Сочинение по pоманy Федоpа Михайловича Достоевского "Пpестyпление и наказание" на темy:

                     "Тpагедия Раскольникова".


 

     В центpе pомана Ф.Д.Достоевского "Пpестyпление и  наказание"  хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица,  бедного  стyдента Родиона  Раскольникова.  Раскольников  совеpшает   пpестyпление:    yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy.

Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не  вос-

принимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется  героем  трагинческим.

     В чем же трагедия  Раскольникова?  Своего  героя  Достоевский  наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с  прекраснными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен." В его  поступнках, высказываниях, переживаниях мы  видим  высокое  чувство  человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее  бескорыстие.  Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он  спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был  едва  знаком.  Он  презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В  нем  нет  дурных  и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданнейший друг  Раскольнинкова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества,  восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уванжение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека,  догадавшенгося раньше всех о его преступлении.

     И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние.  Как,  почему  это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскарбленных", совершил  убийство  "по  теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью,  безысходнностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам  находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную  теорию  "крови по совести", а теория вылилась в преступление.

     Трагедия Раскольникова в том, что он,  согласно  своей  теории,  хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и  трагическое  для  героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими  и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лунжиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два хан

рактера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено." "Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион  поннимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам,  "перешагннули через кровь".

     Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым.  Пернвый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременнно добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, напнример, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его  совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы  Петровнны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим,  ни  хорошим  человеком,  нельзя назвать его и "серостью", скорее, это человек, в душе которого борется добнро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к  сожалению,  в  рензультате берет свое зло - Аркадий Иванович кончает жизнь  самоубийством.  С Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в  своих  мечнтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой,  чем  он сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая  должна

была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из  всех  вознможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя,  почувствонвавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей: он не монжет находится рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется  природе,  он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

     Муки совести, леденящий душу страх, который  преследует  Раскольникова на каждом шагу, мысли о том,  что  он  не  Наполеон,  а  "тварь  дрожащая",


 

"вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносинмым  гнетом  ложится  на  душу  Раскольникова.  Родион  понимает  несостоянтельность своей теории "сильного человека", она не выдержала проверки  жизннью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной  идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

     Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что  читатель  убежндается: эти муки совести сильнее наказания катаргой.

     И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет  выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное  наказание  за свое преступление.

     Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в  девятнадцантом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по Достоевскому -  нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но  могут  оказаться  разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

Хостинг от uCoz