЖизнь Клима Самгина╗ (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).

* * *

Г�ОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород Ч 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. лсеребряного века╗) и советской литературы.

Происхождение, образование, мировоззрение

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) Ч сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) Ч из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное Ч заменила мать, лнасытив╗, по словам самого Горького, лкрепкой силой для трудной жизни╗ (лДетство╗).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос лсамоучкой╗. Тяжелая работа (посудник на пароходе, лмальчик╗ в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. лМы в мир пришли, чтобы не соглашаться...╗ Ч сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова лПеснь старого дуба╗.

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, лходил в народ╗, странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с лКапиталом╗ К. Маркса и лИсторическими письмами╗ П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и Ч парадоксальным образом Ч породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где лБог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом╗ (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Ранний Горький (1892-1905)

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией Ч А. Пешков; обозначения лА. М. Горький╗ и лАлексей Максимович Горький╗ контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете лКавказ╗, где был напечатан первый рассказ лМакар Чудра╗. В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале лРусское богатство╗ (рассказ лЧелкаш╗). В 1898 в Петербурге вышла книга лОчерки и рассказы╗, имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе лДвадцать шесть и одна╗ и первая большая повесть лФома Гордеев╗. Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой лидейного лиризма╗. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода лфилософию╗, которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с лправдой жизни╗. Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно лвопрос о Горьком╗ и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 Ч начала 20 вв. и который критика сравнивала со лсверхчеловеком╗ Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества лЗнание╗ и вскоре стал выпускать лСборники товарищества лЗнание╗, где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.

Вершина раннего творчества, пьеса лНа дне╗, в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление лНа дне╗ с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького Ч лМещане╗ (1901), лДачники╗ (1904), лДети солнца╗, лВарвары╗ (обе 1905), лВраги╗ (1906) Ч не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Между двух революций (1905-1917)

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). лКаприйский╗ период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о лконце Горького╗ (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести лМать╗ (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести лГородок Окуров╗ (1909), лДетство╗ (1913-14), лВ людях╗ (1915-16), цикл рассказов лПо Руси╗ (1912-17). Споры в критике вызвала повесть лИсповедь╗ (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим лзаигрывание с боженькой╗.

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи лколлективного разума╗, к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до локопной вши╗, лпушечного мяса╗, когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: лКак же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?╗

Годы эмиграции (1917-28)

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не лмузыку╗, а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В лНесвоевременных мыслях╗ (цикл статей в газете лНовая жизнь╗; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, лзвериным╗ и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге лО русском крестьянстве╗ (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства лВсемирная литература╗, открытие лДома ученых╗ и лДома искусств╗ (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш лСумасшедший корабль╗ и книге К. А. Федина лГорький среди нас╗). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл лРассказы 1922-24 годов╗, лЗаметки из дневника╗ (1924), роман лДело Артамоновых╗ (1925), начал работать над романом-эпопеей лЖизнь Клима Самгина╗ (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

Возвращение

В 1928 Горький совершил лпробную╗ поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание лЖизни Клима Самгина╗, панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства Ч фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство лАcademia╗, книжные серии лИстория фабрик и заводов╗, лИстория гражданской войны╗, журнал лЛитературная учеба╗, а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Обстоятельства смерти

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Ч Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Сочинения:

Собрание сочинений. М., 1949-55. Т. 1-30.

Полное собрание сочинений. Художественные произведения. М., 1968-76. Т. 1-25.

О литературе. М., 1980.

Переписка М. Горького. М., 1986. Т. 1-2.

Литература:

Груздев И. Горький и его время. М., 1962.

Бабаян Э. Ранний Горький. М., 1973.

Муратова К. Д. М. Горький: Семинарий. М., 1981.

Максим Горький. Из литературного наследия: Горький и еврейский вопрос. Иерусалим, 1986.

Горький и его эпоха. М., 1989. Вып. 1-2.

Примочкина Н. Писатель и власть. М., 1996.

Barry P. Scherr. Maxim Gorky. Boston, 1988.

Armin Knigge. Maksim Gor'kij. Das literarische Werk. Munchen, 1994.

П. В. Басинский

 

 

Хостинг от uCoz