Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова
лМильон терзаний╗.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом- это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он лчувствителен, и весел, и остер╗. Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется к лсвободной жизни╗ и требует лслужбы делу, а не лицам╗.
Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздроженнго какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет.
Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком лсочувствия живого╗, и уехать, увозя с собой только лмильон терзаний╗.
лМильон терзаний╗ и лгоре╗!- вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверено. Но борьба его истомила. Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе- и наносит удар всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.
Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Александр Андреевич точно л сам не свой╗, начиная с монолога ло французике из Бордо╗,- и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только лмильон терзаний╗.
Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его лмильон терзаний╗, он бы, конечно, сам сделал себе вопроc: лЗачем и за что наделал я всю эту кутерьму?╗ И, конечно, не нашел бы ответа.
Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, лжизнь свободную. Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Его идеал лсвободной жизни╗ определителен: это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода - лвперить в науки ум, алчущий познаний╗Е
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. И кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела- будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике- на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета лучиться, на старших глядя╗, с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к лсвободной жизни╗ вперед и вперед- с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состариться когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.