Обзорный реферат по творчеству Ф.И.Тютчева
ученика 10 УБФ средней школы №206
Суханова Артема Владимировича
Учитель:Боброва Ирина Владимировна
Оценка:
ПЛАН
1.Вступление.
2.Краткие биографические данные.
3.Творческий путь великого поэта.
4.Ф.И.Тютчев и его современники.
5.Заключение.
Федор Иванович Тютчев
(1803-1873 гг.)
Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803Ч1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широнкой читающей публики, но и среди литераторов-совренменников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году л...Тургенев, Некрасов и К░ едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта╗. А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь лоткрытия╗ Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей лСовременника╗ на стихи уже немолодого понэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам лрусского поэтического гения╗.
Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 гонда в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловнской губернии. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, который вспоминал о своем ученике: лПо тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательнным успехом╗. В Московском университете Тютчев слуншал лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юного поэта в Общество любитенлей российской словесности.
По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. За гранинцей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне руснской языковой стихии, к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женился вторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических стантей и частной корреспонденции. По-русски писались только стихи.
Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодических изданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые (лУрания╗, лГалатея╗). Только в 1836 году целую подборку его стихов, правда, подписанных не полным именем, а ининциалами Ф. Т., напечатал в своем лСовременнике╗ Пушнкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценинтели поэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.
Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушнкина, Лермонтова казалось, что лзолотой век╗ русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были нонвые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а лположительная╗ проза. Все меньше печатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютнчев никогда не стремился стать профессиональным литенратором: издателям и поклонникам его творчества принходилось всякий раз уговаривать его дать стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет, естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-х годах Некрасов и Тургеннев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия, опубнликовав большую подборку их в лСовременнике╗. В 1654 году выходит в свет первый поэтический сборнник Тютчева, а второйЧон же последний прижизненнный Ч в 1868 году.
Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность, Тютчев писал родителям: лНе подлежит сомнению, что будь я еще на этой исходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу╗ . Мы не знаем, что имел в виду поэт, но дипломатиченской карьеры он не сделал. Однако вовсе не из-за отсутнствия интереса к политике Ч напротив, внешнеполитинческие вопросы всегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева. Свидетельства томуЧего публицистические статьи, его письма, воспоминания сонвременников. Россия, ее положение в мире, ее будущнностьЧпредмет неослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева: лДумаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее отнонсится╗. Поражение России в Крымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастнрофа и заставило его пересмотреть отношение к Никонлаю I и всему 30-летнему правлению этого лцаря лицендея╗, человека лчудовищной тупости╗.
Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однако принцип просвещенного самодернжавия, согласно его взглядам, должен был удовлетвонрять, в сущности, идеальным условиям, а именно: госундарственные чиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь Ччиновником. За 70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царнствование чаяниям поэта не отвечало Ч об этом можно судить по многочисленным его едким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: лВ Россию можно только верить╗, упования, основанные на убежндении, что судьбу России решит не лпена, плавающая на поверхности╗, а те могучие, невидимые силы, которые пока лтаятся в глубине╗. Тютчев илмел прекрасную возможность вблизи наблюдать за деятельностью государственной машины Ч ведь он до конца своих дней нахондился на государственной службе (сначала старшим ценнзором при Министерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет Ч председателем Комитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало на него обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютченва на положение дел внутри страны с течением времени становится все более пессимистическим. лВ правинтельственных сферах бессознательность и отсутствие сонвести достигли таких размеров, что этого нельзя понстичь, не убедившись воочию╗,Чвынужден признать он на склоне лет.
Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева Ч государственника и дипломата: лЧасть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями╗. Этой лчасти╗ обязаны своим появлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своем написанные лпо случаю╗ и в сонгласии с его принципом лсмягчать, а не тревожить╗ сердца лпод царскою парчою╗. Стихи эти значительно уступают в силе и художественности лирическим его произведениям, которые рождались из таинственных родников, сокрытых в глубине души.
Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог Ч таким предстает он в стихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь принроды, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоционнальная окраска большинства тютчевских стихотворенний определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощунщал поэт самовластье лчеловеческого Я╗ Ч проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей лсоборности╗, смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования Ч источники постоянной внутренней тревоги поэта. ТютнчевЧмятущийся агностикЧв поисках устойчивого минровоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм (лНе то, что мните вы, природа...╗, лПолдень╗), но внутренней убежнденности, стойкой веры в божественное начало, благонтворное и разлитое повсеместно, не было. Если для паннтеистического мировоззрения А. К. Толстого харакнтерен оптимизм, вызванный уверенностью, что лв одну любовь мы все сольемся вскоре...╗, то Тютчеву перспектива лслияния╗ рисуется весьма безрадостно. В стихонтворении лСмотри, как на речном просторе...╗ лчелонвеческое Я╗ уподобляется тающим льдинам, которые
Утратив прежний образ свой,
Все Ч безразличны, как стихия,Ч
Сольются с бездной роковой!..
Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ лвсепоглощающей и миротворной бездны╗ снова вознникнет в стихотворении поэта лОт жизни той, что буншевала здесь...╗.
В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положенние лмыслящего тростника╗. Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасаюнщие подозрения относительно самого существования зангадки лприроды-сфинкса╗ и наличия лтворца в твореннии╗ неотступно преследуют поэта. Его угнетает сознанние ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бытия,Ч лдлань нензримо-роковая╗ неуклонно пресекает ее напрасные и обнреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримо присутствует терзавшая Паскаля мысль: лМеня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространство╗. Вообнще философия Паскаля чрезвычайно близка мироощунщению Тютчева. В его поэзии немало образов и понянтий, встречающихся у французского философа, но едва ли не самое основное Ч это убеждение Тютчева, что лкорень нашего мышления не в умозрительной способнности человека, а в настроении его сердца╗ созвучное одному из основных положений философии Паскаля: лСердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум╗.
Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачная преграда Ч видимый мир Ч между человеком и лбездной╗ с ее лстрахами и мглами╗. У линшённого зрения лночного╗ человека обостряется слух, послышит он лгул непостижимый╗ или вой лветра ночнного╗, которые напоминают ему о лродимом╗, но не меннее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остнро ощущал поэт, что лночь страшна╗, красноречиво свиндетельствует стихотворение лАльпы╗, лишенное в отлинчие от других его произведений на тему лдень и ночь╗ философского звучания, но тем более поражающее мрачнными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:
Помертвелые их очи
В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир лс помощью пяти органов чувств╗., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым понкровом угадать великую тайлу природы. .
Тютчев-созерцатель создает такие лирические шендевры, как лВесенняя гроза╗, лЕсть в осени первонанчальной....╗, лЧародейкою Зимою..,╗ и - множество подобнных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестнных и образных пейзажных зарисовок.
Аполлон Григорьев писал: <<Пантеистическое сонзерцание, созерцание подчиненное, тяготеет над отноншениями к природе великорусской, но это подчиненное созерцание и сообщает им при переходе в творчество их особенную красоту и прелесть. Х<...> В Тютчеве, напринмер, возводит их, эти отношения, до глубины философнского созерцанья, до одухотворения природы>>.
Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобнщений космического порядка. Так родились стихи лВолнна и дума╗, лПевучесть есть в морских волнах...╗, лКак сладко дремлет сад темно-зеленый...╗ и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философнских: лSilentium!╗, лФонтан╗, лДень и ночь╗. Филонсофская лирика Тютчева менее всего лголовная╗, рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И. С. Тургенев: лКаждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влияннием чувства или сильного впечатления; вследствие этонго, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно╗.
Радость бытия, счастливое согласие с природой, безнмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупконсти жизни были неотвязными спутниками поэта. лЧувнство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием╗ Ч такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светнских салонов, блестящий и остроумный собеседник, лпрелестный говорун╗, по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден лизбегать во что бы то ни стало в течение восемнадцати часов из двадцати четынрех всякой серьезной встречи с самим собой╗. И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот канким видела отца дочь Тютчева Анна: лОн мне преднставляется одним из тех изначальных духов, таких тоннких, умных и пламенных, которые не имеют ничего обнщего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойнное╗.
Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспонкойство, умиротворять тревожную душу поэта. Могунщество весны объясняется ее торжеством над прошедншим и будущим, полным забвением бывшего и грядущенго уничтожения и распада:
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно рандуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели Ч лНе встретишь мертвого листа╗,Ч ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, принчастности лжизни божески - всемирной╗. Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженнству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: лБоже, как это прекрасно Ч весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!╗ Соверншенно те же чувства наполняют Тютчева:
Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный цвет, златые сны?.
На тютчевских лирических пейзажах лежит особеннная печать, отражающая свойства его собственной дуншевной и физической природы Ч хрупкой и болезненнной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непринвычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучнные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветнхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и т.п.
лВечный строй╗ природы то восхищает, то вызывает уныние поэта:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих Ч лишь грезою природы,
Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого Ч человека и природы Ч Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только лбеспомощное дитя╗, но он и равновелик ей в своей творческой потенции:
Связан, соединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Скажи заветное он слово Ч
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или менее категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский характер в так назынваемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно бонлее сильное чувство со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой:
Не раз ты слышала признаньем
лНе стою я любви твоей╗,
Пускай мое она созданье,Ч
Но как я беден перед ней...
Поэт-мыслитель всю жизнь Ч от ранней юности до последних дней болезненной старостиЧчрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, лпоединком роковым╗. Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, лкому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажнду любви...╗.
Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя обнщественное мнение. Ей была уготована лжизнь отренченья, жизнь страданья╗:
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
Не только лсвет╗ отвернулся от Елены Александнровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен ронковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылконсти, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собстнвенной недостойности, возмущение лбессмертной пошлонстью людской╗. Эта лпоследняя любовь╗ Тютчева длинлась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.
О, как убийственно мы любим!,
Как в буйной слепоте своей
Мы то всего вернее губим,
Тютчев очень тяжело переживал утрату:
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет Ч и не может...
Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: лДруг мой, теперь все испробованоЧничто не понмогло, ничто не утешило,Ч не живется Ч не живется Ч не живется...╗ В стихах лденисьевского цикла╗ особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием лО!╗, определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и мунки в стихах, посвященных памяти Елены Александровнны, что невольно в сознании возникает народное понянтие убивается... Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
Он пережил ее на девять лет. В эти последние годы Тютчев едва успевает оправляться от потерь близких ему людей: мать, брат, четверо детей...
Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так ненбрежно хранил, полагая:
В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.
Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечнно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: лТем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требонваниями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды╗.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ф.И.Тютчев. Избранная лирика.-М.,1986
2.А.Григорьев.Эстетика и критика.-М.,1980
3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982