Мильон терзаний Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова Горе от ума).
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии Горе от ума, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго не везло в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: Софья начертана неясно. И только Гончаров в Мильоне терзаний в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Софья лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она так же как и Чацкий натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: Да что мне до кого? До них? До всей вселенны? Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит Да эдакий ли ум семейство осчастливит? Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей ухаживания Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена это один из самых драматичных моментов пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню Марью Болконскую из Войны и мира. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В Горе от ума есть исчерпывающее определение такого образования:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.
С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь отбывает повинность.
С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих и так до того момента, когда с бала да в могилу. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин просто идеал!
И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от молчалинского типа. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:
будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Даже это кривизна души, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.
Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие вот почему поистине драматичен образ главной героини Горя от ума.
Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи Мильон терзаний он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга.