Революция в творчестве Александра Блока
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя !
(Александр Блок)
У нашего отряда в пионерлагере был девиз: И вечный бой ! Покой нам только снится, который мне очень
нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал настоящий, волею божьей поэт, по определению
А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле На поле Куликовом), замечательный патриот, ска-
завший: О Русь моя ! Жена моя ! .
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих
произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении Фаб-
рика он рассказывает о том, как недвижный кто-то, черный кто-то медным голосом завет.
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (Сытые), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые - сытые - скучали и не жили, в то время как кругом слышались мольбы о хлебе. Но вот
началась революция, слышен красный смех... знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев !
Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции Двенадцать. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец ! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой !
И это не пустые угрозы:
Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа ...
Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется первый революционер на земле Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, Революция и интеллигенция Блок
призывал: Слушайте революцию ! . Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови !
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи !
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то роман-
тически: Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... , то натуралистично: В зубах цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! (знак каторжника).
Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.
Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны
Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся
библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это человек бес-
страшной искренности, и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта гово-
рил, что уже не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок.