Дубаков Сергей, 132 гр.
`САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВА
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского
"Преступление и наказание"
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволеннности, возвышения одного человека над другим, "наполеоннизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа.
Впервые идея вседозволенности появляется у Доснтоевского на страницах романа "Двойник" и она же раснкрывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории.
Что же собственно представляет из себя эта теонрия ? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люнди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "велинких" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийнство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщинцы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).
"Все в руках человека, и все-то он мимо носу пронносит единственно от одной трусости", - думает Раснкольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слыншит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скан
жут. Но в ответ на вопрос : "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает : "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но на
самом деле... Мне кажется, что это элементарные человенческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", нгласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.
Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее слинваются для Раскольникова по ходу действия романа. Раснсказывая о своей статье, опубликованной в одном из журнналов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Соннечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.
Ведь если сам Раскольников оправдывает свое прес-
тупление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не доснтойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществленния "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта теонрия и дает первую брешь, во время практического исполннения. Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория ? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее ? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
Наказание за содеянное оказывается не менее
страшным чем само преступление - что может быть страшннее страданий и мучений человека, осознавшего свою ви-
ну, и, к концу повествования, полностью раскаившегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак-
туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, явнляется то, что общество, построенное на сиюминутной вынгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общеснтво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.