ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов лЗаписки охотника╗ (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах лРудин╗ (1856), лДворянское гнездо╗ (1859), лНакануне╗ (1860), лОтцы и дети╗ (1862), повестях лАся╗ (1858), лВешние воды╗ (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи Ч разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах лДым╗ (1867) и лНовь╗ (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские лСтихотворения в прозе╗ (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.
* * *
ТУРГ�ЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел Ч 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, Ч богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) Ч влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, Ч отразилось в повести лПервая любовь╗ (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в лСовременнике╗ тургеневские стихотворения лВечер╗ и лК Венере Медицийской╗ (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма лСтено╗).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода лНиколай I╗, на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке лПожар на море╗ (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
Вокруг лЗаписок охотника╗
В 1843 появляется поэма на современном материале лПараша╗, получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме (лПомещик╗, лАндрей╗, обе 1845) и прозе, близкой принципам лнатуральной школы╗ и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова (лАндрей Колосов╗, 1844; лТри портрета╗, 1846; лБретер╗, 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев Ч свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести лПетушков╗ (1848), лДневник лишнего человека╗ (1850), комедии лХолостяк╗ (1849), лГде тонко, там и рвется╗, лПровинциалка╗ (обе 1851), психологическую драму лМесяц в деревне╗ (1855).
Главное дело этого периода Ч лЗаписки охотника╗, цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа лХорь и Калиныч╗ (1847; подзаголовок лИз записок охотника╗ был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе лСмесь╗ журнала лСовременник╗); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы лКонец Чертопханова╗ (1872), лЖивые мощи╗, лСтучит╗ (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало лкрестьянской теме╗ в отечественной словесности, лЗаписки охотника╗ стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена ллишнего человека╗ (проблема, намеченная в лГамлете Щигровского уезда╗), и к осмыслению таинственного (лБежин луг╗), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью (лПевцы╗).
1850-е годы. Литературное окружение
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ лМуму╗). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью лДва приятеля╗, знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга лСовременника╗); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда Ч редакция лСовременника╗; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании лСтихотворений╗ Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести лЗатишье╗ (1854), лЯков Пасынков╗ (1855), лПереписка╗, лФауст╗ (обе 1856).
Романы
лРудиным╗ (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих лсовременность╗ перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок ллишний человек╗ Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий (лДворянское гнездо╗, 1859; события происходят в обстановке близящейся лвеликой реформы╗); лжелезный╗ болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но лчужой╗ и обреченный смерти (лНакануне╗, 1860); лновый человек╗ Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт (лОтцы и дети╗, 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а лновые╗ люди остаются людьми: лдюжинные╗ будут жить, а захваченные страстью или идеей Ч погибнут); зажатые меж лреакционной╗ и лреволюционной╗ пошлостью персонажи лДыма╗ (1867); революционер-народник Нежданов, еще более лновый╗ человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России (лНовь╗, 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов Ч героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью лГамлет и Дон Кихот╗, 1860).
В скитаниях
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая лПоездка в Полесье╗) он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет лАсю╗, одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского лРусский человек на rendez-vous╗, 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на левропейский, зимний╗ и лроссийский, летний╗ сезоны.
После лНакануне╗ и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова лКогда же придет настоящий день?╗ (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся лСовременником╗ (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с лмолодым поколением╗ усугубился романом лОтцы и дети╗ (памфлетная статья М. А. Антоновича лАсмодей нашего времени╗ в лСовременнике╗, 1862; так называемым лрасколом в нигилистах╗ во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева лБазаров╗, 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести лПризраки╗ (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в лЗаписках охотника╗ и лФаусте╗ мистические мотивы; эта линия получит развитие в лСобаке╗ (1865), лИстории лейтенанта Ергунова╗ (1868), лСне╗, лРассказе отца Алексея╗ (оба 1877), лПесни торжествующей любви╗ (1881), лПосле смерти (Клара Милич)╗ (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе лДовольно!╗ (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе лБесы╗, 1871).
Слава и грусть
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он Ч почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.
Наряду с рассказами о прошлом (лСтепной король Лир╗, 1870; лПунин и Бабурин╗, 1874) и упомянутыми выше лтаинственными╗ повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике (лЛитературные и житейские воспоминания╗, 1869-80) и лСтихотворениям в прозе╗ (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.
Литература:
Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.
Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб., 1995.
А. С. Немзер