тема: Москва в произведениях русской литературы.
Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Ги-
ляровский или дядюшка Гиляй,как его любовно называли москвичи.
"Я-москвич!Сколь счастлив тот ,кто может произнести это слово, вкла-
дывая в него себя.Я -москвич!"
Невозможно представить себе Москву конца Х1Х века и начала ХХ векам
без Гиляроского ,как немыслимо представить ее без Кремля,Третьяков-
ской галереи,Художественного театра.
Он был знатоком московского "дна",знатоком Хитровки- приюта нищих,
босяков,отщепенцев-по большей части одаренных простых людей,не наше-
дших себе ни места,ни занятия в тогдашней жизни.
Хитровка любила Гиляровского, как своего защитника,который не гнушал-
ся бедностью и понимал всю глубину хитрованско го горя и безрадостной
жизни.Сколько нужно бесстрашия,доброжелательства к людям и просто-
сердечия,чтобы завоевать любовь и доверие сирых и озлобленных людей.
Один только Гиляровский мог спокойно и безнаказанно приходить в лю-
бое время дня и ночи в самые хитрованские притоны и ночлежки.Его ник-
то не посмел бы тронуть пальцем.Лучшей охранной грамотой было его ве-
ликодушие.Оно смиряло даже самые ожесточенные сердца.
Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву,
как Гиляровский. Было просто непостижимо,как может память одного
человека сохранить столько характерных историй о людях , улицах,
окраинах,площадях,садах и парках ,да, к примеру ,почти о каждом
трактире старой Москвы.У каждого трактира было свое лицо и свои
завсегдатаи-от аристократического "Трестого" до студенческой "Кома-
ровки" у Петровских ворот и от трактира для холодных сапожников у
Савелевского вокзала до знаменитого Гусева у Калужской заставы,где,
бряцая литаврами, лучшая в Москве трактирная машина- "оркестрион"
гремела песню:
"Шумел-горел пожар московский".
Каждому времени нужен свой летописец не только в области ис-
торических событий, но и летописец быта. Летописец быта с особой
резкостью и зримостью приближает к нам прошлое.Чтобы до конца понять
хотя бы Льва Толстого или Чехова , мы должны знать быт того времени.
Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для
того, кто знает быт пушкинского времени.
Поэтому так ценны для нас работы такого писателя ,как Гиляровский,
-летописца быта и комментатора своего времени.
К сожалению , таких писателей у нас почти не было.Да и сейчас нет.
А они делают огромное культурное дело.
О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: "Моя Москва".
Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был средоточием
артистической,газетной и художественной Москвы. По существу это был
(как и сейчас остался)музей культуры,живописи и быта чеховских времен.
Необходимо сохранить этот дом не только как культурную ценность,
как дом, связанный с именем Гиляровского , но и как образчик
московского житейского обихода конца Х1Х века.
Есть люди,без которых не может существовать литература.Это люди-своего
рода бродильные дрожжи , искристый винный сок. Не важно - много ли
они или мало написали. Важно , что они жили и вокруг них кипела
литературная жизнь того времени, а вся современная им история,вся жизнь
страны преломлялась в их деятельности.Важно то,что они определяли собой
свое время.
Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский-поэт,писатель и знаток Москвы.
О Москве писали наши классики."Москва... как много в этом слове для
сердца русского слилось,как много в нем отозвалось,"-восторженно писал
о Москве Пушкин.Именно в Москве он создал ряд своих произведений-стихо-
творение"Стансы","Кавказ"и многие другие.Москва,ее быт,различные мо-
менты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина.Стихотво-
рение"Воспоминания в Царском Селе" :
"Края Москвы, края родные,
Где на зоре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...
Где ты,краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни...
...Все пламень истребил."
,стихотворение"Всеволжскому" и другие,трагедия"Борис Годунов",повести
"Гроовщик","Рославлев",очерк"Путешествие из Москвы в Петербург".Наибо-
лее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе
"Евгения Онегина":здесь есть и картины московских улиц:
"...Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки,бабы,
Мальчишки,лавки,фонари,
Дворцы,сады,монастыри,
Бухарцы,сани,огороды,
Купцы,лачужки,мужики,
Бульвары,башни,казаки,
Аптеки,магазины моды,
Балконы,львы на воротах
И стаи галок на крестах",
и ироничные зарисовки московского "света",и исполненные лиризма строки:
"Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва...как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!".
Московские впечатления другого гения российской поэзии- Лермонтова от-
разились в очерке"Панорама Москвы":
"...Москва не безмолвная громада камней холодных,составленных в симме-
трическом порядке...нет!у нее есть своя душа,своя жизнь."
Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе"Княгиня Лиговская"и ряде
юношеских стихотворений.Поэтические картины Москвы времен Ивана Гроз-
ного воспроизведены в поэме"Песня...про купца Калашникова".Тема Москвы
раскрывается в стихотворении Лермонтова"Бородино".В поэме "Сашка" поэт
писал:
"Москва,Москва!..люблю тебя как сын,
Как русский,-сильно,пламенно и нежно!".
Поэты последующих поколений вновь и вновь возвращались в своих произ-
ведениях к нашей столице.Романтичный Александр Блок так рисует свои
впечатления в стихотворении "Утро в Москве":
"Упоительно встать в ранний час,
Легкий свет на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты,прелесть моя.
Я люблю тебя,панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро-как прелесть твоя."
Осип Мандельштам противопоставил зыбкой и туманной образности общего
потока современной ему русской поэзии реалистическую конкретность,точ-
ность и изобразительную осязаемость стиха.И даже в тяжелейшие для себя
и страны годы он писал о Москве замечательные строки.Поэт ощущает на-
ступление нового дня, неразрывно связанного со столицей:
"Москва-опять Москва. Я говорю ей:"Здравствуй!
Не обессудь..."
Москва становится для поэта средоточием и символом новизны времен,ис-
точником новой музыки.Мандельштам пишет стихи о Москве в совершенно
счастливой и радостной тональности:
"Река Москва в четырехтрубном дыме-
И перед нами весь раскрытый город:
Купальщики-заводы и сады
Замоскворецкие.Не так ли
Откинув палисандровую крышку
Огромного концертного рояля,
Мы проникаем в звучное нутро?"
Мандельштам тонко ощущает природу Москвы:
"Полночь в Москве.Роскошно буддийское лето.
С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких же-
лезных.
В черной оспе блаженствуют кольца бульваров...
Нет на Москву и ночью угомону,
Когда покой бежит из-под копыт.
* * *
Уж я люблю московские законы,
Уж не скучаю по воде Арзни.
В Москве черемухи да телефоны,
И казнями там имениты дни."
Марина Цветаева-поэт сложный и противоричивый.При всей сложности своего
письма и мышления она ощущала необыкновенную нежность к России и
Москве:
"Облака-вокруг,
Купола-вокруг.
Надо всей Москвой-
Сколько хватит рук!-
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
* * *
У меня в Москве-купола горят,
У меня в Москве-колокола звонят,
И гробницы, в ряд,у меня стоят,-
В них царицы спят и цари.
И не знаешь ты,что зарей в Кремле
Легче дышится-чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе- до зари."
Москва всегда служила и будет служит неиссякаемым источником вдохно-
вения для многих поколений российских писателей и поэтов.Величие Моск-
вы как символа России с ее сложной и романтической историей,нежное
очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших
произведений поэзии и прозы.