Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крыломЕ
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядамиЕ
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
лСобака╗
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения Ц одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова лсмерть╗, лжизнь╗, логонек╗ (в значении лжизнь╗), лконец╗. В произведении можно выделить следующие микротемы : погода (лна дворе воет страшная, неистовая буря╗), собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого Ц особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: лвоет страшная, неистовая буря╗. Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет лнеистовая╗. Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: лнемая╗, лбез слов╗. Другое олицетворение - чувство лживет╗. Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет лтрепетный╗.
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая лналетит╗, лмахнет╗ (метафора) на огонек жизни лхолодным широким крылом╗. Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и лодна жизнь жмется пугливо к другой╗ (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: лгляжу в глаза╗, лона сама себя не понимает - но я ее понимаю╗, лдве пары одинаковых глаз╗ и лв каждой из этих пар╗. Во втором случае повторение глагола лпонимать╗ используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания лона немая╗ и лона без слов╗ близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания лнет никакой разницы╗ и лмы тожественны╗ также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание лодин и тот же╗ (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова лчеловек╗ и лживотное╗. По словарю Ожегова животное Ц это лтакое живое существо, в противопоставление человеку╗.
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. лЭто две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.╗
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. лСмерть налетит, махнет на него своим холодным широким крыломЕ╗ В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: лНет! Это не животное и не человек меняются взглядамиЕ╗
Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: лОна немая, она без слов, она сама себя не понимает Ц но я ее понимаю╗. Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.
лИ конец!╗- подчеркивается необратимость, безвыходность. лНет! Это не животное и не человек меняются взглядамиЕ╗ - восклицательный знак используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. лКто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?╗. Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: лжизнь жмется╗. В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.
Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева
лСобака╗
Константинова И.А.
Группа 208