Образ Чацкого в комедии лГоре от ума╗

 

лГлавная роль, конечно, Ч роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а, была бы,

пожалуй, картина нравов╗.

(И.А. Гончаров)

 

     Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что лвольнее всяких дышит╗. Свобода личности Ч вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к лискусствам творческим, высоким и прекрасным╗, мечтают лв науки вперить ум, алчущий познаний╗, жаждут лвозвышенной любви, перед которой мир целыйЕ Ч прах и суета╗. Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

     Стремление Чацкого Ч служить отечеству, лделу, а не людям╗. Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

     И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, лденег, чтоб пожить╗, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал Ч лумеренность и аккуратность╗, их мечта Ч лзабрать все книги бы да сжечь╗.

     Итак, в центре комедии Ч конфликт между лодним здравомыслящим человеком╗ (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

     Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

     лТак! Отрезвился я сполна!╗Ч восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это Ч поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: лЧацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей╗. Гончаров считает, что роль всех Чацких Ч лстрадательная╗, но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

     Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, лжелезный╗ борец за истину и благо, долг и честь Ч таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. лУм с сердцем не в ладу╗,Ч говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому Ч это такие естественные черты! лАх, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад╗,Ч писал Пушкин в стихотворении лПризнание╗. Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты Ч как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

     И ещеЕ Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. лЧацкий Ч декабрист╗,Ч писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: лЧацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого╗. В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея лсвободной жизни╗ поистине обладает непреходящей ценностью.

Хостинг от uCoz