Слово арго произошло от фр.argot- речь определенных, замкнутых групп, которая создается с целью языкового обособления. Это в основном специальная или своеобразно освоенная общеупотребительная лексика.
Жаргон-от фр.jargon-речь социальной или профессиональной группы,которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений.Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений.
т.н.сленг противостоит официальному,общепринятому языку и, по мнению лексикографов, до конца понятен лишь представителям узкого круга лиц, принадлежащих к той или иной социальной или профессиональной группе, которая ввела в обиход данное слово или выражение.
Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днем в связи с не просто демократизацией, но и вульгаризацией общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации, особенно телевидение, которое смотрят все. Жаргон теснит респектабельную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.
С течением времени ( особенно в 20-м веке ) ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь сленга. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций были добавлены тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия.
Языковые новшества отражаются в средствах массовой информации, естественно,что они находят свое отражение и в жаргоне. В нем - вызов правильной жизни.
Сленг быстрее других языковых пластов отражает тенденцию сжатости в слове. Эта тенденция наблюдается достаточно сильно и в разговорной речи. Например, выражение Restaurant universitaire во Франции уже произносят как Resto-u, слово sympathique произносится sympa. Даже сами термины арго и жаргон устаревают, уступая место более краткому, односложному slang.
Социальные диалекты русского языка делятся на 3 большие группы: арго, жаргоны и условно-профессиональные языки ( М.А. Грачев )
Жаргоны бывают классово-прослоечные, производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям. К производственным жаргонам относятся сленги любых профессий, непосвященному понять их очень трудно, например, сленг программистов и торговцев оргтехникой: мамка-материнская плата, красная сборка-оборудование, произведенное в России, пент-компьютер с процессором пентиум ( кстати, здесь также присутствует тенденция сжатости, упомянутая выше ).
Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат -с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы. Например, увлечение наркотиками ввело в язык такие слова как машинка-шприц, колеса-таблетки ( изначально-с содержанием наркотика, но сейчас этим словом можно назвать любую таблетку ), ширяться -колоться, и.т.п. То, что эти слова знают все, говорит о повышающейся активности наркоманов, об увеличении их числа. Жаргоны солдат и матросов срочной службы: литеха-лейтенант, дух-солдат который служит первые полгода; жаргоны школьников: училка-учительница, и.т.п.; жаргоны студентов: война-занятия по военной подготовке; общебытовые молодежные жаргоны: бутыльмен-бутылка; жаргоны неформальных молодежных группировок: хайр-волосы ( слово заимствовано из англ. hair-волосы ), с последним жаргоном очень тесно переплетается сленг музыкантов, т.к. вся неформальная культура построена на музыке.
Молодежь привлекает в жаргонизмах необычность звучания, эмоционально-экспрессивная окраска.
Подавляющее большинство жаргонных слов музыкантов -заимствования из английского языка: дум-одно из направлений в музыке ( от англ. doom-судьба ), попса -популярная музыка ( из англ. заимствовано только понятие: popular music ), у музыкантов, связанных с уголовным миром, свой сленг: жмура тянуть -играть на похоронах.
Жаргоны группировок людей по интересам -наиболее распространенные, у любителей домино: забить козла -поиграть в домино, и.т.п.
Чаще всего жаргоны используются для забавы. Их возникновение не связывается с особой необходимостью в этом, в них отсутствует секретность или условность ( М.А. Грачев )
Кроме жаргонов существует т.н. феня. Этот термин обозначает речь деклассированных элементов, ботать по фене -говорить на воровском языке. Первоначально это выражение имело вид: по офене болтать т.е. говорить на языке офеней, мелких торговцев. У офеней был свой условно-профессиональный язык, который они использовали при обмане покупателей или в опасных ситуациях, когда нужно было скрыть свои намерения и действия. В наше время слово феня употребляется вне фразеологического оборота и обозначает лексику деклассированных элементов.
Причины создания условно-профессиональных языков следующие:
1. Люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих, оставаясь непонятыми.
2. Желание скрыть секреты своего ремесла и торговли.
3. Необходимость в изоляции от враждебно настроенных сил.
4. Стремление к речевой выразительности.
Условно-профессиональные языки ремесленников и торговцев функционировали до революции 1917г. В современной речи они не используются.
Особое место среди социальных диалектов занимает арго деклассированных элементов, которое существовало еще в глубокой древности. Некоторые исследователи считают арго искусственным и тайным языком, другие ( Д.С. Лихачев ) полагают, что это реакция деклассированных элементов на окружающую среду ( враждебную ).
Основные функции арго:
1. Конспиративная. Арго вырабатывается стихийно, многие слова могут перейти из арго в обычный разговорный язык ( существуют такие слова, которые перешли к нам из арго разбойников 17в. ), более того, в наше время в язык проникает все больше слов деклассированных ( свидетельство их возрастающей активности ). Тем не менее, арго непонятно для непосвященных, и это преступный мир использует в своих целях.
2. Опознавательная. Арго -пароль, по которому узнают друг друга деклассированные элементы ( В.М. Жирмунский ). Когда вора вводят в новую камеру, он спрашивает: Люди есть? ( люди -воры, соблюдающие воровские правила ). При отрицательном ответе он может ударить надзирателя и тем самым попасть не в камеру, где находятся его враги, а в штрафной изолятор ( Ж.Росси, Справочник по ГУЛАГу ).
3. Номинативная. В арго существует большое количество слов и фразеологизмов, которые используются для обозначения тех предметов и явлений, для которых нет эквивалента в литературном языке. Например: катран -игорный дом, где работают шулеры, лох -жертва преступления.
4. Мировоззренческая. Сниженность и вульгаризм воровской речи -особенность нашего восприятия, а в восприятии самого вора она носит героический, приподнятый характер ( Д.С.Лихачев ).
Однако, этот героический характер зависит от ситуации. При
общении деклассированных между собой многие плохие с
нашей точки зрения слова имеют нейтральный характер.
Значительное число арготизмов преступным миром
воспринимается иначе, чем законопослушными людьми.
Например арготизмы мусор, красик обозначают не
только работника милиции, но и социального врага. Для
честного человека хаза- притон, а для вора- конспиративное
место, где можно отдохнуть.
В арго имеются слова, которые достаточно четко отражают предметы и явления окружающей действительности. Именно поэтому многие арготизмы перешли в просторечие и даже в литературный язык, например: доходяга- слабый, истощенный человек.
Образность арготизмов отличается от образности слова литературного языка. Названия животных и других посторонних предметов могут употребляться для хар-ки человека и его действий
( баклан -хулиган, газовать-пить спиртные напитки ).
В арго, как и в литературном языке, широко распространена синонимия. Для обозначения понятия попасться употребляется: погореть, подзалететь, подзасекнуться. Наибольшее количество синонимов имеют слова, наиболее употребительные среди деклассированных.
Арго тесно взаимодействует с другими подсистемами русского языка: жаргонами, просторечным языком, даже литературным языком. Одни арготизмы переходят без изменения, другие частично или полностью меняют лексическое значение.
Чтобы проникнуть в литературный язык, арготизм должен часто употребляться в речи, иметь яркую эмоционально-экспрессивную окраску, давать удачную характеристику предмету или явлению и не быть грубым и вульгарным. Например, слово беспредел, первоначально это нарушение воровских законов, но сейчас оно выражает другое понятие и все идет к тому, что оно станет литературным.
В настоящее время арго употребляется в прессе и даже в литературе для придания речи живости, ведь даже президент употребляет в разговоре просторечные слова, следовательно, нельзя относиться к арго, как к чему-то, что загрязняет русский язык, это такая же неотъемлимая часть языка наравне с просторечием.
КОНЕЦ