Композиционное своеобразие романа "Герой нашего времени".

Композиционная сложность   романа    неразрывна    связана    с психологической сложностью        образа    главного    героя.

Неоднозначность характера   Печорина,   противоречивость  этого образа выявлялась  не только в исследовании самого его духовного мира, но  и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов    не  сразу  нашел  композиционное  решение романа, согласно  которому читатель постепенно  приближается  к герою.

  Композиция романа подчинена логике раскрытия образа  главного героя. В    первой  части  мы  видим  Печорина  глазами Максима Максимыча. Этот  человек искренне  привязан  к  Печорину,   но духовно глубоко     ему  чужд.    Их  разделяет  не только разница

социального положения и  возраст.   Они  -  люди  принципиально различных типов            сознания  и  дети  разных  эпох.  Для штабс -

капитана, старого  кавказца,  его молодой  приятель  -  явление чужеродное , странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин    предстает   как   человек   загадочный   , таинственный.

Максим Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ

- один из важнейших в романе , ибо этот человеческий тип очень характерен для России  первой  половины  минувшего  века.   В

условиях вечной    войны  формировался  новый  тип  "русского кавказца" - чаще всего это были  люди,   подобные  Ермолову  , превыше всего ставящие закон силы и власти ,  и их подчиненные


 

- добрые,  искренние и  нерассуждающие  воины.   Такой  тип  и

воплощен в образе Максима Максимыча.

   Кавказ называли "теплой Сибирью", куда в действующую армию ссылали неугодных   -  в  частности и многих декабристов.  На Кавказ ехали и молодые люди  в  жажде  побывать  в  "настоящем деле" ,  туда стремились и как в экзотическую страну чудес, в край свободы...

Эти черты  Кавказа  так  или иначе сродни Печорину:  в нем есть нечто от черкеса (его безумная скачка  на  коне  по  горам  без дороги после   первом  свидания с Верой!); он естествен в кругу княжны Лиговской.  Единственный человек с кем  у  Печорина  нет ничего общего,  это Максим Максимыч.  Лапши разных поколений,

разных эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и  Печорин абсолютно чужды            друг  другу.   Потому  и  запомнился  Максиму

Максимычу его давний подчиненный,  что так и не смог он понять, разгадать его.   В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших событий в     его   жизни;   тогда   как  для  Печорина  и  сам штабс-капитан, и  история с Бэлой - лишь эпизод в  ряду  других. Даже при   случайной  встрече,   когда  Максим  Максимыч  готов кинуться ему в объятия,  Печорину не  о  чем  с  ним  говорить: вспоминать Бэлу  -  болезненно,  рассказать старому приятелю -

нечего... "Мне пора Максим Максимыч." Итак, из новеллы "Бэла" (кстати, написанной позже других)  мы узнаем о существовании

некоего Печорина - героя романтической истории  с  черкешенкой. Зачем Печорину   понадобилась  Бэла; почему,  едва добившись ее любви, он  скучает и томится; отчего  бросился  отбивать  ее  у Казбича (ведь   разлюбил!);  что мучило его у постели умирающей Бэлы и   почему  засмеялся  когда  добрейший  Максим   Максимыч попытался его  утешить?  Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине - 'все тайна, поведение героя читатель волен объяснять в меру   собственного  воображения.   В главе "Максим Максимыч" завеса тайны   начинает  приподниматься.    Место   рассказчика занимает давешний   слушатель  штабс-капитана,   путешествующий офицер. И  таинственному герою "кавказской  новеллы"  придаются какие-то живые черты,  его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть   и  кровь.   Странствующий  офицер  не   просто описывает Печорина   он  дает  психологический  портрет.   Он ­человек того же поколения и близкого,  вероятно,  круга.   Если Максим Максимыч      ужаснулся,  услышав от Печорина о томящей его


 

 скуке: "...жизнь моя становится пустее день ото дня...", то его

 слушатель принял   эти слова без ужаса как вполне естественные:

 "Я отвечал,  что много есть людей,  говорящих то же самое;  что

 есть, вероятно,   и такие, которые говорят правду..." И поэтому

 для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе  и  понятнее;  он

 многое может объяснить в трое:  и "разврат столичной жизни",  и

 "бури душевные",  и  "некоторую  скрытность",   и  "нервическую

 слабость". Так,     загадочный,   ни на кого не похожий Печорин

 становится более или менее типичным человеком своего времени, в

 его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности.


 

    И все  же  загадка  не  исчезает,   "странности"   остаются.

 Повествователь отметит  глаза Печорин "они не смеялись,  когда

 он смеялся!" В них рассказчик попытается угадать "признак - или

 злого нрава,    или  глубокой посмеянной грусти"; и поразится их

 блеску: "то    был  блеск,   подобный  блеску  гладкой   стали,

 ослепительный, но   холодный"; и поежится от "проницательного и

 тяжелого" взгляда...  Именно поэтому  так  рад  путешественник,

 заполучив записки  Печорина:  "Я схватил бумаги и поскорее унес

 их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся." Написанное от лица

 повествователя предисловие к "Журналу

Печорина" объясняет его интерес к этой личности.  Он  говорит  о

 бесконечной важности изучения "истории души человеческой", о необходимости понять истинные причины побуждений,   поступков,

 всего характера человек "...и может быть, они найдут оправдания

поступкам, в    которых  до  сих  пор  обвиняли..."   Все   это

 предисловие подтверждает   духовную  близость  повествователя и

 кроя, их    принадлежность  к   одному   поколению   и   одному

 человеческому типу:      вспомните,    например,    рассуждения

 рассказчика о   "коварной   неискренности   истинного   друга",

 оборачивающейся "неизъяснимой   ненавистью,  сгорая,  таясь под

 личиной дружбы,  ожидает только смерти или  несчастия  любимого

 предмета, чтоб    разразиться  над  его головою градом упреков,

 советов, насмешек  и сожалений".  Как близки эти слова  горьким

 мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как объясняют они его

 убеждение "я к дружбе не способен"!

   Мнение рассказчика о Печорине выражено однозначно: "Мой ответ

 - заглавие этой книги".  Это же и объяснение  его  напряженного

 интереса к   герою:  перед нами не только своеобразный человек,

 типичный для  своей  эпохи.   Герой  времени  -  это  личность,

 сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный

 человек появиться не мог бы.  В нем сконцентрированы все черты,

 все достоинства   и  недостатки  его  времени.  В предисловии к

 роману Лермонтов полемически заявляет:  "Герой нашего  времени,

 милостивые государи мои,  точно портрет, но не одного человека:

 это портрет,  составленный из пороков всего нашего поколения, в

 полном их  развитии." Но свой роман "едких истин" он создает не

 для того,  чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало,

 чтобы люди   увидели  себя,   взглянули-  в  собственное  лицо,

 постарались понять себя  самих.   Это  и  есть  главная  задача

 лермонтовского романа Как бы ни был близок Печорин рассказчику,

 полностью понять его он  не  может.   Для  полного,   глубокого

 понимания Печорин должен сам сказать о себе. И две трети романа

 составляет его исповедь.

  Мы много  говорили  об исповедальном характере лермонтовской лирики: это  одна из  главных  черт  его  творчества.   Именно поэтому так

 важно, что Печорин,  ни в коей мере  не  являясь  автопортретом Лермонтова ("Старая и нелепая шутка!" - говорится в предисловии о подобном толковании),  все же часто бесконечно близок автору в своих  оценках,  эмоциях,  рассуждениях.  Это создает особое ощущение общности беды и

вины автора  и  его героя.  Как и в "Думе",  поэт,  ощущая себя

внутри поколения,  разделяя его вину и судьбу, своим пониманием

 общей трагедии,

  яростным негодованием и всей горечью  размышлений  выходит  из

общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые высоты духа.


 

   Композиция "Журнала Печорина" очень своеобразна.  Это как бы "роман в романе". Первая новелла "Тамань" - единый рассказ о

происшествии, приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы всего "журнала":   стремление  Печорина  к  активным

действиям; "любопытство",       толкающее    его    ставить

"эксперименты" над собой и

окружающими, вмешиваться в дела,  до него не касающиеся;  его безрассудная храбрость   и  романтическое  мироощущение.  И ­главное! -  стремление понять,  что  движет  людьми;  выявить мотивы их поступков,


 

постичь их психологию.

"Княжна Мери  построена  из  дневниковых  записей  - это почти ежедневная летопись      жизни  Печорина.   И   причем   он   не

интересуется "общими  вопросами".  Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках.

Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в свою судьбу и жизнь окружающих,  меняя ход вещей таким образом,  что он привел к взрыву, к столкновению. Так было в "Бэле", когда но круто изменил   судьбу  девушки,   Азамата,  их отца,  Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок.  Так было в "Тамани",  где он вмешался    в  жизнь  "честных  контрабандистов",   в"Княжне Мери"... И  он не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит  в их судьбы свою неприютость,  свое бездомье и тягу к разрушению Дома - символа вечной жизни,  непричастности к общей судьбе ,  укрытия от ветров эпохи. Вопрос предназначения , рока , единоборства  человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью    этой  проблеме  посвящена завершающая глава "Фаталист", в  которой  Печорин  пытается  создать  некоторую

"модель судьбы". Существует ли предопределение или нет его;если но есть, то каковы пределы самостоятельности личности - все это

не предмет   отвлеченных  умствований  для  Печорина  ,  но самый насущный вопрос.  Ибо ответ на него даст ключ к разгадке жизни


 

и человеческой натуры,  сможет, наконец, объяснить Печорину его собственную душу и судьбу.

Лирический герой Лермонтова

Главная тема Лермонтова - личность в  процессе  самопознания  и само воплощения, то   есть развития.  Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода:  это  лирические зарисовки, отрывки из  дневника  -  недаром  часто  он  их

озаглавливает, как  дневниковые  записи  -  датой  или  словами "отрывок", "исповедь",  "монолог". Лирика Лермонтова - летопись становления души,    и  в  этой ???   абсолютной

искренности -   истинное художественное открытие автора.События духовной ЖИЗНИ интересуют поэта В момент ИХ  свершения,   а  не post factum   Его  волнует  сам  механизм внутреннего движения. Лирический герой   всего  лермонтовского  творчества  предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все,   что в жизни автора не случайно,  но  является фактом Судьбы.

Всему внутреннему  строю  Лермонтова  глубоко  соответствует

бунтарский, байроновский    романтизм  -  с  тем культом тайной избранности личности,  высокой Судьбы,  борьбы с Роком,  тяги к миру - и отторжения от людей:  Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом   и    историзмом    как

основополагающими художественными   принципами.   И  творческий метод Лермонтова,  во всяком случае до "Героя нашего  времени", можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отметает,  как мы  уже  говорили,   все  случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств.  Каждое же событие,  "работающее" на  Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак,  тщательно психологически исследуется, анализируется.

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности


 

бытия. Тайна  жизни и смерти воспринимается им в рамках  вечной

 жизни духа.    Таким  образом,   мы  находим  ключевые  слова к

 миропониманию поэта:   оно  строится  на  понятиях  личности  и

 Судьбы. Эти    категории  восприняты  Лермонтовым  во  всей  их

 неоднозначности. И  сама  неоднозначность  понятий  приводит  к

 внутренней конфликтности миросознания поэта.

    Его духовный   мир   и   мир    внешний    поражают    своей

 раздробленностью, принципиальным      нарушением  взаимосвязей.

 Лермонтов погружается в исследование  сложного духовного  мира

 человека, чья    мысль  вечно  бодрствует  в стремлении познать

 истину и достичь абсолютного совершенств.  Эта тяга к идеалу, к

 высшему совершенству    при  осознании  несовершенства  мира  и

 человека есть   удивительная,   чисто  лермонтовская  трактовка

 основного романтического   конфликта между несовершенством мира

 вообще и идеальными устремлениями  личности.   В  этот  внешний

 конфликт романтизма   Лермонтов  привнес глубочайший внутренний

 конфликт личности,  постоянное противоборство разнонаправленных

 сил - сил добра и зла - в душе человека. Исследование духовного

мира бесконечно.  И эту бесконечность открыл русской литературе

 Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Исследуя истоки добра и зла , Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного   закона :  и добро и зло находятся не вне человека ,  но внутри его,  в его душе.  Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

Художественное своеобразие  и  историко-философская проблематика "Песни про  царя  Ивана  Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова"

  Поэма 1837  пуда  "Песня про царя Ивана Васильевича,  молодого

 опричника и   удалого  купца  Калашникова"  в  контексте   всего


 

 творчества поэта   воспринимается  как  своеобразный  итог работы

 Лермонтова над русским фольклором.

  Интерес к  фольклору  характерен для 30-х годов прошлого века.

 глубокий кризис  переживала  страна  Находясь  "на  перепутье",

 которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское

 общество пыталось   найти  выход,   опираясь   на   "внутренние

 ресурсы". Дворянская     и  народная  культуры  в  России  были

 разделены глубокой пропастью:  у  нас  не  было  того  среднего

 класса, буржуазии,   который в Европе "соединял" аристократию и

 простонародье, обеспечивал     взаимопроникновение   культурных

 традиций и  этических  принципов.   В  30-о  годы  такую  роль

 посредника" взяла на себя литература.

  Давайте вспомним,   каким  обостренным  интересом к народу,  его

 жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830  год!

 Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший "Вечера

 на хуторе близ Диканьки",  которыми  зачитывалась  вся  Россия;

 появляются "собиратели народных сказаний"...

  В 30-ых годах XIX века  разгораются  ожесточенные  философские

 споры о  судьбах России.  Обобщенно можно выделить два основных

 направления споров:  западники и славянофилы.  Западники видели

 путь развития России в европеизации; славянофилы же утверждали,

 что у России свой особый путь.

Лермонтову эти  споры  не  были  безразличны.   Он  достаточно активно включался   в  них,   но  не  примкнул  ни  к   одному направлению. Ему глубоко чуждо было стремление европеизировать Россию. Западная

 цивилизация казалась  ему  пораженной  духом  скепсиса,   эпоха

 Просвещения привила европейскому обществу вкус к  умозрительной

 философии, доминирующей   над чувствами.  Идеалы Просвещения во

 многом надуманы,  они  противоречат  человеческой  природе:   и

 проповедь Руссо,    согласно которой счастье достижимо лишь при

 абсолютной бедности,  при полном отказе от благ цивилизации;  и

 оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да и что дало России

 просвещение без возможности применить накопленные знания,   без

права даже   высказать  свободно  свои  мысли?   Путь  западной


 

 цивилизации представляется Лермонтову тупиковым:

               Не так ли ты, о европейский мир,

Когда-то пламенных  мечтателей  кумир,  К могиле клонишься бесславной головою...

      Но Лермонтову   чуждо   во   многом    и    мировоззрение

славянофилов, идеализировавших       феодальную    Россию    ,

ориентировавших развитие страны по "восточному" азиатскому пути.

"Песня..." написана  в  особом  жанре .   Лермонтов   стремился

приблизить поэму   к  эпическим  фольклорным сказаниям.  Гусляры тешащие "Песнью" "боярина  и  боярыню  его  белолицую",   играют важнейшую роль в структуре поэмы

. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним  как бы произведение устного народного    творчества.   Следовательно   нравственные

позиции, с  которых оценивают  персонажи  "Песни...", не  лично

авторские, а   обобщенно - народные.  Это многократно усиливает

торжество "правды   -  матушки"  в   сказании,    ибо поступок

безвестного купца  Калашникова ,  защищавшего свою личную честь,


 

стал фактом народной истории.

Хостинг от uCoz