"Тpагедия Раскольникова".

     В центpе pомана Ф.Д.Достоевского "Пpестyпление и  наказание"  хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица,  бедного  стyдента Родиона  Раскольникова.  Раскольников  совеpшает   пpестyпление:    убивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестру, безобидную, простодушную Лизаветy.      Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не  воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется  героем  трагическим.

     В чем же трагедия  Раскольникова? своего  героя  Достоевский  наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с  прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен." В его  поступках, высказываниях, переживаниях мы  видим  высокое  чувство  человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее  бескорыстие.  Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он  спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был  едва  знаком.  Он  презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В  нем  нет  дурных  и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданнейший друг  Раскольникова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества,  восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека,  догадавшегося раньше всех о его преступлении.

     И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние.  Как,  почему  это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскарбленных", совершил  убийство  "по  теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью,  безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам  находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную  теорию  "крови по совести", а теория вылилась в преступление.

     Трагедия Раскольникова в том, что он,  согласно  своей  теории,  хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и  трагическое  для  героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими  и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено."

"Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион  понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам,  "перешагнули через кровь".

     Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым.  Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его  совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы  Петровны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим,  ни  хорошим  человеком,  нельзя назвать его и "серостью", скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к  сожалению,  в  результате берет свое зло - Аркадий Иванович кончает жизнь  самоубийством.  С Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в  своих  мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой,  чем  он сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову.

     Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая  должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из  всех  возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя,  почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не может находится рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется  природе,  он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

     Муки совести, леденящий душу страх, который  преследует  Раскольникова на каждом шагу, мысли о том,  что  он  не  Наполеон,  а  "тварь  дрожащая", "вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым  гнетом  ложится  на  душу  Раскольникова.  Родион  понимает  несостоятельность своей теории "сильного человека", она не выдержала проверки  жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной  идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

     Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что  читатель  убеждается: эти муки совести сильнее наказания катаргой.

     И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет  выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное  наказание  за свое преступление.

     Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в  девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по Достоевскому -  нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но  могут  оказаться  разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

 

" Униженные и оскорблённые "

 Роман Ф.М. Достоевского-это "психологический отчёт одного  преступления", преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в  романе речь идёт о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его преступник мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и оскорблённых", о социальных и нравственных законах, по которым живёт человечество.

 Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу,некуда пойти. Живёт он впроголодь, ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благородство есть.Он способен глубоко чувствовать,понимать,страдать не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах Мармеладова - боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблённый человек,но сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий своё падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,судьба которого сложилась так трагически

не только по его вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека.

 Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова."Можете судить потому,до какой степени её бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было идти".Но облегчения не наступило и после замужества:муж выгнан со службы и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников,плачут голодные дети.Не жестокость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким.

Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она "весь вечер в ногах у неё на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела".Мармеладов даёт жене точную характеристику,говоря,что она "горячая,гордая,непреклонная". Но человеческая гордость её,как и Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, "некуда идти" Катерине Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответствуют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову"странно и дико было смотреть на такое явление". Соню толкает на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:"больница...вино...кабаки и ещё больница...года через два-три - калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...".Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме безразличия,любопытства,злорадной насмешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга"враждебно и

с недоверчивостью".Все,кроме Раскольникова,слушают"забавника"Мармеладова, "фыркая","улыбаясь","зевая",а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зрителей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне  Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут"с наслаждением","хохотом и остротами".

 Роман"Преступление и наказание"отразил тревогу Достоевского за будущее человечества.Он показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут"униженные и  скорлённые"жить дальше нельзя."Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей,темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста,эгоизма и самопожертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных связей

между людьми и их разъединения,справедливого устройства социального мира и многие другие".

 

 

Хостинг от uCoz