тема: Москва в произведениях русской литературы.

Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Ги-

ляровский или дядюшка Гиляй,как его любовно называли москвичи.

"Я-москвич!Сколь счастлив тот ,кто может произнести это слово, вкла-

дывая в него себя.Я -москвич!"

Невозможно представить себе Москву конца Х1Х века и начала ХХ векам

без Гиляроского ,как немыслимо представить ее без Кремля,Третьяков-

ской галереи,Художественного театра.

Он был знатоком московского "дна",знатоком Хитровки- приюта нищих,

босяков,отщепенцев-по большей части одаренных простых людей,не наше-

дших себе ни места,ни занятия в тогдашней жизни.

Хитровка любила Гиляровского, как своего защитника,который не гнушал-

ся бедностью и понимал всю глубину хитрованско го горя и безрадостной

жизни.Сколько нужно бесстрашия,доброжелательства к людям и просто-

сердечия,чтобы завоевать любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

Один только Гиляровский мог спокойно и безнаказанно приходить в лю-

бое время дня и ночи в самые хитрованские притоны и ночлежки.Его ник-

то не посмел бы тронуть пальцем.Лучшей охранной грамотой было его ве-

ликодушие.Оно смиряло даже самые ожесточенные сердца.

Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву,

как Гиляровский. Было просто непостижимо,как может память одного

человека сохранить столько характерных историй о людях , улицах,

окраинах,площадях,садах и парках ,да, к примеру ,почти о каждом

трактире старой Москвы.У каждого трактира было свое лицо и свои

завсегдатаи-от аристократического "Трестого" до студенческой "Кома-

ровки" у Петровских ворот и от трактира для холодных сапожников у

Савелевского вокзала до знаменитого Гусева у Калужской заставы,где,

бряцая литаврами, лучшая в Москве трактирная машина- "оркестрион"

гремела песню:

"Шумел-горел пожар московский".

Каждому времени нужен свой летописец не только в области ис-

торических событий, но и летописец быта. Летописец быта с особой

резкостью и зримостью приближает к нам прошлое.Чтобы до конца понять

хотя бы Льва Толстого или Чехова , мы должны знать быт того времени.

Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для

того, кто знает быт пушкинского времени.

Поэтому так ценны для нас работы такого писателя ,как Гиляровский,

-летописца быта и комментатора своего времени.

К сожалению , таких писателей у нас почти не было.Да и сейчас нет.

А они делают огромное культурное дело.

О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: "Моя Москва".

Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был средоточием

артистической,газетной и художественной Москвы. По существу это был

(как и сейчас остался)музей культуры,живописи и быта чеховских времен.

Необходимо сохранить этот дом не только как культурную ценность,

как дом, связанный с именем Гиляровского , но и как образчик

московского житейского обихода конца Х1Х века.

Есть люди,без которых не может существовать литература.Это люди-своего

рода бродильные дрожжи , искристый винный сок. Не важно - много ли

они или мало написали. Важно , что они жили и вокруг них кипела

литературная жизнь того времени, а вся современная им история,вся жизнь

страны преломлялась в их деятельности.Важно то,что они определяли собой

свое время.

Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский-поэт,писатель и знаток Москвы.

О Москве писали наши классики."Москва... как много в этом слове для

сердца русского слилось,как много в нем отозвалось,"-восторженно писал

о Москве Пушкин.Именно в Москве он создал ряд своих произведений-стихо-

творение"Стансы","Кавказ"и многие другие.Москва,ее быт,различные мо-

менты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина.Стихотво-

рение"Воспоминания в Царском Селе" :

"Края Москвы, края родные,

Где на зоре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед...

Где ты,краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни...

...Все пламень истребил."

,стихотворение"Всеволжскому" и другие,трагедия"Борис Годунов",повести

"Гроовщик","Рославлев",очерк"Путешествие из Москвы в Петербург".Наибо-

лее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе

"Евгения Онегина":здесь есть и картины московских улиц:

"...Вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки,бабы,

Мальчишки,лавки,фонари,

Дворцы,сады,монастыри,

Бухарцы,сани,огороды,

Купцы,лачужки,мужики,

Бульвары,башни,казаки,

Аптеки,магазины моды,

Балконы,львы на воротах

И стаи галок на крестах",

и ироничные зарисовки московского "света",и исполненные лиризма строки:

"Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва...как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!".

Московские впечатления другого гения российской поэзии- Лермонтова от-

разились в очерке"Панорама Москвы":

"...Москва не безмолвная громада камней холодных,составленных в симме-

трическом порядке...нет!у нее есть своя душа,своя жизнь."

Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе"Княгиня Лиговская"и ряде

юношеских стихотворений.Поэтические картины Москвы времен Ивана Гроз-

ного воспроизведены в поэме"Песня...про купца Калашникова".Тема Москвы

раскрывается в стихотворении Лермонтова"Бородино".В поэме "Сашка" поэт

писал:

"Москва,Москва!..люблю тебя как сын,

Как русский,-сильно,пламенно и нежно!".

Поэты последующих поколений вновь и вновь возвращались в своих произ-

ведениях к нашей столице.Романтичный Александр Блок так рисует свои

впечатления в стихотворении "Утро в Москве":

"Упоительно встать в ранний час,

Легкий свет на песке увидать.

Упоительно вспомнить тебя,

Что со мною ты,прелесть моя.

 

Я люблю тебя,панна моя,

Беззаботная юность моя,

И прозрачная нежность Кремля

В это утро-как прелесть твоя."

Осип Мандельштам противопоставил зыбкой и туманной образности общего

потока современной ему русской поэзии реалистическую конкретность,точ-

ность и изобразительную осязаемость стиха.И даже в тяжелейшие для себя

и страны годы он писал о Москве замечательные строки.Поэт ощущает на-

ступление нового дня, неразрывно связанного со столицей:

"Москва-опять Москва. Я говорю ей:"Здравствуй!

Не обессудь..."

Москва становится для поэта средоточием и символом новизны времен,ис-

точником новой музыки.Мандельштам пишет стихи о Москве в совершенно

счастливой и радостной тональности:

"Река Москва в четырехтрубном дыме-

И перед нами весь раскрытый город:

Купальщики-заводы и сады

Замоскворецкие.Не так ли

Откинув палисандровую крышку

Огромного концертного рояля,

Мы проникаем в звучное нутро?"

Мандельштам тонко ощущает природу Москвы:

"Полночь в Москве.Роскошно буддийское лето.

С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких же-

лезных.

В черной оспе блаженствуют кольца бульваров...

Нет на Москву и ночью угомону,

Когда покой бежит из-под копыт.

* * *

Уж я люблю московские законы,

Уж не скучаю по воде Арзни.

В Москве черемухи да телефоны,

И казнями там имениты дни."

Марина Цветаева-поэт сложный и противоричивый.При всей сложности своего

письма и мышления она ощущала необыкновенную нежность к России и

Москве:

"Облака-вокруг,

Купола-вокруг.

Надо всей Москвой-

Сколько хватит рук!-

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

* * *

У меня в Москве-купола горят,

У меня в Москве-колокола звонят,

И гробницы, в ряд,у меня стоят,-

В них царицы спят и цари.

 

И не знаешь ты,что зарей в Кремле

Легче дышится-чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе- до зари."

Москва всегда служила и будет служит неиссякаемым источником вдохно-

вения для многих поколений российских писателей и поэтов.Величие Моск-

вы как символа России с ее сложной и романтической историей,нежное

очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших

произведений поэзии и прозы.

Хостинг от uCoz