1.

 

Александр   Сергеевич  Пушкин  родился  6  июня  (26  мая  по  старому стилю)  1799  году  в  Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил  из  помещичьей,  когда-то богатой семьи. От имений предков (в  Нижегородской  губернии)  до  него дошло немного; но и дошедшее он проматывал,  совершенно  не  интересуясь хозяйственными делами; служил он  в  Московском  комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых  было  много  писателей,  а брат его Василий Львович приобрел известность  как  поэт.  В  доме Пушкина интересовались литературой, а сам  Сергей  Львович  был  поклонником французских  классиков  и  сам пописывал   французские   и  русские  стихи,  которые,  впрочем,  были известны  только  знакомым  и  родственникам.  Мать  Пушкина,  Надежда Осиповна,  урожденная  Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.

  Воспитание  Пушкина   было  безалаберным. Сменявшиеся   французы- гувернеры,  случайные  учителя  не  могли  иметь 

 

2.

 

глубокого влияния на ребенка,  в   значительной  степени   предоставленного  самому   себе.

Детство Пушкин  провел в  Москве, выезжая  на лето  в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.  Кроме Александра у Пушкиных были  дети  - старшая  дочь  Ольга  и  младший  сын  Лев.  Родители не уделяли многовнимания детям, да, по-видимому,  Александр не был любимым  ребенком в семье. 

   Его  брат  писал  впоследствии  о  детских  годах  Александра:   "До одиннадцатилетнего  возраста  он  воспитывался  в  родительском  доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом  году возраста, умея уже  читать и писать,  он сочинял на  французском языке маленькие комедии и  эпиграммы на своих  учителей.  Вообще  воспитание

его мало заключало в себе русского.  Он слышал один французский  язык; Гувернер  был  француз,  впрочем  человек  неглупый  и   образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений.   Ребенок

проводил бессонные ночи  и тайком в  кабинете отца пожирал  книги одну за другою".  В 1810  году возник  проект устройства

3.

 

привилегированного учебного заведения -  лицея в Царском  Селе, при дворце  Александра I.

Пушкин, обладавший  влиятельными знакомствами,  решил определить  туда своего сына  Александра.   В июне  1811 г.   Александр со  своим дядей поехал  в   Петербург,  благодаря имеющимся  связям,   Пушкину  былообеспечено поступление. 12 августа он выдержал  вступительный  экзамен.19  октября  был  торжественно  открыт  лицей  и  с этого дня началась лицейская жизнь  Пушкина.   Лицей был  закрытым учебным  заведением, в него  было  принято   всего  30  учеников.   Это  были  дети   средних  малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

  В связи с политическими  событиями 1812 г. Взятие французами Москвы ставило  под   угрозу  Петербург.    Из-за   большого  потока   солдат проходившего через  Царское Село,  в лицее  воцарился либеральный дух.

В лицей проникали  сплетни об Александре  I и его  окружении. Кругозор Пушкина  в  то  время  расширял  П.   Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе.  Чаадаев был настроен весьма либерально, он  вел

 

4.

долгие  политические  беседы  с  Пушкиным  и  сыграл  немалую  роль  в нравственных  понятиях  Александра.    Впоследствии  Пушкин   посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.

Именно в лицее  у Пушкина появляються настояшии друзья.  На первый курс было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише,

а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано” , Вельгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других  забавных прозвищ.    

  В лицее  Пушкин плотно  занимался поэзией,  особенно французской, за

что  он  и  получил  прозвище  "француз".  Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал  первенство. Из русских поэтов Пушкина  привлекал Батюшков и вся  группа писателей, объединившиеся вокруг  Карамзина.   С этой  группой Пушкин  был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож  в

 

5.

нее.  В  доме Карамзина, который  находился в Царском  Селе, Александр познакомился с Жуковским и  Вяземским, их влияние особенно  отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. 

  Любимым поэтом Пушкина был Вольтер,  именно ему пушкин был обязан  и ранним  своим  безбожием,  и  склонностью  к сатире, которая, впрочем,

находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов  и от шутливых  сатир Батюшкова.  В лицее  Пушкина также  коснулись новые течения  поэзии  того  времени:   "Оссианицизм"  и  "Барды".   К концу

пребывания   в   лицее   Пушкин   подвергся   сильному  влиянию  новой элегической  поэзии,  связанной  с  деятельностью  таких   французских

поэтов, как  Парни и  Мильвуа.   Литературная лицейская  слава Пушкина пришла к нему в 15 лет,  когда он впервые выступил в печати,  поместив в  ]"Вестнике  Европы"  в   июльском  номере 

стихотворение  "К   другу стихотворцу".

  В октябре 1815 года  образовалось литературное общество "Арзамас"  и просуществовало оно до конца 1817 года.

 

6.

  Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества.   Одним из них был кружок писателей,  собиравшихся у Оленина.  Там  собирались

противники "Беседы"  но и  не сторонники  "Арзамаса".   Предводителями этого кружка  были баснописец  Крылов и  Гредич.   Пушкин ценил  обоих

этих людей и  впоследствии посещал Оленинский  кружок. Но в  лицейское время Пушкин  находился под  влиянием Арзамаса,  вдохновленный сатирой Батюшкова  на  борьбу  с  "Беседой"  Пушкин  разделял  все  симпатии и антипатии "Арзамаса". 

  Срок  пребывания  в  лицее  кончился   летом  1817  года.   9   июня состоялись  выпускные  экзамены,  на  которых  Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие". 

  Арзамасец  Ф.   Вигель  писал  в  своих  воспоминаниях:   "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены  "Арзамаса" как на счастливое  для них происшествие, как на торжество.  Сами родители его не могли  принимать в нем  более нежного  участия; особенно  Жуковский, восприемник  его в "Арзамасе", казался счастлив,  как будто бы  сам бог послал ему милое чадо.  Чадо  показалось

 

7.

довольно шаловливо  и необузданно, и  мне даже больно  было  смотреть,  как  все  старшие  братья на перерыв баловали маленького брата.  Спросят:  был ли он тогда либералом?  Да как же  не быть  восемнадцатилетнему  мальчику,  который  только  что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью  в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре".

 

   19 октября  до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну хотябы нашумевшая история с “гогель - могелем”.

История такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель - могель” и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома , он начал шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера , и он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски. Пущин , Пушкин и Малиновский обьявили, что это их дело и что

 

8.

они одни виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему должность директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виноовных сделал им строгий выговор и передал дело на

рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора,  в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов,  директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же было взыскано,  имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением и дело сдано было в архив.

Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

 

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

9.

 

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине ?

Помнишь ли друзей шептанье

Вокруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье ,

Пламя трубок грошевых ?

Закипев, о , скол прекрасно

Токи дымные текли!

Вдрук педанта глас ужасный

Нам послышался в дали, -

И бутылки вмиг разбиты ,

И бокалы все в окно,

Всюду пополу разлиты

Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо...

 

В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :

 

Товарищ милый, друг прямой ,

Тряхнем рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродну скуку:

Не в первый раз мы в месте пьем,

Нередко и бранимся ,

Но чашу дружества нальем -

И тот час помиримся.

 

Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.

Фрейлина. “Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина , - рассказывакт Комаровский . - Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелисти в стихотворении

 

10.

“К живописцу”, которое было положенно на ноты лицейским товарищем Пушкина  Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.

29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнеке:

 

Итак, я счастлив был, я  наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался,

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья,

увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.

 

Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь - с “безметежной тоской”, со “счастьем тайных мук”,

с радастью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта  отразилсь в целом ряде лицейских стихотворений Пушктна.

 

Посидел с милой девушкой в беседке, -

 

Здесь ею счастлив был я раз

В восорге сладосном погас,

И время самое для нас

Остановилось на минуту!

 

Получил от нее незначительное письмицо, -

В нем радости мои; когда померкну я ,

Пускай оно груди бесчувственной коснется;

Быть может, милые друзья ,

Быть может , сердце вновь забьется .

 

11.

В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего тверского помешика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого, двоюродного брата Анны Петровны Керн.

 

 

Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности , заложили фундамент его гениального творчества.

И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!

 

Прости! Где б ни был я : в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому бртству верен я .

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы ?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

 

1. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.

2. И.И Пушин . “Записки о Пушкине. Письма” , Москва, 1989 год.

3. В. Воеводин. “Повесть о пушкине” , Ленинград, 1955 год.

4. Л. Дугин . “Лицей” , Москва,  1987 год.

5. М. Цветаева.  “Мой Пушкин” , Москва, 1981 год.

6. А. Терц. (А. Синявский) . “ Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.

 

 

Хостинг от uCoz