Юрий Васильевич Бондарев
"Горячий снег"
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года
в городе Орске. В годы Великой Отечественной войны
писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от
Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951
год он учился в Литературном институте имени М. Горького.
Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов
"На большой реке" вышел в 1953 году.
Широкую известность принесли писателю повести
"Юность командиров", вышедшая в 1956 году, "Батальоны
просят огня" (1957 год), "Последние залпы" (1959 год).
Для этих книг характерны драматизм, точность и ясность
в описании событий военной жизни, тонкость
психологического анализа героев. В последствии вышли в
свет его произведения "Тишина" (1962 год), "Двое" (1964
год), "Родственники" (1969 год), "Горячий снег" (1969
год), "Берег" (1975 год), "Выбор" (1980 год), "Мгновения"
(1978 год) и другие.
С середины 60-х годов писатель работает над
созданием фильмов по своим произведениям; в частности,
он был одним из создателей сценария киноэпопеи
"Освобождение".
Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и
Государственных премий СССР и РСФСР. Его произведения
переведены на многие иностранные языки.
Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег"
занимает особое место, открывая новые подходы к
решению нравственных и психологических задач,
поставленных ещё в его первых повестях -- "Батальоны
просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне --
целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем
снеге" наибольшей полноты и образной силы. Первые
повести, самостоятельные во всех отношениях, были
вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть может
ещё не задуманному, но живущему в глубине памяти
писателя.
События романа "Горячий снег" разворачиваются под
Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками
6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942
года, когда одна из наших армий выдерживала в
приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала
Манштейна, который стремился пробить коридор к армии
Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или
неуспеха этой операции в значительной степени зависел
исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой
войны. Время действия романа ограничено всего
несколькими днями в течение которых герои Юрия
Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок
земли от немецких танков.
В "Горячем снеге" время стиснуто даже плотнее, чем в
повести "Батальоны просят огня". "Горячий снег" -- это
недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала
Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это
стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые
декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических
отступлений, будто у автора от постоянного напряжения
перехвачено дыхание, роман "Горячий снег" отличается
прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными
событиями Великой Отечественной войны, с одним из её
решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами
их судьбы освещаются тревожным светом подлинной
истории, в результате чего всё обретает особую
весомость, значительность.
В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не
всё читательское внимание, действие сосредоточено по
преимуществу вокруг небольшого числа персонажей.
Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи -- частица великой
армии, они -- народ, народ в той мере в какой
типизированная личность героя выражает духовные,
нравственные черты народа.
В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа
возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия
Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии
характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не
исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов --
командиров артиллерийских взводов, ни колоритными
фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из
народа,-- вроде немного трусливого Чибисова, спокойного
и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и
грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими,
как командир дивизии полковник Деев или командующий
армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и
принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице
чинов и званий, они составляют образ сражающегося
народа. Сила и новизна романа заключается в том, что
единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено
без особых усилий автора -- живой, движущейся жизнью.
Образ народа, как итог всей книги, быть может более
всего питает эпическое, романное начало повествования.
Для Юрия Бондарева характерна устремлённость к
трагедии, природа которой близка событиям самой войны.
Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности
художника, как тягчайшее для страны время начала войны,
лета 1941 года. Но книги писателя -- о другом времени,
когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа
русской армии.
Гибель героев накануне победы, преступная
неизбежность смерти заключает в себе высокую
трагедийность и вызывает протест против жестокости
войны и развязавших её сил. Умирают герои "Горячего
снега" -- санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый
еэдовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет
Касымов и многие другие... И во всех этих смертях
виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и
бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за
смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина
Дроздовского, они прежде всего -- жертвы войны.
В романе выражено понимание смерти -- как нарушение
высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит
Кузнецов на убитого Касымова: "сейчас под головой
Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое
лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-
белым, истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо
смотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на
свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённую
телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это
убило его и почему он так и не смог встать к прицелу. В
этом невидящем прищуре Касымова было тихое
любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и
одновременно спокойная тайна смерти, в которую его
опрокинула раскалённая боль осколков, когда он пытался
подняться к прицелу".
Ещё острее ощущает Кузнецов необратимость потери
ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрыт сам механизм
его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем
того, как Дроздовский послал на верную смерть
Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда
проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а
изменить ничего не сумел.
В "Горячем снеге", при всей напряжённости событий, всё
человеческое в людях, их характеры открываются не
отдельно от войны, а взаимосвязанно с нею, под её огнём,
когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника
сражений может быть пересказана отдельно от
индивидуальности его участников,-- бой в "Горячем снеге"
нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры
людей.
Существенно и весомо прошлое персонажей романа. У
иных оно почти безоблачно, у других так сложно и
драматично, что былая драма не остаётся позади,
отодвинутая войной, а сопровождает человека и в
сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлого
определили военную судьбу Уханова: одарённый, полный
энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но
он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова
определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды
Чибисова, едва не сломившие его (он провёл несколько
месяцев в немецком плену), отозвались в нём страхом и
многое определяют в его поведении. Так или иначе в
романе проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и
Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью
отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить
только к концу романа.
Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова.
Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его
позицию и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская
листовка, сообщающая отом, что сын Бессонова попал в
плен, попадает в контрразведку фронта в руки
подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и
службе Бессонова.
Весь этот ретроспективный материал входит в роман
так естественно, что читатель не ощущает его
отдельности. Прошлое не требует для себя отдельного
пространства, отдельных глав -- оно слилось с настоящим,
открыло его глубины и живую взаимосвязанность одного и
другого. Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а
сообщает ему большую драматическую остроту,
психологизм и историзм.
Точно так же поступает Юрий Бондарев и с портретами
персонажей: внешний облик и характеры его героев
показаны в развитии и только к концу романа или со
смертью героя автор создаёт полный его портрет. Как
неожиданен в этом свете портрет всегда подтянутого и
собранного Дроздовского на самой последней странице --
с расслабленной, разбито-вялой походкой и непривычно
согнутыми плечами.
Такое изображение требует от автора особой зоркости
и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения
их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся
возможность тайны или внезапного озарения. Перед нами
весь человек, понятный, близкий, а между тем нас не
оставляет ощущение, что прикоснулись мы только к
краешку его духовного мира,-- и с его гибелью
чувствуешь, что ты не успел ещё до конца понять его
внутренний мир. Комиссар Веснин, глядя на грузовик,
сброшенный с моста на речной лёд, говорит: "Какое всё-
таки война чудовищное разрушение. Ничто не имеет цены".
Чудовищность войны более всего выражается -- и роман
открывает это с жестокой прямотой -- в убийстве
человека. Но роман показывает также и высокую цену
отданной за Родину жизни.
Наверное, самое загадочное из мира человеческих
отношений в романе -- это возникающая между
Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и кровь,
её сроки, опрокидывающие привычные представления о
времени,-- именно она способствовала столь
стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство
складывалось в те короткие сроки марша и сражения,
когда нет времени для размышлений и анализа своих
чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности
Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А
вскоре -- так мало времени проходит -- Кузнецов уже
горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек
взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от
слёз лицо, "снег на рукаве ватника был горячим от его
слёз".
Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском,
лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа,
открывается нам как личность нравственная, цельная,
готовая на самопожертвование, способная объять своим
сердцем боль и страдания многих. .Личность Зои познаётся
в напряжённом, словно наэлектризованном пространстве,
которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением
женщины. Она как бы проходит через множество испытаний,
от назойливого интереса до грубого отвержения. Но её
доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она
воистину сестра солдатам.
Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги,
её главные события, её суровую, жестокую реальность
женским началом, лаской и нежностью.
Один из важнейших конфликтов в романе -- конфликт
между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту
отдано немало места, он обнажается очень резко, и легко
прослеживается от начала до конца. Поначалу
напряжённость, уходящая ещё в предысторию романа;
несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже
стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется,
трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую
речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная
гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором
отчасти повинен Дроздовский,-- всё это образует
пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную
несовместимость их существований.
В финале пропасть эта обозначается ещё резче:
четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском
котелке только что полученные ордена, и глоток, который
каждый из них сделает, это прежде всего глоток
поминальный -- в нём горечь и горе утрат. Орден получил и
Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его
-- он уцелевший, раненный командир выстоявшей батареи,
генерал не знает о тяжких винах Дроздовского и скорее
всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны.
Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне
от собравшихся у солдатского честного котелка.
Крайне важно, что все связи Кузнецова с людьми, и
прежде всего с подчинёнными ему людьми, истинны,
содержательны и обладают замечательной способностью
развития. Они на редкость не служебны -- в отличие от
подчёркнуто служебных отношений, которые так строго и
упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во
время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь
он проявляет своё хладнокровие, отвагу, живой ум. Но он
ещё и духовно взрослеет в этом бою, становится
справедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми
свела его война.
Отдельного повествования заслуживают отношения
Кузнецова и старшего сержанта Уханова -- командира
орудия. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях
1941 года, а по военной смекалке и решительному
характеру мог бы, вероятно, быть превосходным
командиром. Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы
застаём Уханова и Кузнецова в конфликте: это
столкновение натуры размашистой, резкой и самовластной
с другой -- сдержанной, изначально скромной. С первого
взгляда может показаться, что Кузнецову предстоит
бороться и с бездушием Дроздовского, и с анархической
натурой Уханова. Но на деле оказывается, что не уступив
друг другу ни в одной принципиальной позиции, оставаясь
самими собой, Кузнецов и Уханов становятся близкими
людьми. Не просто людьми вместе воюющими, а
познавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими. А
отсутствие авторских комментариев, сохранение грубого
контекста жизни делает реальным, весомым их братство.
Наибольшей высоты этическая, философская мысль
романа, а также его эмоциональная напряжённость
достигает в финале, когда происходит неожиданное
сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без
непосредственной близости: Бессонов наградил своего
офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него
Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стол на
рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более
возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь.
Например, потрясённый гибелью Веснина, Бессонов винит
себя в том, что из-за своей необщительности и
подозрительности он помешал сложиться между ними
дружеским отношениям ("такими, как хотел Веснин, и
какими они должны быть"). Или Кузнецов, который ничем не
мог помочь гибнущему на его глазах расчёту Чубарикова,
терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это,
"казалось, должно было произойти потому, что он не успел
сблизиться с ними, понять каждого, полюбить...".
Разделённые несоразмерностью обязанностей,
лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал
Бессонов движутся к одной цели -- не только военной, но
и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга,
они думают об одном и в одном направлении ищут истину.
Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о
соответствии ей своих поступков и устремлений. Их
разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как
брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к
народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.
_______________________________________
_______________
План.
1. Биография.
2. Место и время действия романа "Горячий снег".
3. Анализ произведения.
а. Образ народа.
b. Трагедийность романа.
с. Смерть как величайшее зло.
d. Роль прошлого героев для настоящего.
е. Портреты персонажей.
f. Любовь в произведении.
g. Кузнецов и люди.
а. Зоя.
б. Дроздовский.
в. Уханов.
h. Близость душ Бессонова и Кузнецова.
4. Цель жизни героев романа.
Список использованной литературы.
1. Ю.В. Бондарев, "Горячий снег".
2. А.М. Борщаговский, "Одно сражение и вся жизнь".